Исследование формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с международными стандартами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определить основы бухгалтерской отчётности, этапы её развития, состав и требования, предъявляемые к бухгалтерской отчётности, рассмотреть международные требования к составу и содержанию бухгалтерской отчётности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Основы бухгалтерской отчетности…….…………………………………5
1.1 Понятие, назначение и содержание бухгалтерской отчетности………5
1.2 Этапы развития бухгалтерской отчетности в России………………….8
1.3 Назначение и принципы составления финансовой отчетности....….....12
1.4 Состав бухгалтерской отчётности………………………………………15
1.5 Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчётности….………....20
2. Международные требования к составу содержанию и раскрытию информации в бухгалтерской отчетности………………………….…….….23
3. Отчет о прибылях и убытках, порядок составления………………….…25
Заключение………………………………………………………………….…30
Список литературы………………………………………………………........31

Работа состоит из  1 файл

курсач по бух учёту.docx

— 49.92 Кб (Скачать документ)

бухгалтерский отчетность убыток прибыль

Каждый  раздел имел подробный перечень дополнительных статей.

Порядок составления, представления и утверждения  бухгалтерских отчетов регламентировало Положение о бухгалтерских отчетах  и балансах от 1936 года, действовавшее  до сентября 1951 года.

Четвертый этап (1946 – 1980гг.). В первой половине 1950-х годов отмечались тенденции  к сокращению бухгалтерской и  статистической отчетности и повышению  аналитичности баланса.

На необходимость  исключения ненужных форм и лишних показателей неоднократно указывалось  в директивах советского правительства. Так, например, Министерство финансов в процессе разработки утверждения  форм годового отчета за 1951 год заметно  сократили объем годовой отчетности промышленных предприятий. С января 1952 года незначительно сокращен объем  текущей статистической отчетности.

Так, в  результате постоянных изменений и  дополнений общее число показателей  баланса выросло с 250 по форме, утвержденной в январе 1941 года, до 415 по форме 1953 года.

Пятый этап (1981 – 2005 гг.) характеризуется новыми целями и задачами, возникшими в  связи с процессами преобразований, происходившими в стране. К 1990-м годам  обозначилась серьезная проблема, связанная  с унификацией бухгалтерской  отчетности для предприятий различных  сфер деятельности и форм собственности. Министерство финансов Письмом от 12 октября 1990 г. ввело, начиная с 1991 года единую отчетность для всех предприятий, объединений и организаций. Номенклатура статей при этом была укрупнена, введены  дополнительные статьи.

С введением  нового плана счетов с 1 января 1992 г. бухгалтерская отчетность подверглась  дальнейшим изменениям: уменьшилось  до трех количество форм, баланс стал составляться в нетто-оценке, введена статья «Резервы по сомнительным долгам». Минфин России Письмом от 09.06.92 г. № 38 определил  следующие формы бухгалтерской  отчетности:

    • Баланс предприятия – форма № 1.
    • Отчет о финансовых результатах и их использования - форма № 2.
    • Приложение к балансу предприятия – форма № 5.

Выделенные  пять этапов совершенствования бухгалтерского баланса с этапа становления (1898г) до современного составления отчетности. Пройдя все этапы, бухгалтерская  отчетность неуклонно приближается к международным стандартам. Постановление  № 3708-1 «О государственной программе  перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему  учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» - первый документ, который свидетельствует, что политика государства в области  регулирования бухгалтерского учета  направлена на построение нормативной  и правовой базы в соответствии с международными стандартами.

 

1.3 Назначение и принципы составления  финансовой отчетности

 

Эффективность управления предприятия во многом определяется уровнем его аналитической базы, качеством информационного обеспечения. Источники получения информации делятся на внешние (правовые, директивные, нормативно-справочные) и внутренние (плановые, фактографические).

Внешняя информация используется для контроля и оценки соответствия финансово-хозяйственной  деятельности предприятия требованиям  действующего законодательства и нормативным  документам министерств и ведомств.

Внутренняя информация формируется на предприятии и отражает либо его фактическое состояние, либо прогнозные показатели.

К плановым относятся все виды планов, бюджетов, проектов, разрабатываемых на предприятии.

Информация  фактографического характера представляется в виде отчетностей различных  форм, которые составляются на основании  всех видов учета: бухгалтерского, налогового, статистического, оперативно-технического, маркетингового. Они могут содержать  как количественные, так и качественные характеристики, стоимостные и натуральные  показатели. Но в финансовом анализе  основными являются бухгалтерские  данные, хотя, также используется и  другая информация оперативного характера, носящая лишь вспомогательный характер. Сгруппированные согласно требованиям  законодательства данные бухгалтерского и финансового учета формируют  финансовую отчетность предприятия.

Финансовая  отчетность - совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового  учета с целью предоставления пользователям обобщенной информации о финансовом состоянии предприятия, а также об изменениях в его  финансовом состоянии за отчетный период в удобной и понятной форме для принятия определенных решений.

При формировании финансовой отчетности основываются на фундаментальном правиле ее подготовки: правиле соответствия вложенной  и востребованной информации. При  формировании финансовой отчетности используют следующую совокупность принципов.

Принципы  составления финансовой отчетности:

  • принципы учета информации, включаемой в отчетность: принцип стабильности правил бухгалтерского учета; принцип двойной записи; принцип экономической единицы; принцип периодичности составления отчетности; принцип функционирующего предприятия; денежной оценки означает использование денежного измерителя в качестве универсального. При этом могут применяться следующие методы денежной оценки: фактическая стоимость; чистая стоимость реализации; восстановительная стоимость; дисконтированная стоимость; принцип начислений (реализации); принцип соответствия доходов и расходов отчетного периода.
  • ограничительные принципы: принцип соответствия затрат на составление финансовой отчетности и выгод от её использования; принцип консерватизма (правило низшей оценки); принцип конфиденциальности (публичная отчетность не должна содержать коммерческой тайны).
  • Принципы подбора данных (требования к качеству финансовой отчетности); принцип уместности (своевременность, значимость, ценность для анализа); достоверность (правдивость, преобладание содержания над формой, возможность проверки, нейтральность); принцип понятности (наличие типовых методик составления или пояснений); принцип сопоставимости; принцип консолидированности.
  • Принципы группировки отчетности (требования к наличию элементов): ресурсы отражаются при раскрытии источников их формирования; доходы учитываются при отражении соответствующих расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Состав бухгалтерской отчётности

 

В настоящее время  организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую  бухгалтерскую отчетность.

Промежуточная бухгалтерская  отчетность включает:

  • форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;
  • форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Кроме указанных  форм в составе промежуточной  бухгалтерской отчетности организации  могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств  и др.), а также пояснительную  записку, входящие в состав годовой  отчетности.

При ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской  отчетности необходимы знание и использование  следующих нормативных документов, определяющих порядок ведения бухгалтерского учета в организациях:

  • бухгалтерский баланс – форма № 1;
  • отчет о прибылях и убытках – форма № 2;
  • отчет об изменениях капитала – форма № 3;
  • отчет о движении денежных средств – форма № 4;
  • приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5;
  • пояснительную записку;
  • отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6) – для общественных организаций и объединений;
  • специализированные формы бухгалтерской отчетности, утвержденные для организаций министерствами и ведомствами по согласованию с Минфином России;
  • итоговую часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству Российской Федерации аудита бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский баланс (форма №1) является способом группировки  и обобщенного отражения в  денежном выражении хозяйственных  средств предприятия по составу  и размещению, а также по источникам их образования на определенную дату. Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая делится  по вертикали на две части для  раздельного отражения видов  средств и их источников. В левой  части таблицы показывают средства по составу и размещению, а в  правой – по источникам их образования. Левая часть называется актив, правая – пассив. Каждый отдельный вид  средств в активе и их источников в пассиве называется «статьей баланса». Итоги сумм статей актива и пассива  баланса всегда равны между собой, так как в них отражаются одни и те же средства.

Правила оценки статей баланса установлены положением по бухгалтерскому учету, бухгалтерской  отчетности и инструкциями (указаниями) по составлению бухгалтерской отчетности.

Отчет о прибылях и убытках (форма №2) содержит в  своих разделах сведения за отчетный и предыдущий периоды:

  • о прибыли (убытках) от продажи товаров, продукции, работ услуг;
  • об операционных доходах и расходах с выделением процентов к получению и уплате;
  • о внереализационных доходах и расходах и чистой (нераспределенной) прибыли (убытках) отчетного периода.

Справочно в отчете приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды о дивидендах, приходящихся на одну привилегированную и обычную  акцию.

В расшифровке  отдельных прибылей и убытков  приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды об отдельных видах прибылей и убытков.

Отчет об изменениях капитала (форма №3) состоит из четырех  разделов и справки.

В разделе I «Капитал» показывают остаток на начало года, поступления, расход и остаток на конец года составных частей собственного капитала.

В разделе II « Резервы предстоящих расходов» и в разделе III « Оценочные резервы» показывают остатки на начало и конец отчетного периода, и движение имеющихся в организации резервов предстоящих расходов и оценочных резервов.

В разделе IV «Изменение капитала» содержаться сведения за отчетный и предшествующие периоды о величине капитала на начало периода, его увеличении, уменьшении и величине капитала на конец отчетного периода.

В «Справке» указываются  данные о чистых активах на начало конец отчетного года и о полученных из бюджета и внебюджетных фондов средствах не расходы по обычным  видам деятельности и на расходы  по капитальным вложениям во внеоборотные активы.

С 1996 года организации  составляют отчет о движении денежных средств (форма №4). Отчет состоит  из четырех разделов:

  • Остаток денежных средств на начало года.
  • Поступило денежных средств – всего и в том числе по видам поступлений
  • Направлено денежных средств – всего и в том числе по направлениям расходов
  • Остаток денежных средств на конец отчетного периода.

Сведения о  движении денежных средств представляются в валюте РФ рублях – по данным счетов 50»Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный  счет», 55 «Специальные счета в банках».

Движение денежных средств показывается по видам деятельности – текущей, инвестиционной, финансовой.

 Приложение  к бухгалтерскому балансу (форма  №5) состоит из семи разделов.

В разделе 1 «Движение  заемных средств» показывают остатки  на начало и конец отчетного периода, полученные и погашенные долги, краткосрочные  займы и кредиты с выделением не погашенных в срок.

В разделе 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность» содержатся данные об остатках и движении за год  по краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности с  выделением просроченной и отдельно длительностью свыше трех месяцев, а также данные о полученных и  выданных обеспечениях.

В разделе 3 «Амортизируемое  имущество» отражены остатки на начало отчетного года и данные о поступлении  и выбытии по каждому виду нематериальных активов и основных средств и  имуществу для передачи в лизинг и представляемому по договору проката.

В разделе 4 «Движение  средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений содержаться  сведения о собственных средствах  организации и привлеченных средствах  по их видам. В конце раздела справочно  приводятся данные о незавершенном  строительстве и инвестиции в  дочерние и зависимые общества.

В разделе 5 «Финансовые  вложения» указаны суммы остатков на начало и конец отчетного года по каждому виду долгосрочных и краткосрочных  финансовых вложений.

В разделе 6 «Расходы по обычным видам деятельности»  отражены затраты по элементам за отчетный и предыдущий годы и данные об изменении остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов.

В разделе 7 «Социальные  показатели» приводятся данные об отчислениях  в государственные внебюджетные фонды и отчисления в негосударственные  пенсионные фонды.

Отчет о целевом  использовании полученных средств (форма № 6) содержит данные за отчетный и предыдущий годы об остатке средств  на начало года, поступлении средств  по их видам, использование средств  по из видам и об остатке средств на конец года.

Пояснительная записка  к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, её финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и  предшествующий ему годы, методах  оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Исследование формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с международными стандартами