История становления контроллинга за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 15:24, реферат

Описание

Несмотря на широкое развитие практики контроллинга на предприятиях всего мира контроллинг всё ещё новое явление в теории и практике управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учёта и менеджмента, которое переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность предприятия на достижение оперативных целей для адекватного понимания современной концепции контроллинга необходимо рассмотреть историю возникновения и развития этой управленческой категории.

Содержание

Введение ……………………………………………………………3

История развития Американской модели контроллинга……….4
История развития Немецкой (Европейской)
модели контроллинга………………………………………………….10

Заключение…………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 278.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

      Байкальский государственный университет экономики  и права. 
 
 
 
 
 

      Реферат

      По  дисциплине Аудит и контроллинг  персонала 

     «История  становления контроллинга за рубежом». 
 
 
 

          
 

        Выполнили: Янышевская К.В.

      Торопчинова .А.А

                                                                                                       ЭСТ-06-1

                                                                      Проверил: Васильева А.Н. 
 
 
 

      Г.Иркутск.2010г.

Оглавление

 

Введение  ……………………………………………………………3

  1. История развития Американской модели контроллинга……….4
  2. История развития Немецкой (Европейской)

    модели контроллинга………………………………………………….10

  1. Заключение…………………………………………………………19
  2. Список литературы…………………………………………………20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Введение 

     Известно  достаточно широкое и общее понимание  контроллинга как целостной концепции  экономического управления предприятием, направленной на выявление всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли в условиях рынка. При этом можно отметить такие специфические особенности контроллинга, как:

    • Увязка оперативных финансово – экономических расчетов и стратегических решений;
    • Новая ориентация финансово – экономических расчетов на принятие экономически обоснованных решений;
    • Новое содержание таких традиционных функций управления, как планирование, контроль, информационное обеспечение, составляющих ядро контроллинга как концепции управления;
    • Новое психологическое содержание роли планово – экономических служб (служб контроллинга) на предприятии.

     Несмотря  на широкое развитие практики контроллинга на предприятиях всего мира контроллинг  всё ещё новое явление в теории и практике управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учёта и менеджмента, которое переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность предприятия на достижение оперативных целей для адекватного понимания современной концепции контроллинга необходимо рассмотреть историю возникновения и развития этой управленческой категории. Что и будет сделано в данной работе. Будут рассмотрены две вариации данного понятия, появившиеся в Америке и Европе, в частности Европейский контроллинг будет рассмотрен на примере немецкой модели. 

 

1. Американская модель контролллинга

 

     В условиях интенсивного экономического развития, как в нашей стране и  в мире в целом, а так же в  условиях усложнения процессов, протекающих  в экономике и повышение уровня неопределенности экономических процессов, требуются новые концепции и  инструменты управления.

     Вов торой половине двадцатого века в  странах Западной Европы сформировалась новая экономическая категория  «контроллинг» вобравшая в себя систему управленческого учёта. В современном значении слово «контроллинг» как характеристика области заданий в финансовом учреждении стало использоваться в США с конца XIX в. В 1880 г. должность контроллера была введена в железнодорожной компании Atchison, Торека and Santa Fe Railroad, а в 1892 г. - в компании General Electric. Однако широкое развитие контроллинга началось только с 20-х годов XX в. До большой депрессии контроллинг в банках не получил должного развития1.

     Возникновение института контроллинга в сегодняшнем  понимании в свое время было связано  с промышленным ростом в США в конце 19-начале 20 века, который вызвал появление новых подходов к планированию. Развитие американской промышленности и беспрецедентный рост размеров отдельных предприятий и сложности производств повлекли за собой соответственно необходимость улучшения методов управления, что в свою очередь затребовало адекватных и научно обоснованных методов производственного учета и более точного финансового контроля. Расширение области заданий, связанных с бухгалтерским учетом в финансовом учреждении, кроме всего прочего, было вызвано и усилением государственного вмешательства в жизнь финансового учреждения.

     Повышения требований и осложнения учетных  заданий привели к тому, что  ряд специфических заданий казначея (финансового директора) и секретаря (ассистента правления) были переданы в ведение организационно оформленной службы контроллинга.

     В значительной мере на развитие контроллинга в то время и его внедрение  на финансовых учреждениях оказал влияние  мировой экономический кризис. Годы депрессии привели к осознанию того, что успешное руководство финансовым учреждением неминуемо связано с усилением внимания к внутрифирменному планированию и учету. Это в свою очередь привело к эволюции взглядов на контроллинг. Если сначала преобладало исторически-бухгалтерское видение контроллинга, и контролер выполнял функции ведения учета и ревизии хозяйственных событий, которые уже состоялись, то со временем эти функции были расширены, что привело к необходимости понимания контроллинга и его функций как ориентированных на будущие события.

     Соответственно, такое ориентированное в будущее  рассмотрение задание контроллера  стали все больше связывать с  вопросами планирования и контроля. Причем изменилось место контроллера в организационной иерархии финансового учреждения. Контроллер вышел на один уровень с казначеем2. Особое влияние на развитие контроллинга оказал организованный в 1931 г. под воздействием экономического кризиса Controllers Institute of America, переименованный в 1962 г. в Financial Executive Institute (FEI), который был профессиональной организацией контроллеров. Он существенно содействовал развитию контроллинга особенно тем, что систематизировал задание контроллинга.

     Задания внутренней ревизии (аудита) в США также входят в функции контроллинга в отличие от немецкой практики. Предметом ревизии является проверка всех комплексов заданий и подразделов финансового учреждения на предмет правильности их организационно-правовой деятельности. Деятельность контроллера также подлежит проверке. Ревизия в отличие от контроллинга ориентирована на ретроспективу, поэтому она может относиться к функции контроллинга, если в ее задание дополнительно включены экономическое консультирование и специальные исследования в финансовом учреждении.

     В первой исторической фазе развития контроллинг  рассматривал, прежде, всего, совершенные процессы, а в дальнейшем усилилась роль планирования и работ на перспективу. В связи с этим учёт и отчётность, оставаясь инструментами регистрации и контроля, превращаются во вспомогательное средство преодоления преград в будущем, выживания и успешного функционирования предприятия. В значительной мере на развитие контроллинга и его внедрение на предприятиях оказал влияние мировой экономический кризис. Годы депрессии привели к осознанию того, что успешное руководство предприятием неизбежно с усилением влияния к внутрифирменному планированию и учёту.

     В настоящее время, в условиях постоянно  усиливающейся международной конкуренции, система контроллинга должна гибко  реагировать и быстро предоставлять  менеджерам актуальную, ориентированную на результат и ликвидность информацию, обеспечивающую эффективное принятие оптимальных управленческих решений. Чтобы отвечать этим требованиям, инструменты и структура контроллинга должны быть простыми и гибкими. Рассмотрим Американскую концепцию контроллинга:

     

     Рисунок 1-2 – Ключевые моменты американской системы контроллинга. 

     В соответствии с концепцией «А» контроллинг представляет весь учет, отчетность и ряд дополнительных функций. При организации служб контроллинга и финансов осуществляется первичное разделение на задания, ориентированные на результат и прибыль, а также задания, ориентированные на ликвидность. В соответствии с концепцией «В» контроллинг - это только весь учет и отчетность без дополнительных функций. В ведении службы контроллинга остаются только ориентированные на результат (прибыль) задания информационного обеспечения, составления планов, контроля и всего учета3.

     Руководители  отделов контроллинга и финансов могут оба находиться в подчинении у члена правления, отвечающего  за финансово-экономическую деятельность, часто вице-президента по финансам, представляющего интересы этих отделов в правлении. Они оба непосредственно могут быть представлены также в правлении (при необходимости, в качестве заместителей члена правления). В зависимости от того, узко или широко трактуется перечень заданий контроллинга, могут быть предложены четыре (рисунки 1-4) основные организационные концепции структуры отделов контроллинга и финансов. Контроллинг объективно существует и развивается под воздействием определенных факторов как в Европе, так и в США. Отличие заключается в сущности каталога задач, которые идентифицируются в контроллинге.

       Американский каталог задач (сконцентрирован преимущественно на вопросах учета, планирования, информирования и анализа):

    • составление, координация планов банка, контроль их реализации;
    • сравнение полученных результатов с планами и стандартами;
    • информирование о результатах деятельности и их анализе на всех уровнях управления;
    • оценка разных сфер менеджмента, оценка всех процессов на разных фазах на предмет достижения поставленных целей, оценка действенности политики, организационных структур и процессов;
    • формулировка и использование принципов и методов работы в сфере налогообложения;
    • контроль и координация при составлении сообщений для государственных органов;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      

2. Немецкая модель контроллинга

 

     В Европу контроллинг пришел из США  в послевоенный период в рамках американской экономической экспансии, и в  современном понимании, как концепция  управления, получил наибольшее развитие в Германии. Последующее развитие контроллинга носило двойной характер, что проявилось в становлении двух независимых направлений контроллинга: англо-саксонского (американского) и европейского (немецкого). Между этими подходами существуют отличия не только концептуального, но и терминологического характера - в англо-саксонской практике применяется понятие «управленческий учет» (management accounting), а «контроллинг» практически не применяется, хотя специалистов, в чьи должностные обязанности входит ведение управленческого учета, называют контроллерами.

     В немецкоязычной экономической литературе определенный подход к контроллингу начал формироваться с середины 50-х годов. В то же время в ряде источников уточнялось, что еще до указанного периода экономические службы немецких предприятий уже использовали концепцию контроллинга. Как правило, в качестве примеров указывались отдельные задания, которые сегодня принято считать заданиями контроллинга. И все же преобладающей является точка зрения, согласно которой концепция контроллинга, как совокупность целей, заданий, инструментов, субъектов и организации, пришла в Германию из США.

     Разработка  идеи контроллинга основывалась на практике его применения в дочерних финансовых учреждениях американских корпораций. В первые годы к контроллингу немцы относились критически. В немалой степени это было связано с его неправильным пониманием или неточной интерпретацией. В частности, контроллинг отождествляли с контролем, а полномочия контролера преувеличивались и расценивались как угроза для менеджеров. Со временем, апробировав на практике идеи контроллинга, * его стали воспринимать положительно, и возобладала мысль о возможности и необходимости перенесения этих идей в практику хозяйственных отношений Германии.

     Цели  контроллинга являются производными от целей финансового учреждения, а  высшая из них заключается в сохранении и успешном последующем развитии4. В частности, контроллинг способствует достижению главной стоимостной (монетарной) цели - оптимизации финансового результата финансового учреждения через максимизацию прибыли и ценности капитала при гарантированной ликвидности. Кроме этого, с помощью контроллинга достижение данной цели координируется с достижением социальной и рыночной цели и необходимыми для этого мерами и ресурсами. Оптимизация финансового результата при гарантированной ликвидности может рассматриваться как главная цель контроллинга, для достижения которой разрешаются основные задания контроллинга - формирование целеустремленного комплекса мероприятий по достижению главной цели. Основные задания контроллинга заключаются в информационном обеспечении ориентированных на результат процессов планирования, регуляции и контроля (мониторинга) в финансовом учреждении, в исполнении функций интеграции, системной организации и координации. Базу контроллинга составляют показатели производственного и финансового учета, по возможности организованные в банк технико-экономических данных.

Информация о работе История становления контроллинга за рубежом