Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:48, курсовая работа
Торговля - это вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей и оказанием услуг покупателям. В эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. Под торговлей мы понимаем хозяйственную деятельность по обороту, купле и продаже товаров. Причем в качестве и продавцов, и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации в качестве предпринимателей. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, т.е. предоставление последнему товара определенного свойства и качества в определенном месте, в определенное время и за определенную плату.
Введение…………………………………………………………………...…...… 3
1. Экономическая сущность расчетов по товарным операциям на промышленном предприятии и задачи их учёта в условиях рыночных отношений …………………………………………………………………......… 5
1.1 Развитие и основные принципы организации расчётных взаимоотношений между организациями и предприятиями……………….… 5
1.2 Формы расчётов и их роль в рациональной организации расчётных отношений по товарным операциям……………………………………..………8
1.3 Краткая экономическая характеристика деятельности предприятия на материалах, которого выполнена курсовая работа ……………………...……13
2. Исследование действующей практики учёта расчётов с поставщиками и покупателями на промышленном предприятии и пути его совершенствования в условиях рыночных отношений…………………………………………..…..20
2. 1. Документальное оформление расчётных операций …………………..…20
2.2 Организация синтетического и аналитического учёта расчётов с поставщиками и покупателями………………………………………………....25
2.3 Совершенствование учёта расчётов с поставщиками и покупателями.…29
Заключение…………………………………………………….…………...…… 31
Список литературы…………………………………………………………...… 35
Таким образом, учёт расчётов с поставщиками и покупателями в филиале УПТК ОАО «Строительный трест №14» в целом соответствует законодательству Республики Беларусь. Бухгалтерам филиала УПТК ОАО «Строительный трест №14» следует больше внимания уделять дебиторской задолженности, своевременно принимать меры по её взысканию, а также более тщательно выбирать партнёров.
2.3 Совершенствование учёта расчётов с поставщиками и покупателями.
В организации денежного оборота и расчетов важную функцию выполняет бухгалтерский аппарат, призванный своевременно и правильно отражать их в учете и контролировать. Исходя из этой цели, основными задачами учета расчетных операций и анализа дебиторской и кредиторской задолженностей организации являются:
- своевременное и правильное производство необходимых расчетов, как путём безналичных расчётов, так и наличными денежными средствами;
- полное и оперативное отражение в учётных регистрах расчётных операций;
- организация и проведение в установленные сроки инвентаризации расчётов, недопущение возникновения просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей;
- контроль за соблюдением расчётно-платёжной дисциплины, своевременностью перечисления сумм за полученные товарно-материальные ценности и услуги;
- правильное документальное оформление и контроль законности совершаемых операций с денежными средствами полное и оперативное их отражение;
- своевременное взыскание дебиторской и погашение кредиторской задолженностей;
- определение эффективности использования средств для расчётов по товарным операциям;
- изучение динамики и структуры расчётов с контрагентами;
- изучение эффективности применения экономических форм расчётов;
- изучения влияния средств в расчётах на платежеспособность, прибыль, ликвидность организации;
- оценка обеспеченности организации финансовыми ресурсами и их использование по целевому назначению;
- выявление причин финансовых нарушений и образования задолженности;
- определение полноты и своевременности применения мер материальной ответственности к нарушителям договорных обязательств;
- выявление резервов улучшения состояния расчётов и разработка мероприятий по их реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе хозяйственной деятельности у организаций возникают расчёты с другими субъектами хозяйствования при совершении сделок купли-продажи продукции, товаров и оказания услуг. Они являются необходимым условием процесса кругооборота средств организации. Кругооборот средств совершается эластично до тех пор, пока его различные фазы без задержек переходят одна в другую. Каждый цикл оборота средств заканчивается реализацией продукции (товаров) и поступлением денежной выручки, которая возмещает средства, вложенные в реализованную продукцию (товары), обеспечивая тем самым источники средств для очередных затрат и инвестиций.
Расчёты являются начальным и завершающим звеном кругооборота средств. Непрерывное возобновление циклов оборота средств организации обеспечивается своевременными платежами и поступлением денег на счета в банк. Время кругооборота средств зависит от организации расчётных операций, применяемых форм и процедур расчётов.
В экономической литературе даются много определений понятия "безналичные расчёты", но все они сводятся к следующему: безналичные расчёты - расчёты между юридическими лицами, а также расчёты с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проводимые через банк.
Количественные и качественные характеристики многих оценочных показателей организации (объёмов реализации товаров, прибыли, платежеспособности, оборачиваемости средств и др.) обуславливаются состоянием расчётов. Поэтому рациональная организация расчётов, наиболее полно отвечающая интересам всех участников, - необходимое условие для обеспечения их нормальной работы.
В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе осуществления организациями финансово-хозяйственной деятельности неизбежна, но должна находиться в рамках определённых допустимых значений. Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и покупателями финансово-платёжной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер по устранению данных негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны бухгалтерской, финансовой и экономической служб организации систематического и всестороннего контроля по средствам бухгалтерского учёта и проведения комплексного анализа дебиторской и кредиторской задолженности.
В соответствии с действующим законодательством и в зависимости от вида расчётных документов, способов платежей и организации документооборота в банках плательщиков и получателей денежных средств различают следующие основные формы безналичных расчётов: платёжными требованиями, платёжными требованиями-поручениями, аккредитивами, чеками, банковскими пластиковыми карточками.
При выборе наиболее целесообразной формы расчётов необходимо учитывать, насколько она способствует реализации товаров, своевременному получению поставщиком денежных средств за неё, содействует максимальному сокращению сроков получения товарно-материальных ценностей и услуг покупателями, создаёт условия для взаимного контроля участников расчётов, Обеспечивает ускорению документооборота, минимальную трудоёмкость расчётных операций.
Кроме выше перечисленных денежных форм расчётов на практике используются различные не денежные формы прекращения обязательств. Гражданским кодексом Республики Беларусь предусмотрены следующие способы прекращения обязательств: отступное, новация, прощение долга, зачёт взаимной задолженности, уступка требований и перевод долга, товарообменные операции, расчёты векселями.
В качестве объекта исследования в данной работе нами было выбрано филиал УПТК ОАО «Строительный трест №14».
В структуре активов филиала УПТК ОАО «Строительный трест №14» наибольший удельный вес занимают внеоборотные активы. Наибольший удельный вес в источниках формирования активов занимают собственные источники финансирования. В структуре заёмных и привлечённых средств преобладает кредиторская задолженность.
В организации применяется журнально-ордерная форма учёта, при этом отдельные этапы и участки автоматизированы с использованием программного обеспечения "1-С Бухгалтерия".
Бухгалтерский учёт расчётов с поставщиками и покупателями и расчётов по нетоварным операциям ведётся в организации в соответствии с действующим законодательством. При этом бухгалтерской службе следует больше внимания уделять дебиторской задолженности, своевременно принимать меры по её взысканию, также более тщательно выбирать партнёров.
Перед составлением форм бухгалтерской отчётности бухгалтерия филиал УПТК ОАО «Строительный трест №14» документально подтверждает фактическое состояние и наличие дебиторской и кредиторской задолженности путём проведения инвентаризации расчётов.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности филиала УПТК ОАО «Строительный трест №14» выявил тенденцию снижения дебиторской и нестабильность кредиторской задолженности. Наибольший удельный вес дебиторской задолженности занимает статья "расчёты с покупателями". Просроченная задолженность в отчётном периоде снизилась на 86,6%. Что касается эффективности использования средств вложенных в расчёты с дебиторами, то здесь наблюдается замедление скорости оборачиваемости и увеличение времени погашения дебиторской задолженности. На это повлиял опережающий темп роста дебиторской задолженности по сравнению с выручкой.
Наибольший удельный вес в кредиторской задолженности занимает статья "расчёты с поставщиками и покупателями". Просроченная задолженность снизилась, но сам факт её наличия говорит о неплатежеспособности организации. Скорость оборачиваемости замедлилась, а период погашения кредиторской задолженности увеличился. На это повлиял рост себестоимости товаров и кредиторской задолженности. При анализе задолженности нами было установлено превышение дебиторской задолженности над кредиторской, что говорит о финансовой не стабильности организации.
При анализе влияния дебиторской и кредиторской задолженности на платежеспособность организации нами было установлено, что рост кредиторской задолженности отрицательно сказывается на платежеспособности организации, а дебиторская задолженность наоборот положительно влияет на платежеспособность организации.
Можно выделить следующие предложения по совершенствованию расчётно-платёжного механизма:
· в связи с крайне сложной экономической обстановкой в стране расчётно-платёжная система подвержена большим деформациям и не может полностью стабилизироваться. В этих условиях требуется тщательное отслеживание процессов, происходящих в области расчётов, и их влияние на финансовую и денежно-кредитную сферы. Необходимо проводить единовременные обследования объёма и структуры платёжного оборота. При этом полученная информация использовалась бы для денежно-кредитного регулирования экономики;
· положительный опыт ускорения платежей, а значит, и оборачиваемости средств, накоплен некоторыми отечественными коммерческими банками, которые установили на крупных организациях, выписывающих ежедневно большой объём платёжных документов, модемы для передачи соответствующих данных в компьютер банка;
· следует внедрять современные программные обеспечения, позволяющие автоматизировать важнейшие участки учёта (в том числе и учёт расчётных операций), и тем самым повысить производительность труда бухгалтеров и уменьшить трудоёмкость выполняемых работ;
· следует организовать учёт по счёту 62 "Расчёты с покупателями и заказчиками" в разрезе субсчетов, с учётом особенностей рабочего плана счетов организации;
· организовать учёт задолженности в разрезе применяемых в организации форм расчётов;
· внедрить в практическую деятельность организации математическую модель расчётов выгодности предоставления покупателям скидок при оплате раньше установленного срока.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.О бухгалтерском учёте и отчётности: закон Республики Беларусь от 25 июня 2001г.,№42-З// Нац. экон. газ.-2001.-№53.-С.5-10.
2.Об утверждении Инструкции о порядке проведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчётных чеков: постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 марта 2005г.,№43// Главный бухгалтер.-2005.-№20.-С.13-22.
3.Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности: утв. постановлением Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 мая 2004г.,№81/128/65//Нац. экон. газ.-2004.-№50.-С.9-17.
4.Инструкция о банковском переводе: утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001г., №66// Банковский вестник.- 2001.-№15.-С.24-39.
5.Белов, В.А. Юридическая природа "без документарных ценных бумаг" и "безналичных денежных средств"/ В.А. Белов// Рынок ценных бумаг.-1997.-№5.-С.23-26.
6.Бублик, М. Надёжность различных форм расчётов/ М. Бублик// Экономика. Финансы. Управление.-2002.-№3.-С.71-82.
7.Бугаев, А. Об учёте расчётов по банковским пластиковым карточкам/ А.Бугаев// Налоговый вестник.-2001.-№6.-С.6-16.
8.Бухгалтерский учёт в торговле: учеб./ В.А.Березовский [и др.]; под общ. ред. В.В. Кожарского.- Мн.: Новое знание,2004.-812с.
9.Головачева, М.А. Понятие и источники правового регулирования аккредитивной формы расчётов/ М.А. Головачева// Весн. Бел. дзярж. экан. ун-та.-2004.-№1.-С.70-75.
10.Деньги, кредит, банки: учеб. для вузов/ Г.И. Кравцова [и др.]; под общ. ред. Г.И. Кравцова.- Мн.:ООО "Мисанта",1997.-436с.
11.Дмитриев, К. Бухгалтерский учёт расчётных операций. Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками в бюджетных учреждениях и организациях/ К.Дмитриев// Бухгалтерские консультации.-2001.-№21.-С.8-
12.Костян, Д. Учёт расчётов организации/Д. Костян// Налоговый вестник.-2003.-№23.-С.19-38.
13.Кравченко, М.А. Методики документального оформления и учёта расчётов с поставщиками и покупателями/ М.А. Кравченко// Бухгалтерский учёт и анализ.-2001.-№4.-С.17-22.
14.Красильщикова, И. Проблемы при списании сомнительных долгов/ И.Красильщикова// Главный бухгалтер.-2004.-№28.-С.76-78.
15.Левкович, О.А. Бухгалтерский учёт: учеб. пособие для вузов/ О.А. Левкович, И.Н.Бурцева, Ю.И. Акулич; под общ. ред. О.А. Левкович.- Мн.: Амалфея,2003.-640с.
16.Лемеш, В. Инвентаризация расчётов/ В. Лемеш// Нац. бухг. учёт.-2002. -№12. С.4-9.