Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 15:24, реферат
Несмотря на широкое развитие практики контроллинга на предприятиях всего мира контроллинг всё ещё новое явление в теории и практике управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учёта и менеджмента, которое переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность предприятия на достижение оперативных целей для адекватного понимания современной концепции контроллинга необходимо рассмотреть историю возникновения и развития этой управленческой категории.
Введение ……………………………………………………………3
История развития Американской модели контроллинга……….4
История развития Немецкой (Европейской)
модели контроллинга………………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………20
В немецкоязычной экономической литературе есть и другие точки зрения на содержание целей и заданий контроллинга. Например, П. Хорват также, рассматривая контроллинг через призму целей финансового учреждения, считает, что контроллинг должен обеспечивать руководство финансового учреждения информацией и настраивать его на координирование, реагирование и адаптацию к переменным внутренним и внешним условиям с тем, чтобы реализовать поставленные цели. Автор интерпретирует контроллинг как ориентированную на результат функцию поддержки руководства5.
Согласно Хорвату, контроллинг выполняет функции интеграции и координирования процесса планирования в финансовом учреждении, а также информационного обеспечения этого процесса.
Т. Райхман также уделяет особое внимание ориентации контроллинга на результат (с учетом обеспечения ликвидности) и видит основное задание контроллинга в сборе и обработке информации в процессе разработки, координации и контроля над выполнением планов в финансовом учреждении.
Несколько с других позиций к контроллингу подходит Х.Ю. Кюппер. Он видит центральную проблему контроллинга в координации системы управления в финансовом учреждении. Необходимость функции координации следует из разделения системы управления на составляющие. Среди таких компонентов он выделяет: организацию, систему планирования и контроля, информационную систему, систему руководства персоналом, систему целей и принципы управления. Выполняя координирующую функцию, контроллинг способствует тем самым достижению не одной цели деятельности финансового учреждения, а системы целей. Причем стоимостным целям придается особенное значение. Вместе с тем Кюппер отмечает, что при такой широкой интерпретации контроллинга существует опасность того, что его задания становятся всеобъемлющими и не могут быть без проблем отделены от заданий других подсистем управления6.
Й. Вебер, основываясь на концепциях контроллинга Х. -Ю. Кюппера и П. Хорвата, считает, что контроллинг - это в первую очередь инструмент координации. В его интерпретации контроллинг является элементом управления социальной системой, выполняя свою главную функцию поддержки руководства в процессе решения им общего задания координации системы управления с упором, прежде всего, на задание планирования, контроля и информирования. При этом Вебер, как и Кюппер, подчеркивает, что контроллинг не связан с процессом постановки целей (например, заданием целей прибыли).
По мнению Д. Шнайдера, задания контроллинга по координации в смысле общей координации управления (по Кюпперу и Веберу) должны быть ограничены. С одной стороны, функция контроллинга должна сводиться к разработке и координации отдельных планов финансового учреждения и сводки их в единственный план, а с другой стороны, - к внутреннему производственному учету, который служит для контроля над реализацией планов и поставляет начальную информацию для планирования.
Рекомендуемое Шнайдером ограничение функций контроллинга отвечает немецкой концепции контроллинга, в которой на первое место относится комплекс заданий по планированию с интегрированной системой планово-контрольных расчетов на базе информации внутреннего производственного учета.
Основными концепциями контроллинга в зависимости от их целевой ориентации можно назвать следующие.
Концепция, ориентированная на систему учета, в качестве основной и единственной сферы деятельности контроллинга рассматривает систему учета. При этом под системой учета понимают специфическую информационную систему, которая позволяет руководству в любой момент времени получить необходимые для планирования и контроля количественные данные о деятельности банка. Основными задачами контроллинга является централизация и переориентация в будущее всей системы учета, сконцентрированной на регистрации фактической информации прошлых периодов. В этой концепции реализуется лишь один элемент контроллинга, что не позволяет полностью использовать его потенциал. Такой подход актуален на начальной стадии внедрения контроллинга7.
Концепция, ориентированная на информационную систему, базируется на предыдущей концепции. Согласно этому подходу, информационная цель контроллинга охватывает всю систему целей банка, что значительно расширяет его информационную базу. Концепция особенно выделяет содержательные, процессуальные и структурные задачи контроллинга в пределах информационной системы, причем контроллинг рассматривается как ядро этой системы. Концентрация всей необходимой для принятия управленческих решений информации, а также деятельности по ее поиску и обработки позволяет существенно улучшить эффективность всего информационного процесса. Задачей контроллинга является концептуальная разработка, внедрение и последующее обслуживание информационной системы управления. Использованию планово-контрольных инструментов контроллинга в пределах данной концепции внимание не уделяется, что позволяет сделать вывод о невозможности ее использования в качестве целостной научной концепции контроллинга.
Концепция, ориентированная на систему управления, рассматривает контроллинг как инструмент системы управления (подход, ориентированный на координацию). Эта концепция представляет контроллинг в аспекте общих проблем принятия управленческих решений. Она позволяет объединить наиболее важные элементы других концептуальных подходов.
Специальными заданиями контроллинга являются8:
Контроллинг
выполняет функции
В Германии контроллинг функционирует с точки зрения штабной функции. При этом он прямо подчинен Правлению. При децентрализованном контроллинге на первом плане стоит стремление наилучшим образом воплотить в жизнь основную идею контроллинга, по возможности во всех подразделах финансового учреждения, а именно так структурировать всю систему решений и деятельности в финансовом учреждении, чтобы сориентировать ее на результат (прибыль). В связи с этим особенное значение приобретает вопрос определения места децентрализованных контроллеров в структуре финансового учреждения9.
На
практике хорошо зарекомендовала себя
модель функциональной и административной
подчиненности контроллера
Европейский (немецкий) каталог10:
Рассмотрим немецкую концепцию контроллинга:
Рисунок 3-4 –
Ключевые моменты немецкой сиситемы
контроллинга.
В соответствии с концепцией С контроллинг представляет собой только внутренний учет и отчетность, а также ряд дополнительных функций. При организации служб контроллинга и финансов происходит первичное разделение заданий на внутренние и внешние.
В соответствии с концепцией D контроллинг - это только внутренний учет и отчетность без дополнительных функций. В ведении службы контроллинга остаются только ориентированные на результат (прибыль) задания информационного обеспечения, составления планов, контроля и внутреннего учета.
Концепции А, В, С, D могут варьировать в зависимости от организационных факторов11:
Рассмотрев американскую и немецкую модели контроллинга, следует заметить специфику каждой из них, которая учитывает особенности экономик этих стран (в частности, особенности построения финансовых систем и систем учета).
Целью американской модели контроллинга является ориентация на внешних пользователей (органы надзора, инвесторов и тому подобное), поэтому она базируется на подходах аудита и ревизии.
В
немецкой модели контроллинга на первое
месте поставлен комплекс заданий
по планированию с использованием интегрированной
системы планово-контрольных
При сравнении американской концепции контроллинга А и немецкой концепции контроллинга С, очевидно, что в американской системе контроллинг включает весь учет и отчетность, а в немецкой системе - только внутренний учет и отчетность. В обоих системах контроллинг подразумевает ряд дополнительных функций. В немецкой концепции, в отличие от американской, к заданиям службы контроллинга не относится ведение бухгалтерского учета, составление баланса, учет налогов и страхования. Эти задания выполняет финансовая служба. В немецкой модели контроллинга отсутствует также такое задание, как ревизия.
Ключевые американская и немецкая концепции контроллинга (B и D) отличаются тем, что в американской системе контроллинг - это весь учет и отчетность без дополнительных функций, а в немецкой системе контроллинг - это только внутренний учет и отчетность без дополнительных функций.
Контроллинг ближайшего будущего должен будет переориентировать вектор своей деятельности в сторону основных источников эффективности: разработка новых продуктов, технологий и методов организации труда и производства во всех функциональных сферах деятельности предприятия.
Информация о работе История становления контроллинга за рубежом