Экономические виды спроса и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:42, курсовая работа

Описание

Актуальность темы обусловлена тем, что связь между ценой и количеством покупаемого товара устойчивая, постоянно повторяющаяся и имеет характерную направленность. Поэтому ее можно определить как закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены ведет к повышению величины спроса, а рост цены - к снижению спроса. Эта закономерность сохраняет свою справедливость, как для индивидуального спроса, так и для рыночного спроса.
Целью работы является изучение экономических видов спроса и их классификация, а также факторов, влияющих на спрос.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть структуру спроса, его сущность и значение, дать классификацию спроса.

Содержание

Введение
1 Сущность, структура и виды спроса
Сущность и факторы спроса
Экономические виды спроса и их классификация
Концепция эластичности спроса
2.1.Эластичность спроса по доходу и цене
2.2. Методы стимулирования спроса
2.3. Анализы текущего состояния потребительских рынков РК

Работа состоит из  1 файл

Курсовая экономика.doc

— 335.00 Кб (Скачать документ)
КУРСОВАЯ  РАБОТА
 

Экономическая теория 

На тему: «Экономические виды спроса и их классификация» 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

    1   Сущность, структура и виды спроса

    1. Сущность и факторы спроса
    2. Экономические виды спроса и их классификация
  1. Концепция эластичности спроса

    2.1.Эластичность  спроса по доходу и цене

    2.2. Методы  стимулирования спроса

    2.3. Анализы  текущего состояния потребительских  рынков РК 

 

Введение

    Изучение  процессов спроса как фактора, влияющего  на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны.

    Данные  категории являются одними из важнейших  в макроэкономике, они освещаются практически в любом пособии, посвящённом макроэкономическому  анализу, как отечественных, так  и зарубежных экономистов.

    Модели  совокупного спроса и совокупного предложения, в отличие от модели спроса и предложения для одного товара, позволяют ответить на многие принципиальные вопросы: Почему вообще увеличиваются или уменьшаются цены? Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды и резко повышается в другие? Что определяет все равновесное количество определенных товаров на внутреннем рынке, то есть реальный объем национального производства? Почему реальный объем национального производства уменьшается в определенные периоды по сравнению с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается?

    Для такого ответа нужно объединить –  или агрегировать – все отдельные  рынки страны в единый общий рынок. Точнее, нужно объединить тысячи отдельных  цен – на персональные компьютеры, золото, металлопрокат, зерно, нефть, алмазы и т.д. - в единую совокупную цену, или уровень цен. То же нужно сделать и для производства, собрав воедино равновесное количество отдельных товаров и введя в рассмотрение понятие реального объема национального производства.

     Рынок - это форма организации общественного  производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления  посредством механизма цен. Механизм цен - ключевое звено рыночных отношений, т.к. именно он обеспечивает связь между  производителями и потребителями, продавцами и покупателями, уравновешивая предложения товаров и услуг со спросом на них. Основных субъектов рыночного хозяйства принято разделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство. Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация, экономическая обособленность и свободный обмен ресурсами.

     Основные  элементы рыночного механизма - цена, спрос, предложение.

     Спрос - это количество продуктов, которые потребители готовы и в состоянии купить по определенным ценам за его единицу в течении определенного периода. В основе спроса лежат потребности. Именно они определяют, что покупатель желает купить.

     Актуальность  темы обусловлена тем, что связь  между ценой и количеством покупаемого товара устойчивая, постоянно повторяющаяся и имеет характерную направленность. Поэтому ее можно определить как закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены ведет к повышению величины спроса, а рост цены - к снижению спроса. Эта закономерность сохраняет свою справедливость, как для индивидуального спроса, так и для рыночного спроса.

     Целью работы является изучение экономических видов спроса и их классификация, а также факторов, влияющих на спрос.

     Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть структуру спроса, его сущность и значение, дать классификацию спроса.

 

      1 Сущность, структура и виды спроса

          1.2 Сущность и факторы спроса

     Издавна замечено, что количество благ, которое  покупатели запрашивают у продавцов для приобретения (назовем его величина спроса), прямо зависит от уровня цены, по которой такая покупка возможна. Величина спроса - это количество товара конкретного вида (в натуральном измерении), которое покупатели готовы приобрести на протяжении того или иного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара. Зависимость величины покупок на товарном рынке от уровней цен экономисты назвали спросом. Спрос - сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих - экономическую логику поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина спроса (количество покупок) при том или ином уровне цены.

     Изучая, как покупатели реагируют на изменения  цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит  в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен - к ее увеличению (при прочих равных условиях).

     Под спросом микроэкономика понимает то количество товара, которое покупатели хотят и могут купить на рынке этого товара в данный период времени при данных условиях. Данное определение позволяет выделить следующие особенности спроса как объекта изучения со стороны микроэкономики.

1.Микроэкономика имеет дело со спросом на какой-то один вид товара. Спрос на товар может быть индивидуальным и совокупным. В первом случае это спрос со стороны отдельных субъектов экономики, во втором, спрос на всю массу данного товара, необходимую субъектам экономики как совокупному покупателю. Под последними понимаются потребители как представители домохозяйств или фирм. 
2. Спрос отражает не только нужность товара для покупателя, но и способность последнего его оплатить. Тем самым спрос отражает по- купательную способность субъекта спроса. 
3. В понятии «спрос» еще не заключен факт покупки товара, так как спрос на товар может быть и при отсутствии самого товара. 4. Спрос предъявляется на определенном рынке, локальном, региональном, национальном, международном. 
4. Спрос имеет временную характеристику. Он может быть на данный момент, день, неделю, месяц и т.д. Так что можно говорить об определенной динамике спроса на какой-то товара, если брать его за относительно продолжительный период. Спрос формируется при условиях, определяемых сложной совокупностью различных факторов. Можно сказать, что спрос на товар (D) есть функция ряда факторов: 
D = f (а, б, в, г, д, е). 
Под буквами в данной формуле понимаются следующие факторы: а. Из всех факторов, воздействующих на спрос, наиболее устойчивое и предсказуемое влияние оказывают цены. Устойчивая связь между спросом и ценой, при которой величина спроса в данный период времени увеличивается при снижении цены и наоборот, характеризует закон спроса. Закон спроса иллюстрируется как через шкалу спроса, так и через кривую спроса. Шкалу спроса можно составить, используя данные какого-то локального рынка, например, рынка котлет в столовой. 

     Таблица 6.1 Шкала спроса на товар. 
 
Графически данная таблица будет выглядеть следующим образом. 

     Источник [Курс экономической  теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой  Е.А. Киров: АСА, 2008] 

      
Кривая спроса выглядит сглаженной, поскольку спрос представлен суммой спросов отдельных покупателей, так что кривая дает общую усредненную картину спроса. Тем не менее она помогает увидеть ряд особенностей закона спроса. Прежде всего видна связь закона спроса с законом убывания предельной полезности. Кривая спроса показывает не только зависимость спроса от цены, но и готовность совокупного покупателя за дополнительно приобретаемый товар платить меньшую цену, чем за предыдущий товар, так что спрос падает и по этой причине.

       Закон спроса также отражает действие эффекта дохода. Уменьшение цены означает рост реального содержания той части дохода покупателя, которую он намерен использовать для приобретения данного товара. Если цена на товар уменьшилась в два раза, то на прежнюю сумму можно купить в два раза больше данного товара. Рост спроса на товар при понижении цены может быть обусловлен и тем, что к покупателям данного товара присоединяются и те, кто вследствие высокой для них цены этот товар прежде не покупал. Очевидно, что закон спроса отражает также и эффект замещения, при котором повышение цены на товар ведет к тому, что вместо него покупатели начинают предъявлять спрос на другой, способный заменить его, товар. Закон спроса действует при прочих неизменных условиях. Изменение условий может модифицировать или даже нарушить его действие. Например, повышение цены какого-то товара способно увеличить, а не сократить спрос, если у покупателей возникает ожидание последующего повышения цен и стремление успеть купить товар по повысившимся ценам до того, как цены еще больше возрастут. По существу, в этом поведении покупателей также проявляется закон спроса, так как спрос здесь отражает более низкий уровень цены по сравнению с ожидаемой, при которой спрос наверняка упадет. 
           При понижении цены некоторых товаров спрос может сократиться, а не увеличиться. Такое возникает тогда, когда цена определяет престиж товара. Например, при понижении цены на некоторые украшения они становятся менее привлекательными, и наоборот, увеличение цены на них способно не уменьшить, а увеличить спрос.

       Потребность в товаре и то, через что она проявляется - вкусы, предпочтения, мода и т.д. Специфика взаимодействия товара как блага и потребности, которую он удовлетворяет, обусловливает соответствующий вид индивидуального спроса. Спрос на какой-то товар со стороны отдельных потребителей может быть повседневным (на продукты питания, электроэнергию, транспорт и т.п.) и периодическим (на одежду, обувь, мебель и т.д.). Но поскольку мы говорим о спросе со стороны всех потребителей того или иного товара, периодичность спроса на такие товары может устраняться, хотя сохраняется сезонность спроса на некоторые товары. 
 Численность субъектов спроса (покупателей): населения, части населения определенного возраста или пола, предприятий как покупателей и т.д. Доходы покупателей. Рост доходов обычно ведет к повышению спроса на товары, но на некоторые товары, менее качественные и престижные, спрос может наоборот снижаться. Между товарами-заменителями идет своеобразная конкуренция, и выбор покупателя во многом зависит не только от цены данного товара, но и от цены товара, способного его заменить. Спрос на товар, использование которого невозможно без другого товара, например, автомобиля без бензина, оказывается в зависимости и от цены связанного с ним товара.

     1.2. Экономические виды спроса и их классификация

     Спрос можно определить, как желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Следует различать понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом; только то желание превращается в спрос, которое подкреплено финансовыми возможностями покупателя.

     Спрос на рынке – это общий объем  продаж применительно к рынку  товара (или к отрасли) в данном месте и в данный период для  совокупности марок или конкурирующих  фирм.

     Спрос на продукцию фирмы (спрос на марку) – это часть спроса на рынке, соответствующий доли рынка, удерживаемая фирмой или маркой на базовом рынке товара.

     Рыночный  спрос – это не фиксированная  величина, а функция ряда переменных, называемых детерминантами спроса. Различают  две группы детерминант спроса  [Ценообразование и рынок. Под ред. Салижманова И.K. М.: Финстатинформ, 2008. стр. 261]:

     -контролируемые  факторы (инструменты операционного  маркетинга);

     -неконтролируемые  факторы (ограничения, с которыми  фирма сталкивается на рынке).

     Контролируемые  факторы спроса это:

     -Товар  или «решение» проблемы покупателя, т.е. набор создаваемых благ;

     -Цена, совокупность издержек, которые  несет покупатель, чтобы воспользоваться  благами выбираемого решения;

     -Место  или предоставление товаров с  наибольшим удобством для покупателя;

     -Продвижение  или коммуникации, информирующие  о достоинстве предлагаемого  товара.

     Неконтролируемые  факторы спроса это:

     -Ограничения  со стороны покупателей;

     -Ограничения  со стороны конкурентов;

     -Ограничения  со стороны сбытовых сетей;

     -Ресурсы,  сильные и слабые стороны фирмы;

     -Ситуационные  ограничения (факторы внешней  среды).

     Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей). Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.

     Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в  виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.

     Цена  спроса — это максимальная цена, по которой потребитель готов  купить данную продукцию.

     Величины  спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных  условиях.

     Любая цена назначенная фирмой, так или  иначе скажется на уровне спроса на товар. Зависимость между ценой  и сложившимся в результате этого уровнем спроса представлена известной всем кривой спроса (см. рис. 4.). 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экономические виды спроса и их классификация