Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 12:15, реферат
Стоимостную оценку не всегда можно осуществить в момент хозяйственного факта. Существует немало хозяйственных фактов, которые для оценивания требуют выполнения различных вычислительных процедур. Например, затраты на приобретение материалов складываются из стоимости этих материалов по договорным или другими ценами и транспортных, заготовительных и других расходов, связанных с поставками. Для полной оценки таких расходов необходимо выполнить определенные расчеты, которые называют калькуляцией. Себестоимость готовой продукции может быть представлена в стоимостном выражении лишь с помощью калькуляции (от лат. Calculatio, что означает счет, подсчеты).
Введение…………………………………………………………………….3
Исторические аспекты зарождения правил ведения бухгалтерского учета: первичное наблюдение, стоимостная оценка……………………………5
Заключение……………………………………………………………..…11
Список используемых источников…………………………………..…..12
Содержание:
Введение……………………………………………
Исторические аспекты зарождения правил ведения бухгалтерского учета: первичное наблюдение, стоимостная оценка……………………………5
Заключение………………………………………
Список
используемых источников…………………………………..…..12
Введение
Чтобы изучать и исследовать объекты бухгалтерского учета и иметь возможность обобщать и сравнивать данные об объектах, нужно организовать первичное наблюдение и регистрацию данных об этих объектах. Наблюдение осуществляют непосредственно или с помощью различных приборов или автоматически (т.е. без участия людей). В любом случае факт первичного наблюдения должен быть зафиксирован на материальном носителе данных объектов.
Процесс первичного наблюдения в бухгалтерском учете состоит из четырех элементов: наблюдения, восприятия, измерения и регистрации. Измерение производится обязательно в двух измерителя: натуральных (природных) - материальных или трудовых и стоимостных. Измерение в стоимости происходит через денежное, так называемую цену (цена - денежное выражение стоимости продукта обмена).
В основе учета всегда лежали, лежат и будут лежать факты хозяйственной жизни. В самом общем виде факт хозяйственной жизни — это то, что должен согласно программе наблюдения (инструкции) зарегистрировать бухгалтер. Любая единица имущества, находящаяся в организации, должна быть зафиксирована в учете. Так рождается инвентаризация и вместе с ней материальные (инвентарные) счета. Каждый факт хозяйственной жизни, порождающий обязательства сторон, тоже должен быть отражен в учете, и это приводит к такому методу учета, как коллация (сверка взаимных расчетов), а в самом учете для ее фиксации возникают счета расчетов.
Все факты делятся на факты состояния, действия и события.
Факты состояния предопределили и первые учетные приемы — инвентаризацию — констатацию того, что есть, и коллацию — установление, кто кому и что должен. Факты действия (обычная работа) и факты события (форс-мажорные) отражались там же в порядке констатации.
Применение ценового измерителя позволяет сделать обобщения и сравнить различные объекты хозяйствования.
В
бухгалтерском учете все
Стоимостную оценку не всегда можно осуществить в момент хозяйственного факта. Существует немало хозяйственных фактов, которые для оценивания требуют выполнения различных вычислительных процедур. Например, затраты на приобретение материалов складываются из стоимости этих материалов по договорным или другими ценами и транспортных, заготовительных и других расходов, связанных с поставками. Для полной оценки таких расходов необходимо выполнить определенные расчеты, которые называют калькуляцией. Себестоимость готовой продукции может быть представлена в стоимостном выражении лишь с помощью калькуляции (от лат. Calculatio, что означает счет, подсчеты).
Таким
образом, составными элементами первичного
наблюдения в бухгалтерском учете
есть оценивания и калькулирования,
т.е. стоимостное измерение.
Исторические
аспекты зарождения
правил ведения бухгалтерского
учета: первичное
наблюдение, стоимостная
оценка.
Методология бухгалтерского учета прошла шесть главных этапов, умножаясь, усложняясь и совершенствуясь. При этом достижения предыдущих этапов органически включаются в состав последующих этапов, растворяются в них:
1. Натуралистический (4000 до н.э. - 500 до н.э.). Мысль бухгалтера достаточно примитивна, он хочет отразить в учете то, что видит, с чем работает. Сначала просто отразить, затем точность отражения превращается в идеал. Чем точнее учет фиксирует происходящее в хозяйстве, тем лучше. Так возникает центральное понятие бухгалтерского учета — факт хозяйственной жизни.
Как
правило, возникновение учета
Первым и самым очевидным счетным прибором были пальцы рук.
Когда их не хватало, то использовали пальцы ног, если и их не хватало, счет продолжался с помощью подручных материалов: палочек, зерен, камешков (слово «калькуляция» означает исчисление с помощью камешков). Когда находившихся под рукой камешков было недостаточно, бухгалтеры хватались за голову и говорили — много.
В Древнем Египте восходят истоки учета, и факты хозяйственной жизни регистрируют на свитках папируса («свободных листах»). На этих свитках прежде всего составляли инвентари.
Факт
хозяйственной жизни оформлялся
тремя лицами – один отмечал на
папирусе число ценностей, намеченных
на отпуск, второй проставлял рядом
фактический отпуск и третий –
сравнивал числа и делал
Ежедневно составляли сводку данных по складу и по «управлению складами». Однако все эти сводки, хотя и выполнялись ежедневно, содержали уже группировку по наименованию ценностей. Вывод ежедневных остатков был возможен в связи с относительно небольшими объемами хозяйственной деятельности.
Материальный учет предполагал и регистрацию сметных назначений. Действительно, при VI династии в учете уже встречается смета, регистрация фактов хозяйственной жизни позволяет контролировать выполнение сметных назначений. Это подтверждается документами, относящимися к 2500-2400 гг.до н.э.
Если Египет был родиной «счетоводства на свободных листах», то Вавилония стала родиной «учета на карточках».
Как правило, документы складывались в глиняные кувшины или в корзины, которые закрывались крышками и обвязывались веревкой. На ее конец навешивался комок глины, на котором указывалось содержание хранящихся документов, исполнители и временной (счетный) промежуток.
Учет материальных ценностей осуществлялся примерно так: приходные и расходные документы гуппировались раздельно, информация внутри этих групп учитывалась в разрезе наименований отдельных ценностей, по оборотам выводилось «сальдо», которое алгебраически складывалось с начальным остатком, и таким образом определялся конечный результат, сопоставляемый с фактическим наличием ценностей. Все сведения фиксировались в таблетках, здесь же указывались причины расхождений и
на чей счет отнесена недостача. В Вавилонии мы сталкиваемся и с прообразом синтетического и аналитического учета, так как синтетической «ведомости» «Зерновые» соответствовали аналитические «счета» — «Пшеница», «Рис» и т.п.
2. Стоимостный (500 до н.э. — 1300). Появление денег (первые монеты возникли в V в. до н.э.) привело к возникновению нового приема — оценки, которая проводилась во всех случаях, когда деньги выступали в функции меры стоимости. С этого момента объект учета — факт хозяйственной жизни — раздвоился, ибо сначала он отражался в натуральном измерении, а потом (или одновременно) в денежном.
Греция стала родиной первого счетного прибора — абака. Здесь впервые появляются деньги в виде монеты. Это явление было существенным скачком в развитии учета: деньги выступали сначала как самостоятельный объект учета, далее - как средство в расчетах (все контокоррентные счета велись в деньгах) и, наконец, в функции меры стоимости; они стали измерять весь инвентарь. Однако поскольку в учете фигурировали монеты разной чеканки, сразу стал вопрос о соизмерении в учете самих монет. Тут были три варианта: сначала их складывали по металлу и весу, потом по видам монет и, наконец, по их покупательной стоимости.
Записи на счетах выполнялись в хронологическом порядке, причем сальдо выводилось после регистрации каждого факта хозяйственной жизни. Некоторые данные из документов непосредственно относились на счета, а в ряде случаев они группировались по однородным документам. На их основе составлялся сводный документ. Таким образом, принцип накапливания уже был известен в III в. до н.э.
После записи данных из документа на счет и в документе, и на счете делалась отметка о том, что запись и последующая сверка выполнены. Все ошибки, пропуски, обнаруженные при последующем контроле, отмечались на полях папируса. Отчетность предусматривала сведения о состоянии запасов и о доходах и расходах хозяйства. По периодичности отчетные формы делились на месячные, годовые и трехлетние.
Но появление денег имело еще одно следствие: деление учета на патримоналъный и камеральный. В первом упор делался на учет имущества, во втором — на отражение прихода и расхода денег. В патримональном учете деньги выступают в функции меры стоимости, в камеральном учете — как средство платежа. На этом этапе развития учета счета велись и в натуральном, и стоимостном измерении.
Как показал немецкий экономист В. Зомбарт (1863 - 1941), простая бухгалтерия существовала в учете купцов в виде хронологической записи текущих оборотов в записных книжках, заменяя ≪узелки на платках, которые завязывают крестьяне, отправляющиеся в город на рынок≫. Эти записные книжки были не только, а подчас и не столько бухгалтерскими регистрами, сколько семейными повествованиями. Не случайно в них мы находим сведения о войне, эпидемии и т.д.
И отсюда следует очень важный вывод: в те времена учет и частная жизнь не разделялись и составляли единое, часто неразрывное, целое.
3. Диграфический (1300 — 1850). Желание и необходимость выявлять финансовый результат хозяйственной деятельности привели к разделению патримонального учета на униграфический (простая запись) и диграфический (двойная запись).
В плане счетов произошла революция, так как появились условные счета (счета порядка и метода); счета собственных средств — счет капитала и дополнительный к нему счет прибылей и убытков.
Переворот произошел сразу же вслед за открытием Америки (1492 г.). В 1494 г. в Венеции один из лучших, а может быть, лучший математик того времени — Лука Пачоли (1445 — 1517) издал книгу ≪Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях≫, в которой, в частности, изложил правила двойной бухгалтерии (≪Трактат о счетах и записях≫). И хотя двойная запись возникла раньше, а Пачоли только описал ее, тем не менее именно публикация книги сделала диграфизм всеобщим достоянием, великим инструментом исчисления финансовых результатов1. В экономическую жизнь пришли абстрактные категории, которые стало возможно измерять различными способами.
И только введение всеобщего стоимостного (денежного) измерителя привело к возникновению двойной бухгалтерии. Это было связано с тем, что, во-первых, некоторые факты хозяйственной жизни как бы сами по себе отражаются дважды. Продали товары, ценности списываются, деньги приходуются. В простой бухгалтерии изначально ценности списывались в натуральном измерении, а деньги приходовались в стоимостном. Но когда и товары начали отражать в учете в стоимостном (денежном) измерении, бухгалтерия стала почти двойной. Однако полностью двойной (диграфической) она стала тогда, когда в номенклатуру счетов простой бухгалтерии ввели счета собственных средств, а материальные счета получили денежную оценку, все факты хозяйственной жизни стали отражать