Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета. Организация и техника проведения инвентаризации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:12, курсовая работа

Описание

Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета с помощью различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс, отчетность, оценка и калькуляция.
В данной работе рассматривается один из важнейших элементов метода бухгалтерского учета – инвентаризация.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
1. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДА
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА……………………………………………………4
1.2 Количество проводимых инвентаризаций………………………….5
1.3 Основные цели инвентаризации…………………………………….6
1.4 Причины проведения инвентаризации……………………………...7
1.5 Классификация инвентаризаций…………………………………….8
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ………………….9
2.1 Последовательность выполнения работ при инвентаризации…...10
2.2 Инвентаризация денежных средств в кассе……………………….14
2.3 Сроки инвентаризации………………………………………….......15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………..18

Работа состоит из  1 файл

Теория бух.учета.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

7. Делаются итоговые  записи в книге контроля за  выполнением приказов о проведении  инвентаризации по форме приложения 2 к Методическим указаниям по  инвентаризации имущества и финансовых  обязательств: заполняются графы 11-22 книги (дата окончания инвентаризации по приказу и фактически, суммы недостач и излишков окончательные, дата утверждения результатов руководством, дата принятия мер по недостачам - погашение недостач либо передачи дела в следственные органы, отметка о погашении недостач, оприходовании излишков).

8. Подводятся итоги  инвентаризации, и составляется  сводная ведомость результатов  по форме приложения 5 к Методическим  указаниям по инвентаризации  имущества и финансовых обязательств, в которой указываются: наименования и номер счетов, по которым выявлены недостачи и излишки, фиксируются суммы недостач и излишков и суммы, установленных норм имущества, после чего определяются направления списания недостач и потерь (зачёт по пересортице, списание в пределах норм убыли, отнесение на виновных лиц, списание на убытки).

9. Отражение результатов  инвентаризации по соответствующим  счетам бухгалтерского учёта.

 

 Суммы, выявленные  по инвентаризации излишков приходуют  по дебету соответствующих счетов, по которым они выявлены, и относят в кредит счёта 91 "Прочие доходы и расходы".

 Суммы выявленных  в ходе инвентаризации недостач  ценностей списывают с кредита  счетов соответствующих ценностей  в дебет счёта 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". По кредиту 94 учитывают списание недостач и потерь в зависимости от причин их возникновения.

Недостача материальных ценностей, денежных средств и другого  имущества, а также порча сверх  норм естественной убыли (с учётом зачтённых  излишков по пересортице) относятся  со счёта 94 на виновных лиц (дебет счёта 73 "Расчёты с персоналом по прочим операциям", субсчёт 2 "Расчёты по возмещению материального ущерба", кредит счёта 94). В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются со счёта 94 в дебет счёта 91 "Прочие доходы и расходы".

 

2.2 Инвентаризация денежных средств в кассе.

Производится в соответствие с порядком ведения кассовых операций. При инвентаризации денежных знаков и др. ценностей в кассе предприятия принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги, почтовые марки.

Наличные деньги определяются фактически наличием денежных знаков при полистном пересчете и  сверке с учётными данными.

Проверка ценных бумаг  и бланков производится по видам бланков. Проверка ценных бумаг производится с учетом начала и конца номеров бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам. Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм с данными квитанций сопроводительных документов.

Инвентаризация средств  на соответствующих счетах производится путем сверки остатков сумм, числящихся на счетах с данными выписок банков из этих счетов.

Инвентаризация денежных средств в кассе оформляется  актом, где перед проведением инвентаризации кассир дает расписку в том, что к началу проверки все соответствующие документы сданы в бухгалтерию предприятия и все поступившие денежные средства оприходованы, а выбывшие списаны.

При инвентаризации ценных бумаг и бланков составляется соответствующая инвентаризационная опись, в которой также сначала дается расписка кассира.

В инвентаризационные описи  включаются все ценные бумаги с указанием  наименования, кода, номера серии, указывается  номинальная стоимость, количество и сумма, выводится результат инвентаризации. В описи дается итог количества порядковых номеров, приводится прописью сумма фактически; в конце ведомости дается расписка кассира, что, проверка проведена в его присутствии и что к комиссии претензий нет, все ценные бумаги приняты на ответственное хранение.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учёте и  отчётности того месяца, в котором  была закончена инвентаризация, а  по годовой инвентаризации - в годовом  бухгалтерском отчёте.

2.3 Сроки инвентаризации:

    • Основные средства - не менее раза в 2-3 года.
    • Капвложения - не менее 1 раза в год перед составлением годового отчета, но не ранее 1 декабря отчетного года.
    • Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства - перед составлением годового отчета, но не ранее 1 октября отчетного года, и, кроме того, в сроки, установленные вышестоящей организацией.
    • Незавершенный капремонт и расходы будущих периодов - не менее 1 раза в год.
    • Готовая продукция на складах - не менее раза в год перед составлением годового отчета, но не ранее 1 октября.
    • Малоценные и быстро изнашивающиеся предметы - не менее раза в год.
    • Нефть и нефтепродукты - не реже раза в месяц.
    • Сырье и прочие материалы - не реже раза в год перед составлением годового отчета, но не ранее 1 октября отчетного года.
    • Денежные средства, документы строгой отчетности - не менее раза в месяц.
    • Расчеты с банками - по мере получения выписок из банков, а по переданным в банк расчетным документам - на первое число каждого месяца.
    • Расчеты по платежам в бюджет - не менее раза в квартал.
    • Расчеты с дебиторами и кредиторами - не менее 2 раз в год.
    • Остальные статьи баланса - на первое число месяца, следующего за отчетным годом.

Все решения инвентаризационной комиссии протоколируются. Протоколы  в зависимости от размера и характера недостач утверждаются руководителем предприятия или вышестоящей организацией по ходатайству руководства предприятия. На основании утверждённых протоколов бухгалтерия производит записи по счетам, проводя тем самым в соответствие данные инвентаризации и текущего учёта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По ряду причин не все  явления хозяйственной деятельности могут быть зарегистрированы в момент их совершения (хищения, убыль). Такие  операции выявляют путем инвентаризации, с помощью результатов которой документально оформляют неучтенные операции для обеспечения соответствия учетных и фактических данных.

Инвентаризация преследует ряд задач и целей. Существуют случаи, когда инвентаризация должна проводится в обязательном порядке. Как мы видим, роль инвентаризации очень велика - с ее помощью проверяется правильность данных текущего учета материальных и денежных средств, выявляются ошибки, допущенные в учете, принимаются на учет не учтенные хозяйственные объекты, контролируется сохранность хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных лиц.

Инвентаризация имеет  большое значение для правильного  определения затрат на производство продукции, выполненных работ и  оказанных услуг, для сокращения потерь товарно-материальных ценностей, предупреждения хищений имущества и т.п. Инвентаризация содействует укреплению предприятия, предупреждает возможные имущественные потери. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется не только сохранность материальных ценностей, но и проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.

Только благодаря этому  методу бухгалтерского учета можно  установить соответствие между количеством и качеством имущества указанного в бухгалтерском балансе и имущества в действительности находящимся на предприятии.

 

Список используемой литературы.

 

1. Астахов В.П. Теория  бухгалтерского учета, Москва: ИКЦ  «МарТ», 2003.

2. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета, (учебник для ВУЗов): Москва: Юнити - Дана, 2003.

3. Брыкова Н.В. Основы  бухгалтерского учета, Москва: ИЦ  «Академия», 2006.

4. Гомола А.И. Бухгалтерский  учет, Москва: ИЦ «Академия», 2006.




Информация о работе Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета. Организация и техника проведения инвентаризации