История развития национального счетоводства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:34, реферат

Описание

В современном мире постоянно идет борьба за лидерство и первенство в различных сферах деятельности не только между людьми, но и между государствами. Страны, развивая свою промышленность, науку и образования стремятся к завоеванию лидирующих позиций на мировых рынках. Некоторым государствам таким как Российская Федерация, Китай, США, странам Европейского союза это удается, а некоторые вынуждены что называется сводить концы с концами.

Содержание

Введение 3
История возникновения и развития национального счетоводства 4
Современные проблемы формирования российской СНС и основные направления анализа СНС 7
Заключение 10
Список литературы 11

Работа состоит из  1 файл

Sns.docx

— 34.38 Кб (Скачать документ)


Областное государственное  бюджетное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования

«Ивановский промышленно-экономический колледж»

 

 

 

Реферат по дисциплине

 «Система национальных счетов»

на тему:

«История развития

национального счетоводства в России»

 

 

 

Выполнила

студентка …..группы

………………..

 

 

 

 

….. 2012 г.

Содержание

Введение

3

  1. История возникновения и развития национального счетоводства

4

  1. Современные проблемы формирования российской СНС и основные направления анализа СНС

7

Заключение

10

Список  литературы  

11


 

 

 

 

 

Введение

 

В современном мире постоянно идет борьба за лидерство и первенство в различных сферах деятельности не только между людьми, но и между  государствами. Страны, развивая свою промышленность, науку и образования  стремятся к завоеванию лидирующих позиций на мировых рынках. Некоторым  государствам таким как Российская Федерация, Китай, США, странам Европейского союза это удается, а некоторые  вынуждены что называется сводить  концы с концами.

Хотя  многие государства, являются лидерами по уровню жизни, не имея таких производственных мощностей как у сверхдержав. Например, Швеция или Люксембург сегодня  лидеры по уровню жизни населения  и соответственно по уровню дохода на душу населения. Они просто-напросто избрали другой путь обогащения, предлагая всевозможные услуги или внедряя очень эффективные программы экономического развития.

После Великой депрессии 1933-1938 гг. многие страны мира поставили перед собой  задачу выбиться в лидеры мировой  экономики, а для этого им было необходимо знать на каком уровне находятся их конкуренты. Собственно говоря систем национальных счетов (СНС) это есть метод некоего унифицированного учета результатов экономических  показателей государств.

Начало  развития системы национальных счетов было положено в СССР, только называлась эта система Баланс народного  хозяйства. Она безусловно имела  отличный от сегодняшней СНС вид, однако именно она легла в основу разработки и стала идейным вдохновителем  разработчиков СНС. Баланс народного  хозяйства использовался в Советском  Союзе задолго до Великой депрессии, позволяя вести учет хозяйственной  деятельности государства.

Однако  потом, как показывает история эти  две системы стали развиваться  параллельно.

Что же вынудило объединить эти две системы и разработать универсальную систему национальных счетов? А вынудило именно желание мирового экономического и политического господства. Необходимо точно знать какие показатели лучше у одной страны, а какие ей необходимо улучшать по отношению к другой. Дух соперничества породил одну из самых важных макроэкономических основ мировой экономики.

Унифицированная СНС позволяет государствам ориентироваться  друг на друга, используя макроэкономические показатели и исходя из этого принимать необходимые меры по улучшению собственных показателей.

Таким образом, государства как бы участвуют в огромных соревнованиях, в которых СНС выступает арбитром.

 

1. История  возникновения и развития национального  счетоводства.

 

Национальные счета — важнейший  вид балансовых построений в статистике, представляющих собой систему взаимоувязанных  показателей, которые характеризуют  производство, распределение, перераспределение  и использование конечного продукта и национального дохода.

По методу построения национальные счета аналогичны бухгалтерским  счетам, то есть каждая операция записывается дважды: по дебету (кредиту) одного счета  и по кредиту (дебету) корреспондирующего счета — это важная методологическая особенность системы национальных счетов (СНС)

Прежде чем работа в этой области  приняла международный характер, велись исследования в отдельных  странах. Они возникли в результате развития государственно-монополистического капитализма.

Экономический кризис 1929–1933 гг. оказал влияние на дальнейшие изменения  взглядов западных экономистов на экономическую  роль государства. Концепция государства  как «ночного сторожа» была подорвана, зато все большую популярность приобретала  противоположная концепция —  активной экономической роли государства. Для конъюнктурной оценки предстоящего развития экономики и разработки конкретных мероприятий экономического и политического характера требовалась  оценка итогов экономической деятельности в виде синтетических показателей  конечного продукта и национальных расходов, капиталовложений и других, взаимосвязанных между собой показателей. Так, исходя из чисто практических нужд, появляются национальные счета — ныне универсальный метод не только анализа, но и регулирования экономического развития

История разработки международной u1057 СНС развивалась с небольшим  отставанием от становления и  развития национального счетоводства в США, Англии, Франции, Германии и  в других капиталистических странах. По-видимому, первыми осуществили  балансовые построения немецкие статистики, но первый в мире баланс народного  хозяйства (БНХ) был составлен еще  в 20-х гг. 20 в. советскими статистиками. Основным стимулом к разработке систем, достаточно полно отображающих картину  национальной экономики, явились экономические  и социальные последствия второй мировой войны. В связи с крушением  колониальной системы и образованием молодых независимых государств со слаборазвитой экономикой возникла проблема индустриализации огромного  числа стран.

Отдельными (фрагментарными) балансовыми  расчетами буржуазные экономисты занимались давно. Известно, что еще в начале 20 в. германские, американские и английские статистики делали попытки исчислить  национальный доход путем применения балансового метода

Официальные расчеты национального  дохода впервые были произведены  в США в 1932 г. (по поручению 72-го конгресса США). К этому времени относятся и первые официальные оценки национального дохода Германии, которые, однако, были вскоре прекращены. Еще раньше, в 1925 г., а затем в 1930 и 1934 гг., аналогичные расчеты осуществлялись статистическим управлением Японии. Позднее первые официальные оценки национального дохода были проделаны в Англии, затем во Франции и в других капиталистических странах. Систематические публикации по национальному доходу начались в капиталистических странах фактически только в годы второй мировой войны. Эти работы положили начало развитию национального счетоводства .

Теоретическим «отцом» национального  счетоводства признается Дж. Кейнс. В  разработку концепции макроэкономического  анализа крупный вклад внесли его предшественники — такие  известные ученые 18–19 вв., как В. Петти, Г. Кинг, Ф. Кенэ, К. Маркс. Значительное теоретическое влияние оказали  исследования первой половины 20 столетия (А. Маршалла, Р. Фриша, Я. Тинбергена, В. Леонтьева, П. Студенского). В разработку методологии построения СНС как  системы взаимоувязанных макропоказателей большой вклад внесли Р. Стоун, М. Джильберг (правильная транскрипция —  Гильберг), Э. Денисов, Г. Ясен, Дж. Кендрик, О. Аукруст, К. Грюзон, Ф. Перру, Дж. Хикс, Р. Рагла, Н. Рагла, Н. Айдинов, З. Кенеши, В. Крелле, Э. Маленво, Ж. Маршаль, П. Хилл, А. Мэдисон и др.

Большую роль в развитии и совершенствовании  национального счетоводства сыграли  международные организации, имеющие  специальные статистические подразделения.

Наиболее значительную работу по унификации и стандартизации счетов, проблемам  международной сопоставимости проводят статистические органы ООН. Эта деятельность стимулируется необходимостью исчислить  размер взносов государств — членов ООН, определяемый пропорционально  объемам национального дохода разных стран. К 1994 г подготовлена третья версия СНС ООН.

СНС ООН — это концентрированное  выражение и обобщение теории и практики национального счетоводства в развитых странах. В процессе реализации гипотетическая модель СНС претерпела существенные изменения. Первая версия СНС ООН разработана в 1952 г. (официальный документ опубликован в 1953 г.). Это взаимоувязанная система из шести счетов (три сводных и три секторальных счета с субсчетами), характеризующих результаты и ход основных процессов в экономике.

Дальнейшее развитие национального  счетоводства было связано с попытками  интеграции разных балансовых построений — межотраслевого баланса (МОБ) и  системы показателей, характеризующих  движение национального дохода, счетов производства, потребления и капиталовложений («реальных счетов») и счетов доходов, расходов и финансирования капиталовложений («финансовых счетов»). В «реальных счетах» основное внимание должно уделяться отраслям и продуктам; в «финансовых счетах» важна группировка экономических единиц по секторам, а также необходима классификация трансфертов и финансовых отношений, возникающих между секторами.

В 1968 г. была принята новая версия международного стандарта по СНС, просуществовавшая до 1993 г., принципиальная структура которой такова: сводные счета; счета производства, потребления и капиталоиспользования; счета доходов и расходов и счета финансирования капитальных затрат.

Система была построена на строгом  разграничении текущих счетов и  счетов капитала, каждый из которых  разбивался на два класса. Текущие  счета включали счета, относящиеся  к производству товаров (первый класс), и счета, отражавшие использование  доходов на приобретение потребительских  продуктов и услуг, на трансферты и запасы (накопление) продуктов (второй класс). В первом случае объектами  классификации являются товары и  отрасли, в которых они производятся, а во втором — виды расходов и  субъекты, осуществляющие их. Аналогичное  разграничение и внутри счетов капитала.

В целом и по отдельным u1089 секторам в системе дается характеристика воспроизводимых и невоспроизводимых (земля, лесные ресурсы, полезные ископаемые и т. д.) материально-вещественных ресурсов, а также финансовых активов и  пассивов, увязанных с движением  потоков. Это позволяет проследить финансовые потоки, определить сбережения как источник финансирования и тем  самым показать, в какой мере активы каждого 135 сектора формируются за счет собственных средств и в  какой мере — за счет заемных, привлеченных со стороны

С 1993 г. действует третья модификация стандартной международной системы национальных счетов (СНС–93), вобравшая в себя последние достижения в теории и практике национального счетоводства в отдельных странах. Отметим некоторые из них

В наиболее развитых странах для  СНС характерна высокая степень  интегрированности и универсальности. Это проявляется, в частности, в  методологической согласованности  счетов потоков, показателей запасов (балансов национальной экономики —  счетов активов и пассивов) и др. Для сопряжения МОБ и СНС необходима разработка матрицы перехода от отраслевого  к продуктовому разрезу в счетах производства. Интеграция выходит за рамки собственно СНС и «захватывает»  платежный баланс, правительственную  финансовую статистику, статистику денежного  обращения и банковскую статистику. Для гармонизации центральной системы  макроэкономической статистики и так  называемых родственных ей разделов предусматривается система сателлитных  счетов, увязывающих с СНС блоки  социальных показателей, показателей  окружающей среды и др.

В новейших системах национального  счетоводства особое внимание обращено на блок показателей, характеризующих  движение активов и пассивов, т.е. на финансовый аспект воспроизводства. Указанный аспект в методологических стандартах отражен и в детализации  сектора финансовых учреждений, в  условиях развитых рыночных отношений  включающего: центральный банк; другие сберегательные учреждения; другие финансовые посредники, исключая страховые компании и пенсионные фонды; финансовые вспомогательные  организации; страховые компании и  пенсионные фонды.

Нефинансовые активы (накопление основного  капитала и операции с землей) рассматриваются  в счете капитала, а операции, связанные с изменением активов  и пассивов,— в финансовом счете. Нефинансовые нематериальные активы включаются в балансовые таблицы, но не рассматриваются  как функции производства.

 

2. Современные проблемы формирования российской СНС и основные направления анализа СНС

 

Процесс перехода на рыночную модель ведения  хозяйства и построение цивилизованного  рыночного общества – процесс  сложный и длительный и неразрывно связанный с проблематикой самого разного толку и практически  во всех сферах жизнедеятельности общества.

Первым  шагом на пути к достижению поставленной цели (формирование российской СНС  в условиях рыночных методов ведения  хозяйства) должна стать разработка концептуальных, теоретических, методологических и статистических аспектов структуры  новой макромодели экономики, институционной, секторальной и отраслевой группировок  национального хозяйства.

В целом  основные проблемы формирования СНС  в России могут быть сведены к  следующим:

  1. Концептуальным (разработка основных положений и принципов формирования российского аналога версии СНС ООН 1993 г.: трактовки производственной деятельности и определения ее границ; определение стоимостного состава продукта; разработка структуры государственного бюджета и другие.);
  2. Теоретическим (строгое научное обоснование формирования системы основных макроэкономических показателей в условиях рынка и соответствие механизма их функционирования хозяйственному укладу экономики);
  3. Институционным (классификация институционных единиц по функциональному принципу);
  4. Методологическим (формирование современной рыночной методологии прогнозирования, основанной на принципах равнозначности и взаимообусловленности экономики и политики (когда расчет показателей прогноза опирается на данные нормативно правовых актов), отвечающей потребностям российской специфики ведения хозяйства, органов статистического учета и прогнозирования, органов государственной власти, а также международным требованиям и стандартам; создание на этой основе балансового метода описания экономики, адекватного рыночной модели ведения хозяйства России; разработка методологических подходов к формированию структуры отчетных показателей социально-экономического развития национальной экономики: производства, потребления (промежуточного и конечного), распределений и перераспределений доходов, внешней торговли; трактовка финансовых потоков; классификация доходов и расходов; определение категории сбережений и других);
  5. Организационно-правовым (утверждение прав собственности и определения границ их видовой структуры; создание целостной системы отчетности на базе Госкомстата России, сформированной на основе обязательного представления отчетных данных Центробанком России, Минфином, Таможенным комитетом и другими службами и ведомствами, держателями отчетной информации финансового и нефинансового характера предприятий и организаций, которые есть, характеризующей развитие национальной экономики страны в рамках кредитно-денежного сектора, сектора органов госуправления и внешнего сектора экономики);
  6. Статистическим (актуализация единственного государственного регистра предприятий и организаций Госкомстата России (ЕГРПО); пересмотр процедуры и методов сбора внешних и внутренних источников данных, их обобщение и разработки новых источников данных с использованием новых методов, отвечающих требованиям построения системы национальных балансов).

Информация о работе История развития национального счетоводства в России