Инвентаризация и переоценка основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:28, курсовая работа

Описание

Настоящее положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах в организации. Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 мес. или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Основные средства, их группировка и оценка в учете
1.1. Понятие основных средств ……………………………………………..7
1.2. Классификация основных средства.........................................................8
1.3. Оценка и переоценка основных средств……………………………...12
2. Учет основных средств
2.1. Аналитический и синтетический учет наличия и движения основных средств……………………………………………………………………….16
2.2. Учет амортизации основных средств…………………………………22
2.3. Учет ремонта основных средств………………………….....................29
2.4. Учет выбытия основных средств………………………………………33
3. Инвентаризация и переоценка основных средств…………………….37
Заключение………………………………………………………………………....43
Список использованной литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Бух учет основных средств.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

- 01 “Основные средства” (активный);

- 02 “Амортизация основных средств” (пассивный);

- 91 “Прочие доходы и расходы” (активно-пассивный).

Счет 01 “Основные средства” предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.

Стоимость основных средств, поступивших в качестве вклада в уставный капитал, оформляют бухгалтерскими записями:

Дебет счета 08 “Вложения во внеоборотные активы”

Кредит счета 75 “Расчеты с учредителями”                     

      Дебет счета 01 “Основные средства”                                   

Кредит счета 08 “Вложения во внеоборотные активы”

Основные средства, приобретенные за плату у других организа­ций и лиц, а также созданные в самой организации, отражают по де­бету счета 01 “Основные средства” и кредиту счета 08 “Вложения во внеоборотные активы”.(13.C.123)

Безвозмездные принятые основные средства приходуют по дебе­ту счетов 08 “Вложения во внеоборотные активы” и кредиту счета 98 “Доходы будущих периодов”, субсчет 2 “Безвозмездные поступ­ления”. Стоимость безвозмездно полученных основных средств по мере начисления амортизации по ним списывается с субсчета 2 “Без­возмездные поступления” счета 98 в кредит счета 91 “Прочие дохо­ды и расходы”.

Следовательно, по безвозмездно принятым основным средствам составляются следующие бухгалтерские записи:

Дебет счета 08 “Вложения во внеоборотные активы”      на первона

Кредит счета 98 “Доходы будущих периодов”                  чальую               

и др. счетов                стоимость

 

             

Дебет счета 01 “Основные средства”                                                 на первона
       Кредит счета 08 “Вложения во внеоборотные активы”       чальную

              стоимость

 

Дебет счетов учета затрат (25, 26 и др.)                                        ежемесячно

Кредит счета 02 “Амортизация основных средств”              на  сумму

              амортизации

 

Дебет счета 98 “Доходы будущих периодов”                              ежемесячно
        Кредит счета 91 ‘Прочие доходы и расходы”                        на сумму   

                                      амортизации

При выбытии основных средств накопленная амортизация по объекту списывается в уменьшение его первоначальной стоимости. При этом дебетуют счет 02 “Амортизация основных средств” и кре­дитуют счет 01 “Основные средства”.(13.C.124)

При выбытии основных средств вследствие продажи, по причи­не ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 “Основные средства” в дебет счета 91 “Прочие доходы и расходы”. Кроме того, по дебету счета 91 отражают все расходы, связанные с выбытием основных средств, а по кредиту - все поступления, связанные с выбытием ос­новных средств (выручка от продажи объектов, стоимость материа­лов, лома, утиля, полученных при ликвидации объектов, и др.).

Таким образом, на счете 91 “Прочие доходы и расходы” формиру­ется финансовый результат от выбытия основных средств. Ежемесяч­но этот финансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 “Прибыли и убытки”.

При продаже основных средств их продажную стоимость отража­ют по дебету счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” или 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” и кредиту счета 91 “Прочие доходы и расходы”. Одновременно остаточную стоимость основных средств списывают с кредита счета 01 “Основные средства” в дебет счета 91, а сумму амортизации по проданным основным сред­ствам - в дебет счета 02 “Амортизация основных средств” и кредит счета 01. В дебет счета 91 списывают также НДС по основным сред­ствам (с кредита счета 68 “Расчеты по налогам и сборам”) и расходы по продаже основных средств с кредита счета 23 “Вспомогательные производства” и др.

При безвозмездной передаче основных средств их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 “Основные средства” в де­бет счета 91 “Прочие доходы и расходы”, а сумму амортизации - с кредита счета 01 в дебет счета 02 “Амортизация основных средств”. Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке по безвозмездно передаваемым объектам отражают по дебету счета 91 с кредита со­ответствующих расчетных и других счетов. Финансовый результат от безвозмездной передачи основных средств списывают со счета 91 на счет 99 “Прибыли и убытки”.(13.C.124)

Основные средства, переданные в счет вклада в уставный капи­тал (фонд) других организаций и в счет вклада в общее имущество по договору простого товарищества, списывают по остаточной стои­мости в дебет счета 58 “Финансовые вложения” с кредита счета 01 “Основные средства”, а сумму амортизации по переданным основ­ным средствам - с кредита счета 01 в дебет счета 02 “Амортизация основных средств”. Дополнительные расходы, связанные с передачей основных средств, списывают в дебет счета 91 с кредита соответ­ствующих счетов.

Разница между согласованной оценкой вклада (которая должна быть отражена по счету 58) и остаточной стоимостью основных средств отражается на счете 91 “Прочие доходы и расходы” в каче­стве операционного дохода или расхода. При этом если согласован­ная оценка превышает остаточную стоимость основных средств, то на сумму разницы дебетуют счет 58 и кредитуют счет 91. Если со­гласованная оценка ниже остаточной стоимости, то разницу отража­ют по дебету счета 91 и кредиту счета 58.

Вместо двух записей по списанию остаточной стоимости основ­ных средств, переданных в счет вклада в уставный капитал других организаций и по договору простого товарищества, можно составить одну запись:

Дебет счета 58 - на согласованную стоимость

Кредит счета 01 - на остаточную стоимость

Кредит счета 91 - на превышение согласованной стоимости

над остаточной;

 

Дебет счета 91 - на превышение остаточной стоимости

над согласованной.

 

По окончании отчетного периода (месяца, квартала) определяют разность между дебетовыми и кредитовыми оборотами по каждому субсчету счета 91 “Прочие доходы и расходы” и списывают ее на счет 99 “Прибыли и убытки”. Превышение дебетового оборота над кредитовым отражают по дебету счета 99 и кредиту счета 91, а пре­вышение кредитового оборота над дебетовым - по дебету счета 91 и кредиту счета 99.(13.C.125)

Выявленные по инвентаризации неучтенные основные средства подлежат оприходованию по дебету счета 01 “Основные средства” с кредита счета 91 “Прочие доходы и расходы” с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц (у бюджетных организаций излишки относят на увеличение финансирова­ния или фондов).

Для учета выбытия основных средств к счету 01 “Основные сред­ства” может открываться субсчет “Выбытие основных средств”. В де­бет этого субсчета переносят стоимость выбывшего объекта, а в кре­дит - сумму накопленной амортизации. Остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 “Основные средства” на счет 91 “Прочие до­ходы и расходы”.

Таким образом, учет основных средств (фондов) организуется централизованно в бухгалтерии предприятия по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов. Под инвентарным объектом понимается законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, относящимися к данному объекту.

Учет наличия и движения основных средств, за исключением арендованных, ведется на синтетическом счете 01 “Основные средства” по первоначальной стоимости. Счет 01 “Основные средства”– активный, инвентарный.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. УЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов начисления амортизационных отчислений:

- линейный способ,

- способ уменьшаемого остатка,

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования,

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции
(работ, услуг).

Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение срока полезного использования объекта основных средств. Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгал­терскому учету.(13.С.126)

Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:

- при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исхо­дя из срока полезного использования этого объекта;

- при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нор­мы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использо­вания этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в со­ответствии с законодательством Российской Федерации;

- при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе - число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаме­нателе - сумма чисел лет срока службы объекта;

- при способе списания стоимости пропорционально объему продук­ции (работ) - исходя из натурального показателя объема продукции (ра­бот) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

Пример определения месячной суммы амортизации при линейном способе.

Первоначальная стоимость объекта - 120000 руб. Срок службы определен в 10 лет. Годовая сумма амортизации составит 12000 руб. (120000 руб.: 10 лет), а месячная - 1000 руб. (12000 руб.: 12 месяцев).(13.С.126)

Пример определения месячной суммы амортизации при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).             

Первоначальная стоимость грузового автомобиля - 120000 руб. Пробег ав­томобиля определен в 120000 км. Сумма амортизации составит 1 руб. на 1 км (120000руб.: 120000км). (13.С.126)

Пример расчета годовых сумм амортизации по методу уменьша­емого остатка представлен в таблице 2.1.

Согласно таблице первоначальная стоимость объекта составляет 100000 руб. Организация ре­шила применять удвоенную норму амортизации. Ликвидационная стоимость объекта - 5000 руб.

При сроке службы в пять лет норма амортизации при прямолинейном мето­де составляет 20% в год (100%: 5 лет). При методе уменьшаемого остатка с уд­военной нормой списания норма амортизации будет равна 40% (20% х 2). Эта фиксированная ставка в 40% относится к остаточной стоимости в конце каждого года. Предполагаемая ликвидационная стоимость не принимается во внимание при расчете амортизации по годам, кроме последнего года. В последний год сумма амортизации исчисляется вычитанием из остаточной стоимости на начало пос­леднего года ликвидационной стоимости.

При методе уменьшаемого остатка сумма амортизации по годам уменьшается.

Пример расчета годовых сумм амортизации при способе списа­ния стоимости объекта по сумме чисел лет срока полезного использо­вания представлен в таблице 2.2. (13.С.127)

Согласно таблице предполагаемый срок эксплуатации объекта - пять лет. Сумма чисел лет эк­сплуатации составит 15(1+2+3+4+5). В 1-й год указанный ранее коэффици­ент соотношения составит 5/15, во 2-й - 4/15, в 3-й - 3/15, 4-й - 2/15, 5-й - 1/15. Первоначальная стоимость объекта - 150000 руб.

Данные таблицы 2.2. показывают, что с годами сумма амортизации уменьшается. Соответственно изменяются накопленная амортизация и остаточная стоимость амортизации.

Организация вправе выбирать способ начисления амортизации. Однако для целей налогообложения начисление амортизационных отчислений по основным средствам осуществляется в соответствии со ст. 258 и 259 гл. 25 НК РФ:

- амортизируемое имущество распределяется на 10 групп в соответствии со сроками его полезного использования;

- налогоплательщик начисляет амортизацию линейным или нелинейным методом.

При линейном методе сумма амортизации за месяц определяется умножением первоначальной стоимости объекта на норму амортиза­ции для данного объекта, а при нелинейном — умножением остаточ­ной стоимости объекта на норму амортизации для соответствующе­го объекта.

Линейный метод начисления амортизации применяют по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в группы 8-10 амортизируемого имущества, к остальному амортизируемому имуще­ству организация вправе применять любой из двух указанных мето­дов начисления амортизации.

Информация о работе Инвентаризация и переоценка основных средств