Инвентаризация материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:59, реферат

Описание

В случаях, предусмотренных законодательством, организации обязаны проводить инвентаризацию материально-производственных запасов, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.
Инвентаризация является не только важным общехозяйственным мероприятием, но и элементом учетной политики. Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона №129-ФЗ, при формировании учетной политики организации должен быть утвержден порядок проведения инвентаризации имущества организации.

Работа состоит из  1 файл

инвентаризация мпз.docx

— 33.01 Кб (Скачать документ)


Министерство  образования и науки Российской Федерации

Московский  государственный университет экономики  статистики и информатики (МЭСИ)


Бурятский филиал МЭСИ

 

                                            Дисциплина:  
Бухгалтерские технологии проведения и формирования инвентаризации

Специальность:  Экономика. Бухгалтерский  учет 

 

 

 

 

Реферат

Инвентаризация  материально-производственных запасов.

 

 

Выполнила: студент(ка) Панецкая Мария гр. ДЛЭ-101

Проверил : преподаватель ______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ 2013

 

В случаях, предусмотренных  законодательством, организации обязаны  проводить инвентаризацию материально-производственных запасов, в ходе которой проверяется  и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.

Инвентаризация является не только важным общехозяйственным  мероприятием, но и элементом учетной  политики. Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона №129-ФЗ, при формировании учетной  политики организации должен быть утвержден  порядок проведения инвентаризации имущества организации.

Необходимо обратить особое внимание на важность этого положения, так как во многих организациях (особенно в сфере малого бизнеса) инвентаризации либо вообще не проводятся, либо проводятся с нарушением установленных правил, что приводит к формальному заполнению инвентаризационных описей и актов  по данным регистров бухгалтерского учета (без проведения натуральной /вещественной проверки).

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень запасов, проверяемых при  каждой из них, определяется руководителем  организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона №129-ФЗ инвентаризация в обязательном порядке проводится в следующих случаях:

·   при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

·   перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

·   при смене материально ответственных лиц;

·   при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

·   в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

·   при реорганизации или ликвидации организации;

·   в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Напомним читателям, что  в соответствии с пунктом 27 Положения  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, утвержденного  Приказом Минфина Российской Федерации  от 29 июля 1998 года №34н перед составлением годовой бухгалтерской отчетности может не проводится инвентаризация того имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.

Основными целями инвентаризации являются:

·   выявление фактического наличия имущества (как собственного, так и не принадлежащего организации, но числящегося в бухгалтерском учете) в целях обеспечения его сохранности, а также выявление неучтенных объектов;

·   определение фактического количества материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства;

·   сопоставление фактически полученных данных о наличии имущества в натуре с данными аналитического и синтетического учета (выявление излишков и недостач);

·   проверка полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств, а также возможность оценки товарно-материальных ресурсов с учетом их рыночной стоимости и фактического физического состояния. В Федеральном законе №129-ФЗ подчеркивается необходимость подтверждения правильности и достоверности оценки имущества и обязательств, а не возможность для руководителя организации устанавливать по результатам инвентаризации оценку учитываемого объекта, которую он считает правильной и достоверной;

·   проверка соблюдения правил и условий хранения товарно-материальных ценностей.

Основу инвентаризации материально-производственных запасов составляет полная или выборочная проверка наличия ценностей специально созданной комиссией.

Это может быть постоянно  действующая инвентаризационная комиссия, рабочая комиссия, разовая комиссия.  

Постоянно действующая, в организационно-контрольные функции, которой входит проведение плановых инвентаризаций, а также выборочных инвентаризаций и контрольных проверок в межинвентаризационный период. В течение года - в межинвентаризационный период - в организациях с большой номенклатурой учитываемых ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.  

Рабочие комиссии, которые непосредственно проводят плановые инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения, участвуют в определении результатов инвентаризации. Рабочие инвентаризационные комиссии обычно создаются при большом объеме работ или территориальной разобщенности имущества для одновременного проведения инвентаризации имущества. Рекомендуется утверждать рабочие комиссии на весь отчетный год с возложением на них обязанностей по проведению разовых инвентаризаций;

  Разовые комиссии - в каждом конкретном случае состав комиссии утверждается руководителем организации при проведении инвентаризации по мере необходимости - по проверке и выборочной инвентаризации.

Персональный состав постоянно  действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждается руководителем  организации в приказе об инвентаризации. В нем же конкретизируется состав имущества, подлежащего инвентаризации, причины инвентаризации (контрольная  проверка, смена материально ответственного лица, переоценка либо иные действия), определяются порядок и сроки  проведения инвентаризации, и назначается  председатель инвентаризационной комиссии.

Вещественная и документальная проверка фактического наличия имущества  и обязательств проводится инвентаризационной комиссией коллегиально.

Обратите внимание!

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания  результатов инвентаризации недействительными.

Порядок проведения инвентаризации и отражение ее результатов.

Планируя проведение инвентаризации запасов, следует учитывать структуру  складского хозяйства. Отдельные склады и кладовые подразделений организации  могут быть самостоятельными учетными единицами или входить в состав других учетных единиц. В некоторых  подразделениях организации склады и кладовые вообще могут отсутствовать. Пунктом 24 Методических указаний №119н  установлено, что отнесение складов  к самостоятельным учетным единицам определяется руководителем организации  по представлению главного бухгалтера организации.

В тех складах и кладовых, которые не являются самостоятельными учетными единицами, инвентаризация хранящихся запасов производится одновременно с инвентаризацией незавершенного производства в подразделении, где  расположены данные склады и кладовые.

Порядок проведения инвентаризации и отражение в учете ее результатов  регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 13 июня 1995 года №49 «Об утверждении  методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Для документального оформления проведения инвентаризации и отражения  ее результатов в бухгалтерском  учете организации применяются  типовые унифицированные формы  первичной учетной документации. Названные формы утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации  от 18 августа 1998 года №88 «Об утверждении  унифицированных форм первичной  учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

Для проведения инвентаризации руководитель организации издает Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма №ИНВ-22), являющийся письменным заданием, в котором указывается конкретное содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. После подписания руководителем приказ вручается председателю инвентаризационной комиссии.

Данный приказ регистрируют в Журнале учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (унифицированная форма №ИНВ–23). Приказ о проведении инвентаризации готовится, как правило, не менее чем за 10 дней до наступления срока проведения инвентаризации.

До проведения инвентаризации важно убедиться, что в организации  четко организовано складское хозяйство  и контрольно-пропускная система. Для  этого инвентаризационной комиссии рекомендуется проверить следующие  факты:

1) осуществляется ли охрана  территории организации, оборудованы  ли помещения пожарно-охранной  сигнализацией;

2) заключены ли фактически  и правильно ли оформлены договоры  о полной индивидуальной или  бригадной материальной ответственности  с работниками, которым переданы  ценности для сохранения и  использования;

3) соответствуют ли должности  материально ответственных лиц  утвержденному перечню должностей  и работ, замещаемых и выполняемых  работниками, с которыми организацией  могут заключаться письменные  договоры о полной материальной  ответственности;

4) созданы ли материально  ответственным лицам условия  для обеспечения сохранности  материальных ценностей, имеются  ли закрываемые складские помещения,  шкафы, сейфы, емкости для хранения  ценностей;

5) оснащены ли места  хранения материальных ценностей  необходимыми измерительными приборами;

6) существует ли контроль  над порядком вывоза ценностей  из организации и выдачей доверенностей  на их получение;

7) хранятся ли товарно-материальные  ценности, принадлежащие третьим  лицам, отдельно;

8) назначена ли приказом  руководителя постоянно действующая  комиссия для проверки сохранности  материальных ценностей.

Руководитель организации  должен обеспечить условия для полной и точной проверки фактического наличия  имущества в установленные сроки; предоставить работников, мерную тару и инвентарь для перемеривания, взвешивания, перемещения грузов, измерительные и контрольные приборы.

Бухгалтерия распечатывает  инвентаризационные описи, не заполняя графу «По данным бухгалтерского учета», по объектам и структурным  подразделениям, подлежащим инвентаризации в количестве не менее двух экземпляров. Подготовленные инвентаризационные описи  раздаются всем материально ответственным  лицам для заполнения графы «Фактическое наличие» с указанием сроков заполнения.

Материально ответственное  лицо перед проведением инвентаризации должно подготовить все материальные ценности (рассортировать), оформить все  приходные и расходные документы.

Комиссия проводит подготовительную работу, предшествующую подсчету остатков материальных ценностей:

·   опломбирует помещения, в которых находятся материальные ценности;

·   проверяет весы, мерную тару;

·   получает от материально ответственных лиц отчет с документами, подтверждающими движение товарно-материальных ценностей, а также расписку следующего содержания:

Образец

РАСПИСКА

К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные  документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию  и все товарно-материальные ценности, поступившие на мою (нашу) ответственность, приняты на учет, а выбывшие списаны в расход.

Материально ответственное (ые) лицо (а):

____________________ ________________

(должность)                           (подпись)

____________________ ________________

(должность)                          (подпись)

Председатель комиссии до начала проведения инвентаризации визирует все предоставленные приходные  и расходные документы, приложенные  к реестрам (отчетам), с указанием  «до инвентаризации на «___» (дата)», что является основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Грубейшей ошибкой  является заполнение инвентаризационных описей со слов материально-ответственных  лиц.

Если материальные ценности хранятся на нескольких складах, то необходимо, чтобы инвентаризация всех ценностей  проводилась одновременно. Кроме  того, должен быть обеспечен контроль поступления и выбытия материальных ценностей во время проведения инвентаризации. Если можно остановить приемку (выдачу) товарно-материальных ценностей на складах во время инвентаризации, это должно быть сделано.

Товарно-материальные ценности, поступающие во время инвентаризации, принимаются материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии, приходуются по реестру  или товарному отчету после инвентаризации и заносятся в отдельную опись  под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В описи указываются:

  • дата поступления товаров;
  • наименование поставщика;
  • дата и номер приходного документа;
  • наименование товара; 
  • количество товара;
  • цена товара; 
  • сумма.

Одновременно на приходном  документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или, по его поручению, члена комиссии) делается отметка «После инвентаризации»  со ссылкой на дату описи, на которую  записаны эти ценности.

Информация о работе Инвентаризация материально-производственных запасов