Инвестиционная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:06, доклад

Описание

Экономическое значение инвестиций. Инвестиции играют весьма важную роль в экономике. Они объективно необходимы для стабильного развития экономики, обеспечения устойчивого экономического роста. Активный инвестиционный процесс предопределяет экономический потенциал страны в целом, способствует повышению жизненного уровня населения.

Работа состоит из  1 файл

Invest_deyatelnost_1.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

Наметившийся кризис инвестирования особенно усугубился в  связи с развитием финансового  кризиса после ноября 1997 года и  августовских событий 1998 года. Приятным исключением являются инвестиции в финансовые активы, которые в большинстве случаев носят пока спекулятивный, а не стратегический характер. Уровень инвестиций в реальный сектор экономики по-прежнему остаётся сравнительно низким. Так, коэффициент обновления основных фондов промышленности снизился до 1% в 1998 г. (в 1990 г. он составлял 6,9%), а средний возраст производственного оборудования увеличился соответственно с 10,8 до 16,1 лет. Высокая степень физического и морального износа основного капитала, неблагоприятная структура парка машин и оборудования является одним из сдерживающих факторов экономического роста.

Негативное влияние  на воспроизводство основных фондов оказывает недостаточный уровень  инвестиций в техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий при одновременном росте доли расходов на капитальный ремонт (примерно 20% от объёма инвестиций в основной капитал). Это свидетельствует о том, что участники инвестиционного процесса ориентируются в основном на недорогие и краткосрочные методы обновления основных фондов. В результате инвестиционный спрос предъявляется главным образом на компоненты оборудования, которые можно заменить без долгосрочных инвестиций в основной капитал, что и является особенностью инвестиционного процесса в российской экономике. Однако в долгосрочной перспективе подобная практика может привести к технологической и сопутствующей экономической стагнации.

Серьёзные позитивные сдвиги в инвестиционной сфере наметились лишь в 2000 г. Впервые за годы реформ динамика инвестиций в основной капитал приобрела положительную направленность: объём инвестиций за счёт всех источником финансирования в 2000 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом на 17,4% (для сравнения, в 1999 г. 5,3%). На протяжении года наблюдалась устойчивая тенденция опережающего роста инвестиций в основной капитал по сравнению с динамикой ВВП и выпуска продукции базовых отраслей экономики. При этом доля инвестиций в основной капитал в ВВП повысилась до 16,8% против 14,6% в 1999 году.

Кроме того, произошли существенные изменения в структуре инвестиций по промышленно-производственным комплексам: в частности, наметилось повышение инвестиционного спроса со стороны экспортно-ориентированных отраслей (в том числе топливно-энергетического и металлургического комплексов), а также производственной инфраструктуры.

Однако, начиная с 2001 г. наметилось заметное сокращение темпов прироста объёма инвестиций в основной капитал: в 2001 г. они составили 8,7% по отношению к предыдущему году, а в прогнозе Министерства экономического развития и торговли РФ от 16.07,2002 г. на 2002 г. и 2003 г. обозначены на уровне соответственно 4,5% и 6,3-7,5%. Так как инвестиции пока в основном сосредоточены в отраслях ТЭК, одной из основных причин спада инвестиционной активности эксперты считают ухудшение ситуации на мировых рынках (в том числе растущие риски вложений в развивающиеся рынки – так называемые emerging markets, - к которым принято относить и российский рынок) и неопределённую конъюнктуру мировых рынков сырья на момент формирования инвестиционных программ крупнейших российских экспортёров. В свою очередь, сокращение производственных заказов со стороны российских экспортно-ориентированных компаний и естественных монополий напрямую негативно отражается на производственной и, следовательно, инвестиционной активности во многих других отраслях отечественной экономики, прежде всего в обрабатывающей, нефтехимической, металлургической промышленности и производстве строительных материалов.

Помимо конъюнктурных факторов, аналитики также отмечают некоторые внутренние причины, обусловливающие низкие темпы роста инвестиций, такие как ухудшение финансовых условий для инвестиционной деятельности (снижение нормы прибыли в промышленности), а также отмена инвестиционной льготы (освобождения от уплаты налога на прибыль половины средств, направляемых на инвестиционные цели), осуществлённая одновременно со снижением ставки налога на прибыль с 35% до 24% и вызвавшая резкое сокращение инвестиционных программ и отток капитала.

 

Меры по активизации инвестиционной деятельности в России. Решающими факторами активизации инвестиционной деятельности являются: кардинальное улучшение инвестиционного климата, стабильность и предсказуемость условий хозяйствования для инвесторов, восстановление их доверия и мотивации к вложению средств в реальный сектор экономики.

Основными путями стимулирования инвестиционной деятельности могут стать следующие:

  • Совершенствование законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность, в том числе устранение противоречий между различными законодательными актами, ускоренная подготовка и принятие пакета нормативно-правовых актов, предусматривающего конкретные механизмы реализации федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
  • Обеспечение стабильности и прозрачности отношений собственности, создание правовой основы для безусловного исполнения контрактов и взаимного соблюдения обязательств субъектами инвестиционного рынка, повышение ответственности за нарушение прав инвесторов;
  • Создание действенного механизма защиты прав и интересов инвесторов;
  • Формирование эффективных механизмов страхования инвестиций (страхование имущественных интересов инвесторов, страхование долгосрочных инвестиционных кредитов, страхование ценных бумаг и пр.);
  • Обеспечение адекватной информационной системы на инвестиционном рынке, регламентация состава и структуры раскрываемой информации финансового и нефинансового характера, разработка правил раскрытия информации, а также процедур, позволяющих обеспечить доступ к информации);
  • Государственная поддержка приоритетных инвестиционных проектов.

 

В январе 2000 г. введён в действие Федеральный  закон № 22-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», который вводит стабилизационную «оговорку», предоставляющую как отечественным, так и иностранным инвесторам гарантии от неблагоприятного изменения налогового законодательства на срок окупаемости приоритетного инвестиционного проекта. При этом под приоритетным инвестиционным проектом понимается инвестиционный проект, суммарный объём капитальных вложений в который составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на день вступления в силу Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет сумму не менее 100 млн. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на день вступления в силу ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»), включённый в перечень, утверждаемый Правительством РФ.

В соответствии с данным законом  в отношении инвестора, осуществляющего  капитальные вложения в приоритетный инвестиционный проект, в течение  срока окупаемости (но не более семи лет) не должно применяться новое законодательство, изменяющее размеры ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет или федеральные государственные внебюджетные фонды (за исключением пенсионного) и приводящее к увеличению совокупной налоговой нагрузки, по сравнению с условиями, которые действовали на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта.

В дальнейшем основное внимание уделяется  инвестициями в реальные активы, то есть капитальным вложениям. Их регулирование осуществляет закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (№ 39-ФЗ, принят Государственной думой 15.07.98 г., вступил в силу 04.03.99 г., далее Закон «Об инвестиционной деятельности…»). Согласно этому закону, капитальные вложения – это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Как следует из данного определения, к капитальным вложениям могут быть отнесены инвестиции только в основные средства (т.е. средства, срок эксплуатации которых превышает 1 год).

 

Объекты инвестиционной деятельности. Под объектом инвестиционной деятельности (или инвестирования) понимается предмет вложения средств инвесторами.

В узком смысле, по определению  закона «об инвестиционной деятельности…», к объектам инвестиционной деятельности относятся объекты капитальных  вложений, т.е. находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или)модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Законодательством Российской Федерации запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм обеспечения безопасной жизнедеятельности людей.

В широком смысле объектами  инвестиционной деятельности могут  являться:

  1. Реальные активы, прежде всего вновь создаваемые или модернизируемые производственные и непроизводственные основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах национальной экономики. Именно сюда направляется основная часть капиталообразующих инвестиций, объёмы и направления которых во многом определяют текущее и будущее состояние национальной экономик в целом, а также экономики отдельных регионов, отраслей, предприятий.
  2. Финансовые активы (основные и производные ценные бумаги, иностранная валюта, целевые денежные вклады, паи и др.) и нефинансовые средства, не относящиеся к объектам капитальных вложений (драгоценные металлы и камни, предметы коллекционирования). Однако эти объекты вложения средств являются подчинёнными по отношению к капитальным вложениям, так как в конечном счёте средства от их реализации так или иначе служат источником финансового обеспечения реальных инвестиций.
  3. Нематериальные ценности (готовая научно-техническая продукция или её разработка, имущественные права, права на интеллектуальную собственность и т.п.). При этом инвестиции в научно-техническую продукцию и научно-технические разработки тоже тесно связаны с реальными инвестициями, так как они отражают состояние и перспективы развития инновационной деятельности, направленной главным образом на качественное обновление основных фондов как материальной основы национальной экономики.
  4. Объекты и средства обеспечения экологической безопасности как особый объект инвестирования. Экологические инвестиции могут как представлять собой самостоятельные вложения в природоохранные объекты и мероприятия, так и являться составной частью реальных инвестиций в основной капитал (к примеру, возведение сооружений по очистке промышленных сточных вод, установка пылеулавливающих устройств на дымовых трубах и в системах вытяжной вентиляции и т.п.).

 

Субъекты  инвестиционной деятельности. В широком смысле субъектами инвестиционной деятельности могут являться любые участники инвестиционного процесса, в том числе все участники реализации инвестиционных проектов (инвесторы, заказчики, исполнители работ (подрядчики), пользователи объектов инвестирования), а также поставщики, банковские, страховые и посреднические организации, специализированные инвестиционные институты и т.д.

Закон «Об инвестиционной деятельности…» выделяет следующие  основные категории субъектов инвестиционной деятельности:

  1. Инвесторы – субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заёмных и привлечённых средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать:
    • физические лица;
    • юридические лица;
    • создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения;
    • государственные органы;
    • органы местного самоуправления и муниципальные органы;
    • совместные предприятия;
    • иностранные физические и юридические лица, международные организации и иностранные государства в лице уполномоченных органов (иностранные инвесторы).

Инвесторы выступают, прежде всего, в роли прямых вкладчиком финансовых средств и других капиталов и, соответственно этому, в роли пользователей  объектов инвестирования (созданных производственных мощностей, транспортных сооружений, коммуникационных объектов и т.п.). Инвесторами также выступают инвестиционные фонды и компании, другие институциональные инвесторы, которые вкладывают собственные и привлечённые средства в ценные бумаги вновь создаваемых или существующих предприятий. К инвесторам также относятся физические и юридические лица, вкладывающие свои средства в приобретение корпоративных, государственных и муниципальных ценных бумаг.

  1. Заказчики – лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов. Чтобы реализовать различные инвестиционные проекты, необходимы: разработка технико-экономических обоснований (ТЭО), разработка необходимой проектной документации, заключение договоров с подрядными организациями на осуществление строительно-монтажных, пусконаладочных работ и т.д. Эти функции заказчика инвесторы могут осуществлять либо самостоятельно через свои соответствующие службы, либо уполномочивать на это в качестве посредников другие юридические или физические лица, которые для этого наделяются со стороны инвестора необходимыми правами распоряжения инвестициями в рамках, определяемых инвестором.
  2. Подрядчики (исполнители работ) – физические или юридические лица, которые выполняют связанные с реализацией инвестиционного проекта работы на основе договора подряда и (или) государственного контракта, заключаемого в соответствии с ГК РФ. Обычно подрядчиками при реализации инвестиционных проектов выступают изыскательские, проектно-строительные и другие подобные организации, которые осуществляют выполнение работ по инженерным и геологическим изысканиям, проектированию зданий и сооружений, их возведению, освоению созданных производственных мощностей и других основных фондов и т.д. К исполнителям также относятся инжиниринговые фирмы, которые, не имея собственных производственных мощностей, но располагая специалистами-менеджерами, выступают в качестве генеральных подрядчиков по реализации инвестиционных проектов, привлекая для выполнения различных работ множество строительных, монтажных и других фирм на условиях субподряда. Специалисты-менеджеры формируют и реализуют организационный план по осуществлению всех работ по инвестиционному проекту, обеспечивают взаимную увязку работ, выполняемых всеми привлекаемыми фирмами-соисполнителями.
  3. Пользователи объектов инвестиционной деятельности (капитальных вложений) – физические и юридические лица (в том числе иностранные), а также государственные органы и органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются объекты капиталовложений. Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть и сами инвесторы.

Кроме того, осуществление  инвестиционных проектов обычно связано  с использованием значительного  объёма строительных материалов и конструкций, технологического оборудования, металлопроката, труб и пр. Поэтому поставщики подобной продукции выступают неотъемлемыми участниками инвестиционной деятельности. В рамках реализации инвестиционных проектов к поставщикам также относятся предприятия, являющиеся производителями строительных машин и механизмов, транспортных средств (в том числе специальных), строительно-технологической оснастки и их дилерские фирмы.

Наконец, большую группу субъектов инвестиционной деятельности составляют так называемые институциональные инвесторы, к которым относятся инвестиционные компании и фонды (в том числе паевые), страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и др. Функциональное значение таких организаций состоит в привлечении свободных средств населения и различных хозяйствующих субъектов и направлении их на цели инвестирования.

 

 

    1. Инвестиционный климат

 

Понятие инвестиционного  климата.  Инвестиционная сфера требует создания определённых условий для успешного осуществления инвестиционного процесса. Система правовых, экономических, социальных, политических и других условий осуществления инвестиционной деятельности в конкретной стране, оказывающих существенное влияние на уровень доходности и риска инвестиций, называется инвестиционным климатом.

Факторы, воздействующие на инвестиционный климат:

  1. Макроэкономические (динамика ВВП, доля сбережений в ВВП, уровень инфляции и процентных ставок, экономические циклы);
  2. Нормативно-правовые (качество и стабильность законодательной базы, соответствие федерального и регионального законодательства, политика центральных и местных властей, защита прав собственности, защита интересов инвесторов, уровень монополизации в экономике, открытость экономики, уровень соблюдения законности и правопорядка, административные барьеры входа на инвестиционный рынок, уровень корпоративного управления);
  3. Налогообложение (качество налоговой системы и уровень налогового бремени);
  4. Информационное обеспечение (формирование системы информационного обеспечения, полнота и доступность информации об инвестиционных возможностях в стране в целом и о компаниях в частности, актуальность сведений, доверие к источникам информации, проведение рекламно-информационных компаний в СМИ, организация инвестиционных выставок, презентаций, семинаров и инвестиционных миссий);
  5. Непредсказуемость и непрозрачность страны для инвесторов (непрозрачность страны для инвесторов понимается как отсутствие чётких, облечённых в формальные процедуры общепринятых правил ведения деятельности на мировых и национальных рынках капитала). Количественная оценка непрозрачности разработана известной аудиторской компанией Price Waterhouse Coopers. Оценка проводится по таким критериям, как непрозрачность законодательной базы, системы экономики и финансовой политики, стандартов бухгалтерского учёта и отношений в бизнесе. По каждому критерию стране присваивается определённое количество баллов (от 0 до 150) и выводится среднеарифметическая величина, называемая индексом непрозрачности (opacity index).
  6. Задолженность по внешним обязательствам международным экономическим и финансовым организациям. Данный фактор играет важную роль в характеристике инвестиционного климата в стране и наиболее полно отражается в так называемом «показателе платёжеспособности», определяемом известным деловым журналом Euromoney. Интегральный показатель платёжеспособности страны включает 9 составляющих: политический риск, экономические перспективы, показатель внешней задолженности, долг в связи с дефолтом или реструктуризацией долга, кредитный рейтинг, доступ к банковским ресурсам, доступ к краткосрочным финансовым ресурсам, доступ на рынки капиталов, доступ к форфейтинговым услугам. Максимальная итоговая оценка для страны – 100 баллов.

Информация о работе Инвестиционная деятельность