Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета. Организация и техника проведения инвентаризации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:12, курсовая работа

Описание

Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета с помощью различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс, отчетность, оценка и калькуляция.
В данной работе рассматривается один из важнейших элементов метода бухгалтерского учета – инвентаризация.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
1. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДА
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА……………………………………………………4
1.2 Количество проводимых инвентаризаций………………………….5
1.3 Основные цели инвентаризации…………………………………….6
1.4 Причины проведения инвентаризации……………………………...7
1.5 Классификация инвентаризаций…………………………………….8
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ………………….9
2.1 Последовательность выполнения работ при инвентаризации…...10
2.2 Инвентаризация денежных средств в кассе……………………….14
2.3 Сроки инвентаризации………………………………………….......15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………..18

Работа состоит из  1 файл

Теория бух.учета.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

1. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК  ЭЛЕМЕНТ МЕТОДА

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА……………………………………………………4

1.2 Количество проводимых  инвентаризаций………………………….5

1.3 Основные цели инвентаризации…………………………………….6

1.4 Причины проведения  инвентаризации……………………………...7

1.5 Классификация инвентаризаций…………………………………….8

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНИКА  ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ…………………………………………………………….9

2.1 Последовательность  выполнения работ при инвентаризации…...10

2.2 Инвентаризация денежных средств в кассе……………………….14

2.3 Сроки инвентаризации………………………………………….......15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….17

Список используемой литературы……………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Главными задачами бухгалтерского учета являются:

  • обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами, сметами;
  • формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности организации, необходимый для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, поставщиками, кредиторами, налоговыми и банковскими органами;
  • выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование, своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно–финансовой деятельности.

Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета  с помощью различных способов и приемов, совокупность которых  называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс, отчетность, оценка и калькуляция.

В данной работе рассматривается  один из важнейших элементов метода бухгалтерского учета – инвентаризация.

 

 

 

 

1. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДА

БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА

Инвентаризация (от лат. Inventarium-нахожу, обнаруживаю)-один из обязательных приемов бухгалтерского учета, проведение которого в России регламентируется Федеральным законом о бухгалтерском учете № 129-ФЗ, 
Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Роль инвентаризации менялась во времени. В эпоху Древнего Рима инвентаризация применялась при оценке наследуемого имущества (по цене возможной продажи) для закрепления его за новым владельцем (наследником) и определения размера налогов (на наследство, а впоследствии — на имущество).

Почти (а может быть, и более чем) пятисотлетняя практика статического бухгалтерского учета выделяла на первый план физическую инвентаризацию имущества и долговых обязательств как основной этап выявления имущественного положения собственников, т. е. построения баланса фиктивной или реальной ликвидации.

Идеи Жака Савари о контрольной функции инвентаризации (обеспечение сохранности имущества собственника через обеспечение соответствия фактически наличного имущества данным бухгалтерского учета), изложенные в 1673г., нашли преломление спустя многие годы в период динамической бухгалтерской практики, когда одновременно со сплошной перманентной инвентаризацией свершившихся фактов хозяйственной жизни (отражение в первичных документах и в бухгалтерских регистрах последствий этих ФХЖ) периодически проводятся физические сплошные или тематические инвентаризации.

 

Сегодня инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия средств данным бухгалтерского учета. Она позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены документально и отражены в бухгалтерском учете, а также внести необходимые исправления и уточнения.

1.2 Количество  проводимых инвентаризаций.

Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Обязательные инвентаризации проводятся:

    • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
    • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться раз в 3 года, а библиотечных фондов - раз в 5 лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
    • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
    • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
    • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
    • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации;
    • при коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

1.3 Основные  цели инвентаризации.

Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все  виды финансовых обязательств (основные средства; товарно-материальные ценности и денежные средства; незавершенное  производство; расходы будущих периодов; средства в расчетах; документы строгой отчетности; а также ценности, которые не принадлежат данному предприятию).

Основными целями инвентаризации являются:

1. выявление фактического  наличия имущества; 

2. проверка правильности  данных текущего учета и выявление  допущенных ошибок;

3. отражение неучтенных  хозяйственных и финансовых операций;

4. контроль сохранности  имущества;

5. контроль за полнотой  и своевременностью расчетов  по хозяйственным договорам и  обязательствам, по уплате налогов  и сборов;

6. проверка условий  и порядка хранения товаров;

7. выявление залежавшихся, неходовых, устаревших товаров;

8. проверка состояния  учета и организация движения  товарных запасов;

9. проверка отражения  всех хозяйственных операций  в документах и в бухгалтерском  учете и т. д.

 

1.4 Причины проведения инвентаризации.

Необходимость инвентаризации обусловлена рядом причин, основными  из которых являются:

1. Выявление возможных  ошибок в учете, которые могут  привести к серьезным материальным  потерям - штрафам за сокрытие  прибыли.

2. Изменение физических свойств товарно-материальных ценностей. Некоторые материальные ценности (например, продукты питания) в результате естественной убыли меняют свои физические свойства (масса, объем и т. д.) или просто приходят в негодность. С помощью инвентаризации выявляется действительное положение дел, что отражается документально.

3. Стихийные бедствия, пожар, авария и т. д.

4. Кражи, злоупотребления.

5. Недоверие к материально  ответственному лицу.

6. Проведение ревизий,  аудиторских проверок.

7. В случае смены бригадира при бригадной материальной ответственности.

8. По требованию судебно-следственных  органов.

1.5 Классификация  инвентаризаций.

При полноте проверки имущества инвентаризация бывает:

    • Полная - проверка охватывает все средства без исключения (как правило, такая проверка проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчётности);
    • Частичная - охватывается один вид средств или обязательств.

По своему характеру  инвентаризации делят на:

    • Плановая - в утверждённые сроки;
    • Внеплановая (внезапная) - проводят по распоряжению руководителя, вышестоящих органов и по требованию органов дознания судебных органов, прокуратуры;
    • Повторные - может быть проведена в случае сомнений в качестве проведённой инвентаризации;
    • Контрольно – перепроверяемая - такого рода инвентаризация проводится в том случае, если руководитель даёт задание проверить работу лиц, которые проводили инвентаризацию (как правило, проверяется 10 % имущества).

 

 

 

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ  И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ

ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Для проведения инвентаризации создаётся специальная инвентаризационная комиссия. При большом объёме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объёме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризации допускается возлагать на неё. Персональный состав рабочих инвентаризационных комиссий утверждается руководителем организации.

В состав комиссии включаются представители администрации организации, работники, главный бухгалтер или его заместитель, другие специалисты. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

К началу инвентаризации должна быть закончена обработка  приходных - расходных первичных документов, сделаны все записи в аналитическом, синтетическом учёте и выведены остатки, все ценности должны быть разложены по названиям, сортам, размерам и т.д.

При инвентаризации фактическое  наличие имущества определяют путём обязательного подсчёта, взвешивания, обмера непосредственно в местах хранения (закрепления) имущества.

Инвентаризация проводится по каждому  материально - ответственному лицу и  месту хранения (складу), обязательно  в присутствии материально - ответственного лица. Все данные о выявленных и подсчитанных данных заносят в инвентаризованные описи. Материально - ответственное лицо даёт расписку, что все ценности, отмеченные в описи, приняты им на ответственное хранение и никаких претензий к комиссии у него нет. По окончанию инвентаризации описи передают в бухгалтерию для сопоставления с данными бухгалтерского учёта.

Инвентаризация расчётов проводится путём сопоставления выписок  из лицевых счетов с бухгалтерскими записями по счетам.

Комиссия высылает дебиторам  или кредиторам выписки из счетов и просит подтвердить в кратчайшие сроки.

 

 

2.1 Последовательность  выполнения работ при

инвентаризации.

1. Издаётся приказ  о проведении инвентаризации (форма  приложения 1 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств), в котором указывается состав инвентаризационной комиссии (председатель, члены), что конкретно подлежит инвентаризации, сроки начала завершения работ, сдачи материалов инвентаризации в бухгалтерию.

2. Делается запись в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма приложения 2 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств) о начале проведения инвентаризации. При этом заполняются графы: дата и номер приказа, состав инвентаризационной комиссии, расписка в получении приказа (согласно приказу и фактически). Все последующие графы книги о результатах проведения инвентаризации заполняются после её завершения.

3. Проводится инвентаризация, и составляются соответствующие инвентаризационные описи и акты по каждому виду инвентаризуемого имущества и обязательств.

4. По отдельным объектам  имущества и обязательств при  необходимости делаются контрольные  проверки правильности проведения  инвентаризации, и составляется акт контрольной проверки правильности проведения инвентаризации ценностей по форме приложения 3 к методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. В акте отмечаются фактические суммы инвентаризации и контрольной проверки и фиксируются расхождения (плюсовые и минусовые).

5. О выявленных результатах  контрольных проверок делаются  записи в книге учёте контрольных  проверок правильности проведения  инвентаризации по форме 4 к  Методическим указаниям по инвентаризации  имущества и финансовых обязательств. В книге фиксируются все выявленные отклонения при контрольных проверках и принятые решения администрации по результатам контрольных проверок.

6. Составляются сличительные  ведомости результатов инвентаризации: ф. № Инв. - 18 Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств и ф. № Инв. - 19 Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей, в которые из соответствующих инвентаризационных ведомостей заносятся, развёрнуто выявленные результаты инвентаризации: суммы излишков и недостач.

Информация о работе Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета. Организация и техника проведения инвентаризации