Инвентаризация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 19:40, курсовая работа

Описание

В данной работе рассматривается один из важнейших элементов метода бухгалтерского учета – инвентаризация.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
2
1. Инвентаризация 3
1.1 Задачи инвентаризации 3
1.2 Сроки и периодичность проведения инвентаризации 4
1.3 Порядок проведения инвентаризаций 7
1.4 Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете 13
2. Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств, оформление результатов инвентаризации 15
2.1
Инвентаризация основных средств
15
2.2
Инвентаризация нематериальных активов
17
2.3
Инвентаризация финансовых вложений
18
2.4
Инвентаризация товарно-материальных ценностей
19
2.5
Инвентаризация незавершенного производства
22
2.6
Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей
24
2.7
Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности
26
2.8
Инвентаризация расчетов
28
2.9
Инвентаризация животных и молодняка животных
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Литература

Работа состоит из  1 файл

Инвентаризация.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

     Недостачи материальных ценностей, денежных средств  и другого имущества, порчу сверх  норм естественной убыли, а также  превышение стоимости недостающих  ценностей над оказавшимися в  излишке, возникающее при пересортице, относят на виновных лиц и оформляют бухгалтерской записью:

     Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3 "Расчеты  по возмещению материального ущерба";

     Кредит  счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

     В тех случаях, когда виновники  не установлены или во взыскании  с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списывают  на издержки производства и обращения  у организации или уменьшения финансирования у бюджетной организации.

     Вскрытые  инвентаризацией недостачи в кассе предъявляются взиманию с кассира. При этом составляются две бухгалтерские проводки:

    Дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей",

          Кредит счета 50 "Касса";

    Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3 "Расчеты  по возмещению материального ущерба";

        Кредит счета 84 "Недостачи и  потери от порчи ценностей".

  Недостача основных средств оформляется как  ликвидация, но с отнесением остаточной стоимости основных средств в зачет материально ответственному лицу:

по первоначальной стоимости недостающего объекта –

Дебет счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" –

Кредит счета 01 "Основные средства";

в сумме износа недостающего объекта –

Дебет счета 02 "Износ основных средств" –

Кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств";

в сумме остаточной стоимости недостающего объекта –

Дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" –

Кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств";

в сумме остаточной стоимости недостающего объекта –

Дебет счета 73, субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" , счета 80 «Прибыли и убытки» -

Кредит  счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

 

   Расхождения между данными инвентаризации  и бухгалтерского учета оформляются бухгалтерией путем составления ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.

 

     2. Правила проведения  инвентаризации отдельных  видов имущества  и финансовых обязательств, оформление результатов инвентаризации

 

     2.1 Инвентаризация основных  средств

 

     Для уточнения данных о наличии основных средств в сроки, установленные руководством предприятия, проводится их инвентаризация. Материально ответственные лица проверяют их фактическое наличие в местах эксплуатации или хранения. Результаты проверки записываются в «Инвентаризационную опись основных средств» (форма № инв.-1). В бухгалтерии фактическое наличие основных средств сверяется с данными бухгалтерского учета и при их расхождении выводятся отклонения. Инвентаризационная комиссия изучает причины отклонений и выносит решение о принятии мер по ним. Это оформляется протоколом, который представляется руководителю для утверждения. На основании этого производится отражение выявленных отклонений в бухгалтерском учете.

     Излишки основных средств подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты, а в бюджетных организациях — на увеличение финансирования. Для этого будет составлена следующая проводка:

     дебет счета 01 "Основные средства";

     кредит  счета 80 "Прибыли и убытки".

     Недостачи или порча объектов основных средств  возмещаются за счет виновных лиц и отражаются в бухгалтерском учете следующими проводками:

  • первоначальная стоимость:

    дебет счета 47 "Реализация и прочее выбытие  основных средств";

    кредит  счета 01 "Основные средства";

  • сумма износа:

    дебет счета 02 "Износ основных средств";

    кредит  счета 47 "Реализация и прочее выбытие  основных средств";

  • остаточная стоимость:

    дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей";

    кредит  счета 47 "Реализация и прочее выбытие  основных средств";

      Если  установлены конкретные виновники, то недостающие или испорченные основные средства оценивают по продажным (рыночным) ценам, действующим в данной местности на день причинения ущерба, и оформляют бухгалтерской проводкой:

           дебет счета 73 "Расчеты  с персоналом по прочим операциям", субсчет 3 "Расчеты по возмещению материального ущерба";

     кредит  счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

      Разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств отражают проводкой:

      дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей";

      кредит счета 83 "Доходы будущих периодов".

     В случаях, когда виновные не установлены  или суд отказал во взыскании  с них стоимости недостающих  объектов, убытки относятся на финансовые результаты, а в организациях, состоящих на бюджете или финансировании собственников,—на уменьшение финансирования.

 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Инвентаризация нематериальных  активов

 

     Следует отметить, что нематериальные активы как объекты учета еще недостаточно изучены и не регламентированы должным  образом, поэтому возможны разногласия (особенно с налоговыми органами) по порядку учета некоторых объектов. Организации должны в этом случае искать варианты решения подобных проблем (в том числе с помощью специалистов-экспертов).

           В качестве примера  неодинакового подхода к порядку  учета отдельных объектов можно привести лицензии на право осуществления определенной деятельности: если срок действия лицензии составляет более 1 года, то затраты, связанные с ее приобретением, учитывают на счете 08 "Капитальные вложения" и затем списывают с этого счета на счет 04 "Нематериальные активы"; если срок действия лицензии составляет 1 год или менее 1 года, то по действующему определению нематериальных активов стоимость такой лицензии не может быть отнесена к нематериальным активам. В действующих нормативных документах порядок списания стоимости лицензий со сроком действия до 1 года включительно не предусмотрен, и многие налоговые органы требуют списывать указанную стоимость на уменьшение чистой прибыли или фондов организации.

     В этих условиях можно рекомендовать  организациям приобретать лицензии на срок более 1 года, с тем чтобы включать их в состав нематериальных активов.

 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Инвентаризация финансовых  вложений

 

      Инвентаризация  финансовых вложений проводится путем  сопоставления реквизитов каждой ценной бумаги с данными описей (книг и реестров), хранящихся в бухгалтерии предприятия.

     Цель  инвентаризации финансовых вложений –  установление предоставленных другим предприятиям займов и проверки фактических  затрат в ценные бумаги и уставные капиталы. Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций и займы, предоставленные другим организациям должны подтверждаться документами.

      Во  время проверки фактического наличия  ценных бумаг материально ответственные  лица устанавливают:

  • правильность оформления ценных бумаг;

     -   своевременность и полноту отражения  доходов по ценным бумагам  в бухгалтерском учете;

  • сохранность ценных бумаг;
  • действительность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг.

     Недостача ценных бумаг оформляется бухгалтерской  проводкой:

           дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей";

     кредит  счетов 06 "Долгосрочные финансовые вложения" и 58 "Краткосрочные финансовые вложения".

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.4 Инвентаризация товарно-материальных  ценностей

 

     Положение о бухгалтерском учете и отчетности обязывает предприятия проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей (готовой продукции, товаров, производственных и прочих запасов) в порядке расположения ценностей в помещении и заносить в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных.

     Основная  цель инвентаризации – выявление  фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуральном и  стоимостном выражении. В процессе инвентаризации проверяются:

  • сохранность товарно-материальных ценностей;

     - правильность их хранения, отпуска, состояния весового и измерительного инструмента;

  • порядок ведения учета движения товарно-материальных ценностей.

     Инвентаризация  производиться путем снятия остатков по местам хранения материально ответственными лицами. Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по складам (ф. № инв-3). Складские операции в этот период не производятся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточку складского учета материалов и сданы в бухгалтерию предприятия. Для выявления результатов может использоваться книга остатков материалов. Во всех случаях расхождения, выявленные в результате инвентаризации (излишки или недостачи), оформляются составлением сличительных ведомостей по тем видам товарно-материальных ценностей, по которым имеются расхождения данных инвентаризации с данными бухгалтерского учета и оцениваются по фактической себестоимости.

     Ценности, оказавшиеся в излишке, оприходуют с уменьшением общезаводских расходов и отражают бухгалтерском учете проводкой:

     дебет счетов 10 "Материалы" и 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы",

     кредит  счета 26 "Общехозяйственные расходы".

     Недостача товарно-материальных ценностей списывается на счет 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" с уменьшением стоимости и количества их по счетам материальных ценностей. В зависимости от суммы недостачи составляют следующие бухгалтерские проводки:

  • сумма недостачи в пределах норм естественно убыли относится на издержки производства:

        дебет счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные  расходы";

        кредит счета 84 "Недостачи  и потери от порчи ценностей".

  • сумма недостачи сверх норм естественной убыли относится на материально ответственных лиц:

        дебет счета 73 "Расчеты  с персоналом по прочим операциям", субсчет 3 "Расчеты по возмещению материального ущерба";

        кредит счета 84 "Недостачи  и потери от порчи ценностей".

Информация о работе Инвентаризация