Инвентаризация основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание

На предприятии постоянно происходит смена форм учета средств с товарной на денежную и обратно. Только при сравнении документации с реальным наличием материальных ценностей можно определить правильно ли ведется бухгалтерский учет и отчетность. Поэтому предприятия всех организационно-правовых форм и видов деятельности обязаны в соответствии с требованиями Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проводить сплошную инвентаризацию имущества и финансовых обязательств перед составлением годового отчета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Инвентаризация как метод бухгалтерского учета………………….4 – 9
2. Особенности инвентаризации основных средств…………………10 – 12
3. Документальное оформление результатов инвентаризации основных средств………………………………………………………………..13 – 15
4. Отражение результатов инвентаризации основных средств в бухгалтерском учете………………………………………………16 – 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...18 – 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………20
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….21 – 26

Работа состоит из  1 файл

курсовая бух фин.doc

— 345.00 Кб (Скачать документ)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1.      Инвентаризация как метод бухгалтерского учета………………….4 – 9 

2.      Особенности инвентаризации основных средств…………………10 – 12

3.      Документальное оформление результатов инвентаризации основных средств………………………………………………………………..13 – 15 

4.      Отражение результатов инвентаризации основных средств в бухгалтерском учете………………………………………………16 – 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...18 – 19 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………20

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….21 – 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из основных задач бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности.

Одним из основных способов контроля полноты и достоверности бухгалтерских данных является проведение инвентаризации всех объектов бухгалтерского учета. Порядок проведения инвентаризаций признается одним из способов ведения бухгалтерского учета и в соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» должен быть утвержден в составе учетной политики организации на соответствующий финансовый год.

На предприятии постоянно происходит смена форм учета средств с товарной на денежную и обратно. Только при сравнении документации с реальным наличием материальных ценностей можно определить правильно ли ведется бухгалтерский учет и отчетность. Поэтому предприятия всех организационно-правовых форм и видов деятельности обязаны в соответствии с требованиями Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проводить сплошную инвентаризацию имущества и финансовых обязательств перед составлением годового отчета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.

 

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятие проводит инвентаризации имущества.

Инвентаризация – уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату[1]. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены в документах и отражены в системном бухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения и исправления.

Инвентаризация имеет большое значение для правильного оп­ределения затрат на производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг, для сокращения потерь товарно-материальных ценностей, предупреждения хищений имущества и т. п.

Основными причинами расхождений фактического наличия с данными учета являются:

- естественные потери (естественная убыль), возникающие под влиянием биологических, физических и химических воздействий внешней среды;

- неточности при приеме или выбытие средств;

- описки в пер­вичных документах, неправильное отражение документальных данных в аналитическом и синтетическом учете;

- прямые злоупотребления материально ответственных лиц;

   В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пунктом 27 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, все организации обязаны перед составлением бухгалтерской отчетности за год провести инвентаризацию имущества и обязательств.[2]

  При применении этой нормы на практике следует учитывать следующие особенности:

1.                       она не распространяется на имущество, инвентаризация которого в текущем году уже проводилась, но не ранее 1 октября этого года.

2.                       организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризацию товаров, сырья и материалов могут проводить не перед составлением годового отчета, а в период наименьших остатков материально-производственных запасов.

   Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов установлен приказом Минфина России "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (далее - Методические указания)[3].

   Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

   При большом объеме работ могут создаваться рабочие (временные) инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии, проведение инвентаризации имущества и обязательств допускается возлагать на указанную ревизионную комиссию. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.[4]

   В соответствии с пунктом 2.3 Методических указаний документ о составе комиссии оформляется в виде приказа, постановления или распоряжения (форма приведена в приложении № 1 к Методическим указаниям) и регистрируется в книге контроля выполнения приказов о проведении инвентаризации (форма приведена в приложении № 2).

   В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). При необходимости в состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации или аудиторских организаций.

   Основными целями инвентаризации являются:

-                 проверка полноты и правильности отражения инвентаризируемых объектов в учете,

-                 проверка фактического наличия активов и контроль их сохранности,

-                 проверка состояния товарно-материальных ценностей (их фактического соответствия стандартам по качеству) и условий хранения таких ценностей,

-                 приведение учетной оценки объектов инвентаризации в соответствие с внешними и внутренними нормативными документами и соответствующими рыночными показателями,

-                 выявление причин несвоевременного или неверного отражения хозяйственных операций в учете, а также причин осуществления операций, противоречащих положениям государственных нормативных документов и внутренних инструкций и положений организации, если такие операции имели место.[5]

  Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливается организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

   Проведение инвентаризации обязательно:

1.                       При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, приватизации, а также преобразовании государственной или муниципальной унитарной организации;

2.                       Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;

3.                       При смене материально-ответственных лиц (на день приема-передачи дел);

4.                       При установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

5.                       В случае пожара, стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуаций[6].

   Инвентаризации делятся по объему проверки – на сплошные и выборочные, а по времени – на плановые и внеплановые.

   Сплошная инвентаризация охватывает проверку всего без исключения наличного имущества финансовых обязательств предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится один раз в год, обычно перед составлением годового отчета. 

   Выборочная - это инвентаризация, при которой проверяются только некоторые (на выборку) ценности у конкретного материально ответственного лица или же охватывает какой-либо один вид средств предприятия, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном складе. Выборочные инвентаризации и контрольные проверки должны систематически проводиться на предприятии в межинвентаризационный период в местах хранения и переработки товарно-материальных ценностей. Они осуществляются по распоряжению руководителя инвентаризационной комиссией, состоящей из лиц хорошо знающих товарно-материальные ценности, учет и отчетность.

   Основной задачей выборочных инвентаризаций и проверок является контроль за сохранностью имущества, выполнением правил его хранения, соблюдением материально ответственными лицами установленного порядка первичного учета. Такие проверки дисциплинируют работников предприятия, помогают вскрывать факты нарушений и содействуют сохранности имущества предприятия.

   В зависимости от основания проведения инвентаризации могут быть плановые и внеплановые. Внеплановые проводятся внезапно, сроки их проведения не должны быть известны материально ответственным лицам. Иногда могут проводиться по требованиям ревизора, органов народного контроля, финансовых и следственных органов.

   Плановые инвентаризации проводятся:

    основных средств - не менее одного раза в два-три года, а библиотечных фондов - не реже одного раза в пять лет;

    капитальных вложений - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 декабря отчетного года;

    незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки - перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года и, кроме того, периодически в сроки, устанавливаемые соответствующими вышестоящими орга­низациями;

    незавершенного капитального ремонта и расходов будущих периодов - не менее одного раза в год;

    готовой продукции на складах - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года;

    малоценных и быстроизнашивающихся предметов - не менее одного раза в год;

    нефти и нефтепродуктов - не реже одного раза в месяц;

    сырья и прочих материальных ценностей - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года;

    денежных средств, денежных документов, ценностей и блан­ков строгой отчетности - не менее одного раза в месяц;

    расчетов с банками (по расчетному счету, валютному счету, другим счетам, ссудам, кредитам и т. п.) - по мере получения выписок банков, а по переданным в банк на инкассо расчетным документам - на первое число каждого месяца;

    расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал;

    расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в год;

    остальных статей баланса - на первое число месяца, следу­ющего за отчетным годом.

   Контрольно-перепроверочная проводится в период инвентаризации или сразу же после ее окончания. Она охватывает не менее 10% проверенных ценностей.

   По частоте или периодичности проведения различают ежесменные, ежемесячные (квартальные, полугодовые) и годовые инвентаризации.

   Наиболее обширной и трудоемкой инвентаризацией является годовая. При этой инвентаризации проверяется не только наличие материальных ценностей, но и состояние расчетов с дебиторами, обоснованность сумм созданных резервов и фондов, реальность кредиторской задолженности и других пассивов.[7]

 

 

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплутационные показатели.

   При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности предприятия (учреждения)[8].

   Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты  природных ресурсов, находящихся в собственности предприятий (учреждений).

   При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствует или указаны не правильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам (по зданиям – указать их назначение, основные материалы из которых они построены, объекты (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки, другое; по каналам – протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам – место нахождения, род материалов и основные параметры; по дорогам – тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, вид покрытия, ширину полотна).

   Оценка выявленных инвентаризацией не уточненных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действенному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Информация о работе Инвентаризация основных средств