Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:28, курсовая работа
Настоящее положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах в организации. Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 мес. или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.;
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Основные средства, их группировка и оценка в учете
1.1. Понятие основных средств ……………………………………………..7
1.2. Классификация основных средства.........................................................8
1.3. Оценка и переоценка основных средств……………………………...12
2. Учет основных средств
2.1. Аналитический и синтетический учет наличия и движения основных средств……………………………………………………………………….16
2.2. Учет амортизации основных средств…………………………………22
2.3. Учет ремонта основных средств………………………….....................29
2.4. Учет выбытия основных средств………………………………………33
3. Инвентаризация и переоценка основных средств…………………….37
Заключение………………………………………………………………………....43
Список использованной литературы………………………
Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Определение срока полезного использования объекта основных средств при его отсутствии в технических условиях или неустановлении в централизованном порядке производится исходя из:
- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы всех планово-предупредительных видов ремонта;
- нормативно-правовых и других ограничений использования объекта (например, срок аренды). (13.С.128)
В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев нахождения объекта на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации и перевода его на консервацию на срок более трех месяцев.
Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).
Объекты основных средств стоимостью не более 10000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике, а также приобретенные книги, брошюры и другие издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.
В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.
Суммы амортизации организации рассчитывают ежемесячно в размере 1/12 от годовой нормы и оформляют специальной разработочной таблицей “Расчет амортизации основных средств” (при журнально-ордерной форме учета) или машинограммой аналогичного содержания. Эти регистры служат основанием для отражения амортизации основных средств на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
На практике сумму амортизации за отчетный период определяют следующим образом: к сумме амортизации, начисленной в прошлом месяце, прибавляют сумму амортизации со стоимости поступивших основных средств за прошлый месяц и вычитают сумму амортизации со стоимости основных средств, выбывших в прошлом месяце.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его списания.(13.C.129)
Затраты на приобретение основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения налогоплательщик вправе списать на расходы в момент принятия объектов в эксплуатацию.
Если основные средства были приобретены до перехода на упрощенную систему налогообложения, то их стоимость списывается на расходы в зависимости от срока их использования.
Так, стоимость объектов со сроком полезного использования до трех лет налогоплательщик вправе признать в качестве расхода в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения. Стоимость основных средств со сроком полезного использования от 3 до 15 лет признается в расходах в течение 3 лет (в 1-й год - 50%, во 2-й год - 30%, в 3-й год - 20% стоимости основных средств). Если срок использования основных средств составляет более 15 лет, то признание его стоимости в расходах будет осуществляться равными долями в течение 10 лет.(13.C.129)
Для учета амортизации основных средств используют пассивный счет 02 “Амортизация основных средств”. Этот счет предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.
Начисленную сумму по собственным основным средствам производственного назначения отражают по дебету счетов издержек производства и обращения (23 “Вспомогательные производства”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы” и др.) и кредиту счета 02 “Амортизация основных средств”.(13.C.130)
По основным средствам, сданным в текущую аренду, сумма амортизации отражается по дебету счета 91 “Прочие доходы и расходы” и кредиту счета 02 (если арендная плата формирует операционные доходы), а по основным средствам непроизводственного назначения - по дебету счета 29 “Обслуживающие производства и хозяйства” и кредиту счета 02.
По объектам жилищного фонда, внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного и дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.), а также у некоммерческих организаций сумма износа начисляется по нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в конце года на забалансовом счете 010 “Износ основных средств”.
Сумма амортизации по полностью амортизированным основным средствам не начисляется.
При поступлении в организацию основных средств, ранее бывших в эксплуатации, срок их полезного использования у нового собственника определяют вычитанием из срока полезного использования, установленного для новых объектов, срока их фактической эксплуатации у прежнего собственника.
Пример. Организация приобрела объект основных средств за 120000 руб. Норма амортизации по данному объекту составляет 12 лет, и у продавца объект амортизировался 7 лет. У покупателя объект должен амортизироваться 5 лет (12-7). Годовая норма амортизации составит 20% (100: 5). Ежегодная сумма амортизации по объекту составит 24000 руб. (120000 руб. х 20: 100).(13.C.130)
При поступлении основных средств, по которым срок их службы истек, получатель такого объекта устанавливает новый срок его эксплуатации самостоятельно.
При выбытии собственных основных средств сумму амортизации по ним списывают в дебет счета 02 “Амортизация основных средств” с кредита счета 01 “Основные средства”.
Аналитический учет по счету 02 “Амортизация основных средств” ведут по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств.
Накопление и использование амортизационного фонда в бухгалтерском учете не отражается. В составе выручки от продажи продукции (работ, услуг) амортизационные отчисления зачисляют на расчетный счет или другие счета предприятия и списывают с этих счетов на финансирование капитальных вложений в основные средства.
Как уже отмечалось, организация вправе выбирать способ начисления амортизации.
Малые предприятия в соответствии с Федеральным законом “О государственной поддержке малого предпринимательства” от 14.06.95 г. № 88-ФЗ могут применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов, в два раза превышающую нормы, установленные для соответствующих видов основных средств. Наряду с применением ускоренной амортизации малые предприятия могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроками службы свыше трех лет.
Итак, амортизация (начисление износа) — это отражение стоимости физического и морального износа основных средств. Амортизация дает возможность перенести часть балансовой стоимости основных средств на себестоимость продукции.
Основные средства списываются на себестоимость в производство частями. Во - первых, это связано с тем, что объекты основных средств не переносятся непосредственно на продукцию (работы, услуги). Во - вторых, срок эксплуатации основных средств превышает один год. В - третьих, стоимость основных средств, как правило, высока и включение ее сразу в себестоимость вызовет нежелательные финансовые последствия.
Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов начисления амортизационных отчислений:
- линейный способ,
- способ уменьшаемого остатка,
- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования,
- способ списания стоимости пропорционально объему продукции
(работ, услуг).
2.3. УЧЕТ РЕМОНТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Согласно “Положению о составе затрат”, расходы на содержание и ремонт основных средств относятся к текущим затратам, то есть включаются в себестоимость текущего, среднего и капитального ремонта. Затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных средств в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются. Методические указания рекомендуют проводить ремонт в соответствии с планом, исходя из системы планово–предупредительных работ, включающих в себя текущий, средний, капитальный и особо сложный ремонт основных средств.(4.С.213)
По объему и характеру производимых ремонтных работ ремонт основных средств может быть капитальным и текущим. Они различаются сложностью, объемом и сроками выполнения. Ремонты основных средств могут осуществляться хозяйственным способом, т.е. силами самой организации, или подрядным способом (силами сторонних организаций).
В обоих случаях на каждый ремонтируемый объект составляют ведомость дефектов. В ней указывают работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания ремонта, намечаемые к замене детали, нормы времени на работы и изготовление заменяемых деталей, сметную стоимость ремонта в постатейном разрезе.
Если капитальный ремонт выполняется хозяйственным способом, то на основании ведомости дефектов в отделе главного механика выписывают наряды-заказы. Первый экземпляр наряда-заказа передается цеху - производителю ремонта, второй - в бухгалтерию для ведения аналитического учета по данному заказу, а третий остается в отделе главного механика для контроля за сроками выполнения заказа. На основании ведомости дефектов и наряда-заказа выписываются документы на получение со склада необходимых запасных частей и материалов, рабочие наряды на изготовление, монтаж и реставрацию отдельных деталей и узлов.(13.С.131)
Приемка отремонтированного объекта из капитального ремонта оформляется актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. По поступлении акта в бухгалтерию в инвентарной карточке делают отметку о произведенных работах. Кроме того, акт о приемке-сдаче служит основанием для списания фактической себестоимости капитального ремонта.
Нормативными документами по бухгалтерскому учету разрешается использовать три варианта учета затрат по ремонту основных средств.
При первом варианте фактические расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ремонту основных средств, организации могут относить прямо на счета издержек производства и обращения с кредита соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов (счета 10 “Материалы”, 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” и др.).
При наличии ремонтных мастерских операции по учету ремонта основных средств, осуществляемого хозяйственным способом, отражают, как правило, предварительно на активном синтетическом счете 23 “Вспомогательные производства”. По дебету этого счета учитывают фактические затраты по проведенному капитальному и текущему ремонтам собственных основных средств, а с кредита счета фактическую себестоимость ремонтных работ списывают на счета учета затрат на производство (20, 23, 25 и др.). Сальдо по счету 23 дебетовое и показывает затраты по незаконченному капитальному или текущему ремонту основных средств. В балансе эти затраты отражаются по статье “Незавершенное производство”.
Оприходование строительных и других материалов, полученных при ремонте объектов основных средств, осуществляется по дебету соответствующих материальных счетов (10) и кредиту счета 23 “Вспомогательные производства”.(13.С.132)
Первый вариант учета затрат по ремонту основных средств применяют, как правило, при равномерных расходах по ремонту в течение года или при небольших объемах ремонтных работ.
При втором варианте учета затрат на ремонт основных средств организации создают резерв на осуществление ремонтных работ. Для учета созданного резерва целесообразно открыть субсчет “Резерв на ремонт основных средств” по пассивному счету 96 “Резервы предстоящих расходов”.
Отчисления в резерв оформляются следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 25 “Общепроизводственные расходы”
(и других счетов производственных затрат)
Кредит счета 96 “Резервы предстоящих расходов”
Фактические расходы по ремонту основных средств списывают в дебет счета 96 с кредита счетов 10, 70, 69 и др. или счета 23.
По окончании отчетного года затраты на ремонт основных средств должны быть списаны на издержки производства или обращения в сумме фактически произведенных затрат.
В связи с этим сумму резерва, превышающую фактически произведенные затраты на ремонт, по окончании года старнируют. При недостатке резервной суммы на величину недостатка либо составляют дополнительную проводку по начислениям в резерв, либо списывают указанную величину на издержки производства или обращения.
Сальдо по субсчету “Резерв на ремонт основных средств” счета 96 “Резервы предстоящих расходов”, как правило, должно соответствовать затратам по незаконченному ремонту сложных объектов.
При третьем варианте затраты по ремонту основных средств вначале учитывают по дебету счета 97 “Расходы будущих периодов” (с кредита материальных, расчетных и других счетов или счета 23), а с этого счета в течение года, как правило, равномерно списывают на счета издержек производства (обращения). Данный вариант учета расходов по ремонту основных средств целесообразно использовать в тех организациях сезонных отраслей промышленности, где основная часть расходов по ремонту основных средств приходится на первые месяцы года, когда еще не создан ремонтный фонд.(13.С.133)
На капитальный ремонт, осуществляемый подрядным способом, организация заключает договор с подрядчиком. Приемка законченного капитального ремонта оформляется актом приемки-сдачи. Законченные капитальные работы оплачиваются подрядчику из расчета сметной стоимости их фактического объема. Затраты по капитальному ремонту, осуществляемому подрядным способом, могут быть списаны с кредита счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” в дебет счетов издержек производства и обращения, в дебет счетов 96 “Резервы предстоящих расходов” и 97 “Расходы будущих периодов” (в зависимости от варианта учета расходов по ремонту основных средств).
Информация о работе Инвентаризация и переоценка основных средств