Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:48, курсовая работа
Торговля - это вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей и оказанием услуг покупателям. В эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. Под торговлей мы понимаем хозяйственную деятельность по обороту, купле и продаже товаров. Причем в качестве и продавцов, и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации в качестве предпринимателей. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, т.е. предоставление последнему товара определенного свойства и качества в определенном месте, в определенное время и за определенную плату.
Введение…………………………………………………………………...…...… 3
1. Экономическая сущность расчетов по товарным операциям на промышленном предприятии и задачи их учёта в условиях рыночных отношений …………………………………………………………………......… 5
1.1 Развитие и основные принципы организации расчётных взаимоотношений между организациями и предприятиями……………….… 5
1.2 Формы расчётов и их роль в рациональной организации расчётных отношений по товарным операциям……………………………………..………8
1.3 Краткая экономическая характеристика деятельности предприятия на материалах, которого выполнена курсовая работа ……………………...……13
2. Исследование действующей практики учёта расчётов с поставщиками и покупателями на промышленном предприятии и пути его совершенствования в условиях рыночных отношений…………………………………………..…..20
2. 1. Документальное оформление расчётных операций …………………..…20
2.2 Организация синтетического и аналитического учёта расчётов с поставщиками и покупателями………………………………………………....25
2.3 Совершенствование учёта расчётов с поставщиками и покупателями.…29
Заключение…………………………………………………….…………...…… 31
Список литературы…………………………………………………………...… 35
Чекодатель проставляет подпись и дату выписки чека в момент передачи его чекодержателю в уплату за товары. Работник чекодержателя, принимающий чеки из чековой книжки: удостоверяется в личности чекодателя по паспорту; проверяет правильность заполнения чека из чековой книжки; проверяет срок действия чековой книжки; сверяет подписи чекодателя на чеке образцу его подписи в паспорте и на обложке чековой книжки; проверяет соответствие суммы, указанной в реквизите "Исходящий остаток" корешка оплачиваемого чека из чековой книжки, остатку по предыдущему чеку за минусом суммы оплачиваемого товара; принимает чек к оплате, проставляя на обороте данного чека и его корешка оттиск печати (штампа) чекодержателя и дату приёма чека к оплате; заполняет на оборотной стороне чека из чековой книжки соответствующие реквизиты; подписывает чек из чековой книжки и его корешок.
Порядок принятия в уплату расчётных чеков такой же, как и чеков из чековой книжки.
Принятые в уплату чеки чекодержатель представляет в банк вместе с поручением-реестром. На всех экземплярах поручения-реестра ответственный исполнитель банка чекодержателя проставляет дату поступления документов и свою подпись. Первый и второй экземпляры поручения-реестра заверяются штампом банка чекодержателя и вместе с чеками направляются не позднее следующего банковского дня в банк чекодателя. Третий экземпляр остаются в банке чекодержателя для осуществления контроля. Банк чекодателя, получив поручение-реестр и чеки, проверяет полноту включения в поручение-реестр приложенных к нему чеков. На всех экземплярах проставляет дату получения. Производит перечисление средств. Но возможна и другая схема расчётов: банк чекодержателя перечисляет средства на счёт чекодержателя, а затем передаёт поручение-реестр в банк чекодателя и зачисление средства на свой счёт. Достоинством данной системы расчётов является: максимальное сближение срока платежа и момента получения товара; уменьшения потребности поставщиков в кредите под товары отгруженные; гарантия своевременного получения платежа.
В настоящее время организации, испытывая немалые финансовые трудности, всё чаще прибегают к не денежным формам расчётов. В филиале УПТК ОАО «Строительный трест №14» заключались договора о переводе долга (Приложения), акт-заявление о проведении зачёта взаимной задолженности.
Вексель - это ценная бумага, содержащая безусловное денежное обязательство одной организации (векселедателя) уплатить к определённому сроку необходимую сумму денежных средств другой организации (векселедержателю) за отгруженную продукцию, работы и услуги. Для приобретения банковского векселя организация подаёт заявку на покупку векселя, затем между банком и организацией заключается договор. Передача векселя оформляется актом приёма-передачи векселей. Данным векселем организация может рассчитаться за приобретённые товарно-материальные ценности. В филиале УПТК ОАО «Строительный трест №14» данная форма расчётов перестала применятся, когда налог на добавленную стоимость к вычету стало можно принимать только после погашения векселя.
Так как в филиале УПТК нет своего расчетного счета, то все расчеты через банк проводятся ОАО «Строительным трестом №14», а в филиал передаются через счет 79/2 «Внутрихозяйственные расчеты». Сам же трест все расчёты производят через учреждения банка. Учреждения банка ежедневно на дату совершения операции по счёту представляют клиенту выписку из его счёта, в которой указываются все поступления и списания средств со счёта, а также остатки средств на нём. В бухгалтерии ОАО проверяют соответствие поступивших и списанных сумм и сумм, указанных в расчётно-платёжных документах. При обнаружении ошибок организация сообщает об этом учреждению банка.
Таким образом, каждой форме расчётов присущ определённый документооборот, который имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Это необходимо учитывать при выборе более рациональной, в каждом конкретном расчёте, формы расчётов.
2.2 Организация синтетического и аналитического учёта расчётов с поставщиками и покупателями.
Бухгалтерский учёт в филиале УПТК ведётся по журнальной форме учета. При этом отдельные этапы и участки учетных работ автоматизированы при помощи программного обеспечения "1-С БУХГАЛТЕРИЯ".
Данная компьютерная программа предназначена для организации автоматизированного бухгалтерского учета в организациях. Она позволяет вести сводный бухгалтерский учет по всей системе счетов, а также обрабатывать данные по различным операциям в соответствующих аналитических разрезах.
Основными функциями, решаемыми АРМ, как инструментом для рационализации и интенсификации учетной деятельности, являются следующие:
-- информационно- справочное обслуживание;
-- решение задач учетно-аналитического характера.
В филиале УПТК ОАО для учёта расчётных операций с разными организациями за полученные товарно-материальные ценности и оказанные услуги, а также для учёта расчётных операций по выданным авансам под поставку товарно-материальных ценностей либо оказание услуг используется активно-пассивный счёт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками", к которому открыты, согласно рабочему плану счетов, следующие субсчета:
60/1 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками";
60/3 "Расчёты по авансам выданным".
Сальдо по этому счёту может быть как кредитовым, так и дебетовым или одновременно дебетовым и кредитовым, т.е. развёрнутым.
На основании отчётов материально ответственных лиц и приложенных к ним первичных документов, подтверждающих получение товарно-материальных ценностей, оказание услуг, начисляется долг другим организациям по кредиту выше указанных субсчетов. На основании выписок банка (расшифровки треста) и приложенным к ним платёжных документов, подтверждающих оплату долга другим организациям, данные субсчета дебетуются.
Наличие на конец отчётного периода дебетового сальдо свидетельствует о наличии дебиторской задолженности и наоборот, кредитовое сальдо свидетельствует о наличии кредиторской задолженности. В филиале УПТК по счёту 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками" имеется как дебиторская, так и кредиторская задолженность и при составлении отчётности сальдо отражается в развёрнутом виде по субсчетам.
Для учета расчетов за оказанные услуги работы используется активно-пассивный счет 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами». Сальдо по данному счету также может быть как кредитовым, так и дебетовым и в аналитике показывается развернуто по каждой организации.
Синтетический учёт расчётных операций с другими организациями рассмотрен в таблице 2.2
Таблица 2.2 Корреспонденция счетов расчётов с поставщиками
| |||
Содержание операции | Дебет | Кредит |
|
· Поступили товарно-материальные ценности | 10,41 | 60/1 |
|
· Начислен НДС, включённый в счёт поставщика | 18/3 | 60/1 |
|
· Поступило оборудование к установке | 07 | 60/1 |
|
· Поступили основные средства | 08 | 60/1 |
|
· Начислен НДС по приобретённым основным средствам | 18/1 | 60/1 |
|
· Выявлена при приёмке товарно-материальных ценностей их недостача | 94 | 60/1 |
|
· Предъявлена претензия поставщику на сумму недостачи, порчи товарно-материальных ценностей | 76/3 | 60/1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· Начислено транспортной организации за доставку товаров | 44 | 76 |
|
· Начислен НДС | 18/4 | 76 |
|
· Оплачены счета поставщиков (подрядчиков, сдатчиков) | 60/1 | 79/2 |
|
· Выдан аванс под поставку товарно-материальных ценностей | 60/3 | 79/2 |
|
· Получены товарно-материальные ценности в счёт ранее выданного аванса | 10,4 | 60/3 |
|
· Начислен НДС, включённый в счёт поставщика | 18/3 | 60/3 |
|
· Списана на убытки дебиторская задолженность по истечении установленных сроков | 92 | 60,76 |
|
|
|
|
|
Наличие в учёте корреспонденции счетов по дебету 60 и кредиту 62 отражает использование такого способа платежа как перевод долга.
На основании данных первичных документов (товарно-транспортных накладных, товарных накладных, счета-фактуры, акты выявленных недостач и др.), а также выписок банка с приложенными платёжными документами предоставленными трестов в виде расшифровок по счетам расчетов делаются следующие машинограммы:
Оборотная ведомость по синтетическому учёту по счёту 60/1 (Приложение);
Оборотная ведомость по аналитическому учёту по счёту 60/1 (Приложения).
Аналитический учёт по счёту 60 организован в разрезе каждого поставщика, что позволяет контролировать расчёты с ними, а также принять решение о возможности заключения договоров с ними в дальнейшем. В оборотной ведомости по аналитическому учёту отражается: входящие сальдо, обороты за отчётный период и исходящие сальдо. Данная ведомость позволяет определить задолженность перед каждым поставщиком или его задолженность. Несоблюдение договорной дисциплины ведёт к образованию задолженности.
Просроченная задолженность, как самый негативный факт в деятельности любой организации, в филиале УПТК ОАО «Строительный трест №14» подлежит строгому контролю. Для контроля за состоянием задолженности формируются выходные машинограммы:
Просроченная дебиторская задолженность;
Просроченная кредиторская задолженность.
В данных ведомостях отражается сумма долга, по каждому партнёру, а также срок задолженности, что позволяет не пропустить срок исковой давности. Для определения рациональной формы расчётов следует в ведомостях отражать форму расчётов. Это позволит при анализе определить форму расчётов, при которой наименьший срок погашения задолженности.
В филиале УПТК ОАО «Строительный трест №14» для учёта расчётов с покупателями за проданные им товары, оказанные услуги и выполненные работы, согласно учётной политике организации, предназначен счёт 62 "Расчёты с покупателями и заказчиками". К данному счёту согласно рабочего плана счетов открыты субсчёта:
62/2 - «Расчеты по плановым платежам» - расчеты с управлениями ОАО «Строительный трест №14»;
62/3 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - расчеты со всеми остальными предприятиями.
Данные первичных документов (товарно-транспортных накладных, товарных накладных и др.), а также выписок банка с приложенными к ним платежными документами (расшифровок треста) вносятся в ПЭВМ. Выходной информацией при обработке данных документов являются следующие машинограммы:
Оборотная ведомость по синтетическому учёту по счёту 62(Приложение);
Оборотная ведомость по аналитическому учёту по счёту 62(Приложения).
В данных машинограммах находит отражение следующая информация: сальдо на начало, обороты по дебету и кредиту, сальдо на конец.
Аналитический учёт организован в разрезе покупателей, с выведением остатка по каждому из них. Организация такого учёта позволяет видеть сумму долга. По данному счёту, как и по 60 счёту ведётся контроль за задолженностью. С этой целью формируются следующие машинограммы:
Просроченная дебиторская задолженность;
Просроченная кредиторская задолженность.
В филиале УПТК ОАО «Строительный трест №14» по учёту расчётов с покупателями и заказчиками отражается корреспонденция счетов, приведённая в таблице 2.3
Таблица 2.3 Корреспонденция счетов бухгалтерского учёта расчётов с покупателями и заказчиками
| |||
Содержание операции | дебит | кредит |
|
1. Реализованы товары Предъявлен счёт покупателю Поступила оплата от покупателя 2. Получен аванс под поставку товаров Отгружены товары в счёт полученного ранее аванса 3. Поступил плановый платеж
| 90/2 62 79/2 79/2 62 79/2 | 41,43 90/2 62 62 90/2 76 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Следует также отметить, что сальдо по счёту 62 "Расчёты с покупателями и заказчиками" в отчётности отражается только по дебету. Внешние пользователи получают верную информацию по имеющейся задолженности. Предоплата за отпущенный товар, готовую продукцию отражается на кредите счета 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами».