Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 21:48, курсовая работа
Чтобы понять роль и место категории собственности в экономике, необходимо дать общую характеристику способа производства, с помощью которого создаются необходимые для людей материальные блага.
В способе производства различаются две стороны: во-первых, производительные силы – это люди и средства производства, которые они используют для производства материальных благ; во-вторых, производственные отношения, которые складываются между людьми в процессе производства (экономические и производственные).
Глава 1. Экономическое содержание собственности.
1.1. Введение.
1.2. Собственность в экономическом и юридическом смыслах.
1.3. Классификация собственности.
1.3.1. Частная собственность.
1.3.2. Общая долевая собственность.
1.3.3. Общая совместная собственность.
2. Кривая безразличия, бюджетная линия и равновесие потребителя.
2.1.Введение.
2.2. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса.
2.3. Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности и спроса.
2.3.1. Кривые безразличия.
2.3.2. Предельная норма замены.
2.3.3. Бюджетные ограничения.
2.4. Реакция потребителя на изменение цен.
2.4.1. Кривая «цена-потребление».
2.4.2. Эффект замены и эффект дохода.
Вторую
часть утверждения можно
Таким образом, равенство показывает, что в оптимуме (максимум полезности при данных вкусах потребителя, ценах и доходах) полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на покупку какого-либо товара, одинакова, независимо от того, на какой именно товар она израсходована. Это положение получило название второго закона Госсена. Конечно, потребитель может раскаяться в покупке, даже удовлетворяющей равенству. Это будет означать, что "за время от покупки до раскаяния в ней" знак в для данного товара изменился на противоположный.
Попытаемся показать теперь на основе количественного подхода, что объем спроса и цена связаны обратной зависимостью. Снова рассмотрим равенство.
Допустим,
что цена на покупаемый потребителем
товар А повысилась. В результате первое
отношение в равенстве уменьшилось. Чтобы
восстановить равенство и максимизировать
общую полезность, потребитель начнет
сокращать потребление товара А. Аналогичным
образом будут поступать и другие потребители.
Таким образом, с повышением цены товара
объем спроса на него сокращается.
2.3.
Порядковый (ординалистский) подход к
анализу полезности и спроса.
В рыночной экономике потребитель свободен в своем выборе товаров и услуг, но ограничен доходом и рыночными ценами. Он стремится к потреблению разнообразных благ, его потребности не насыщены. Потребитель ведет себя рационально, т.е. стремится приобрести такие товары и услуги, которые принесут ему максимальную полезность.
Согласно порядковой теории полезности:
-
потребитель сравнивает и
-
выбор потребителем одного
- поведение рационального потребителя подчиняется определенным аксиомам, с которыми согласуются его предпочтения.
Порядковый подход опирается на следующие аксиомы:
Свои суждения по поводу конкретных наборов благ потребитель фиксирует с помощью определенных символов, выражающих либо предпочтение (>), либо безразличие (-). Так, если потребитель считает, что набор А для него является более предпочтительным, нежели набор В, то он выразит это следующей записью: А>В. Если же оба набора для него равноценны, то запись будет иметь следующий вид А-В.
Содержание аксиом свидетельствует, что порядковая теория полезности действительно не ориентирована на непосредственное, прямое измерение уровня полезности наборов благ. Потребитель не в состоянии объективно оценить и не занимается количественной оценкой полезности, приносимой ему тем или иным набором благ. Оценка их полезности здесь осуществляется косвенным путем, на основе выявления предпочтения. Потребитель способен лишь сравнить наборы благ и оценить, какой из них приносит ему наибольшую полезность. Поэтому, если потребитель считает, что набор А для него более предпочтителен, чем набор В, то отсюда можно сделать вывод, что, с точки зрения потребителя, набор А обладает большей полезностью, нежели набор В. Вопрос о соотношении уровней полезности наборов (на сколько или во сколько раз набор А полезнее набора В) при этом не ставится.
Поэтому и задачу максимизации полезности порядковая теория трактует как задачу выбора потребителем такого набора благ, который бы, с одной стороны, был наиболее предпочтительным, а с другой – по своей стоимости не превосходил бюджета потребителя.
Дальнейшее
рассмотрение будет вестись только
применительно к наборам, состоящим
из двух благ – X и Y, поскольку такие
наборы легко вписываются в систему плоскостных
ординат. Полученные выводы могут быть
распространены и не любые другие наборы.
2.3.1.
Кривые безразличия.
Основную сложность в порядковом походе представляет построение кривых безразличия.
Каждая кривая безразличия объединяет множество равнополезных (равноценных), разумеется с точки зрения конкретного потребителя, наборов благ. Следовательно, прежде чем строить такие кривые, необходимо образовать группы равнополезных наборов. Кривая безразличия есть изображение на плоскости множества наборов продуктов, имеющих одинаковую полезность. При выборе набора из такого множества потребитель не отдает предпочтения ни одному из них, ему «безразлично», какой из них взять.
Если нанести на поле координат столько кривых безразличия, сколько возможно, получим карту кривых безразличия.
На
рисунке 2.1 показаны 3 кривые безразличия.
На первой и второй кривой безразличия
показаны по 2 товарных набора. Набор
А содержит Ха единиц товара Х и Yа единиц
товара Y. Набор В включает Хb единиц товара
Х и Yb единиц товара Y.
Рис. 2.2. Кривые безразличия
Поскольку точки А и В находятся на одной и той же кривой безразличия I, то наборы А и В следует рассматривать как равноценные (равнополезные) для того потребителя, для которого построены эти кривые безразличия.
Обращает на себя внимание набор С. Он содержит наибольшее количество единиц товара Y (Yc) и столько же, сколько набор В единиц товара Х (Хс). В соответствии с 3 аксиомой товарный набор с предпочтительнее набора В, а следовательно и набора А. Поскольку точки С и D лежат на одной и той же кривой безразличия II, то это значит, что наборы С и D для данного потребителя являются равноценными.
Следует отметить одно важное обстоятельство. Поскольку функция полезности используется как способ приписывания чисел по определенному правилу кривым безразличия, то монотонное преобразование (monotonic transformation) функции полезности (умножение на положительное число, прибавление положительного числа, возведение в нечетную степень и т.п.) изменит сами числа, но не повлияет на соотношение между числами. По-прежнему более высокой кривой безразличия будет соответствовать большее число, более низкой кривой безразличия - меньшее. Следовательно, определить предпочтения потребителя можно лишь с точностью до монотонного преобразования.
Свойства кривых безразличия:
А. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой безразличия выражает более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. Справедливость такого утверждения была показана при рассмотрении рис. 2.1.
Б. Кривые безразличия никогда не пересекаются. В противном случае это противоречило бы свойству А.
В.
Кривые безразличия имеют
2.3.2.
Предельная норма замены.
Поскольку все товарные наборы, расположенные на одной и той же кривой безразличия, являются для данного потребителя равноценными, а следовательно, взаимозаменяемыми, то и те два товара, которые образуют эти наборы, также должны быть для потребителя в определенной степени взаимозаменяемыми.
Количественным
показателем такой
Предельная
норма замены MRS (marginal rate of substitution) блага
Y благом Х показывает, каким количеством
блага Y следует поступиться ради увеличения
в наборе блага Хна единицу при условии
сохранения полезности набора на прежнем
уровне:
MRSxy= _ ΔY; U=const (2.1)
ΔX
Поскольку изменения объемов благ при неизменной полезности обычно имеют разные знаки, «минус» в формуле делает предельную норму замещения положительной в большинстве случаев (рис. 2.2).
Предельная норма замещения благом Х блага Y может быть определена симметричным образом как количество блага Y, которое получит потребитель «в награду» за отказ от потребления единицы продукта Х при неизменной полезности набора.
Рис.
2.3. Предельная норма замещения
Рассмотрим свойства предельной нормы замещения.
MRS= MUx (2.2)
MUy
Данное равенство следует из формулы прироста полезности при изменении объемов потребления продуктов, которая является, по сути, формулой дифференциала функции полезности:
ΔU=MuxΔx + MuyΔy (2.3)
Поскольку на кривой безразличия полезность неизменна (ее прирост равен нулю), данная формула и определение (2.1) позволяют доказать равенство (2.2).
Если благо Х ценнее блага Y, то кривые безразличия крутые (кривая а на рис.2.4). Если благо Y совсем лишено ценности (нейтральное), то, согласно формуле (2.2), предельная норма замещения равна бесконечности, а кривые безразличия вертикальны.
Рис.
2.4. Вкусы потребителей
Если
благо Y ценнее для потребителя, чем
благо Х, то кривые безразличия пологие
(кривая b на рис. 2.4). Если Х – нейтральное
благо, то предельная норма замещения
равна нулю, а кривые безразличия горизонтальны.
2.3.3.
Бюджетные ограничения.
В порядковой теории в качестве выражения системы предпочтений потребителя выступает карта безразличия. При этом потребитель знает, что самые предпочтительные наборы находятся на наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Но «дотянуться» до такой кривой безразличия потребитель, как правило, не может. Этому мешает недостаточность его бюджета.
Все
доступные конкретному
Обозначим месячный доход потребителя через I (руб.). Предположим далее, что потребитель весь свой доход тратит на приобретение только двух товаров Х и Y.
Его бюджетное ограничение в этом случае может быть представлено в виде следующего равенства: