Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 21:48, курсовая работа
Чтобы понять роль и место категории собственности в экономике, необходимо дать общую характеристику способа производства, с помощью которого создаются необходимые для людей материальные блага.
В способе производства различаются две стороны: во-первых, производительные силы – это люди и средства производства, которые они используют для производства материальных благ; во-вторых, производственные отношения, которые складываются между людьми в процессе производства (экономические и производственные).
Глава 1. Экономическое содержание собственности.
1.1. Введение.
1.2. Собственность в экономическом и юридическом смыслах.
1.3. Классификация собственности.
1.3.1. Частная собственность.
1.3.2. Общая долевая собственность.
1.3.3. Общая совместная собственность.
2. Кривая безразличия, бюджетная линия и равновесие потребителя.
2.1.Введение.
2.2. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса.
2.3. Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности и спроса.
2.3.1. Кривые безразличия.
2.3.2. Предельная норма замены.
2.3.3. Бюджетные ограничения.
2.4. Реакция потребителя на изменение цен.
2.4.1. Кривая «цена-потребление».
2.4.2. Эффект замены и эффект дохода.
pxx+pyy=I
Смысл бюджетного ограничения сводится к тому, что расходы потребителя на приобретение товаров Х и Y не могут превышать его дохода. Уравнение бюджетной линии имеет следующий вид:
Y=I - Px × X (2.5)
Py
Py
На
рис. 2.5 бюджетная линия изображена в виде
отрезка АВ. Поскольку бюджетная линия
всегда представляет собой прямую, пересекающую
оси координат, то для ее построения может
быть применен более простой метод. Достаточно
найти лишь точки пересечения бюджетной
линии с осями координат (т.е. точки А и
В) и соединить их прямой линией. Полученная
прямая является как раз бюджетной линией.
Рис. 2.5. Бюджетная линия
Положение точки А определяется длиной отрезков 0А, а положение точки В – длиной отрезка 0В. Каждый из этих отрезков соответствует количеству единиц товара Y или товара Х, которое может приобрести потребитель, потратив весь свой доход только на этот товар. В связи с этим длина отрезка 0А соответствует I/Py, а длина отрезка OB – I/Px. В свою очередь, наклон бюджетной линии равен коэффициенту при Х в уравнении (2.5), то есть Px/ Py. Все наборы из товаров Х и Y, расположенные на бюджетной линии, по своей стоимости четко соответствуют доходу потребителя I, а значит, являются доступными для него. К числу доступных относятся также все товарные наборы, расположенные ниже бюджетной линии. Стоимость каждого из них ниже I. Зато все наборы, находящиеся выше бюджетной линии, стоят больше I и потому являются недоступными для данного потребителя.
Анализируя уравнение бюджетной линии (2.5), можно сделать вывод, что ее положение зависит как от дохода потребителя, так и от цен товаров. Если бы доход потребителя оказался меньше, а цены прежними, то в этом случае бюджетная линия сместилась бы вниз (A’B’). При этом она была бы параллельна линии АВ, так как коэффициент Px/ Py остался бы прежним. Если бы доход потребителя и цена товара Х оставались неизменными, а цена товара Y снизилась, то бюджетная линия в этом случае заняла бы положение A”B. Перемещение левого конца бюджетной линии из точки А в точку A” произошло бы потому, что отношение I/Py в данной ситуации стало больше.
2.3.4. Равновесие потребителя.
На рисунке 2.6 карта безразличия совмещена с его бюджетной линией.
Рис.
2.6. Оптимум потребителя.
Спрашивается, какой товарный набор выберет потребитель? Разумеется тот, который расположен на наиболее удаленной кривой безразличия. Среди всех доступных ему товарных наборов, расположенных в границах треугольника 0АВ, указанному требованию отвечает набор Е, находящийся в точке, где бюджетная линия АВ лишь касается кривой безразличия U2.
Конечно,
для потребителя более
Товарный набор Е для данного потребителя является оптимальным, поскольку он наиболее предпочтителен среди всех наборов, находящихся в границах треугольника 0АВ, представляющего реально доступную для данного потребителя область.
Набор Е содержит, как видно на рис. 2.5, ХE единиц товара Х и YE единиц товара Y. В точке Е наклоны бюджетной линии АВ и кривой безразличия U2 совпадают.
Поэтому применительно к точке оптимума потребителя можно записать:
Px=
MRSxy
Py
Равенство
следует понимать как свидетельство достижения
потребителем наиболее предпочтительного,
а следовательно, наиболее полезного товарного
набора при заданном бюджете. В связи с
этим можно сказать, что равенство, выражающее
условие, при котором потребитель достигает
своего оптимума.
2.4.
Реакция потребителя на
2.4.1.
Кривая «цена-потребление».
Реакция потребителя на изменение дохода и цен обычно рассматривается под углом зрения изменения его спроса. Что касается системы предпочтений потребителя, а значит, и его карты безразличия, то они находятся, как правило, вне сферы влияния данных факторов. Остановимся вначале на анализе реакции потребителя на изменение цен. Его доход при этом остается неизменным.
На рис.2.7, а показано смещение оптимума потребителя из точки Е1 в точку Е2 в результате снижения цены товара Х с Px’ до Px”. Снижение Рх предопределило поворот бюджетной линии АВ против часовой стрелки вокруг точки А. В результате этого бюджетная линия заняла новое положение AB’ и стала касаться в точке Е2 более удаленной кривой безразличия U2. В связи с этим товарный набор Е2 стал доступен данному потребителю.
Рис. 2.7. Линия
«цена-потребление» и линия индивидуального
спроса
Если соединить одной линией все точки оптимума потребителя, получаемые в результате как снижения, так и повышения Рх’, то получим кривую «цена-потребление» (линия Е). Она выражает множество оптимальных сочетаний (наборов) товаров Х и Y, которые возникают при изменении цены товара Х.
С помощью кривой «цена-потребление» можно построить линию индивидуального спроса данного потребителя. Здесь важно заметить, что определение линии индивидуального спроса в этом случае осуществляется исключительно на основе принципа заданности рыночных цен.
Поэтому
построить линию спрос анна новое благо,
цена которого на данном этапе ещё не известна,
с помощью метода невозможно. На рис. 2.7,
б представлена линия индивидуального
спроса d на товар Х. Она построена с помощью
двух точек L и М, каждая из которых определена
исходя из заданной цены объема и спроса,
определенного с учетом оптимума потребителя
(Е1 и Е2). Линия, проведенная через эти точки
(L и М), рассматривается в качестве кривой
индивидуального спроса на товар Х. Здесь
важно также обратить внимание на следующее
обстоятельство. Поскольку цена спроса
имеет отношение не к предельной, а к средней
полезности, то и рыночные цены, используемые
при построении кривой индивидуального
спроса, не могут отличаться по своей природе
от цен спроса.
2.4.2.
Эффект замены и эффект дохода.
Изменение цены какого-либо товара оказывает влияние на объем спроса на него двумя способами. Во-первых, посредством изменения соотношения цен, что приводит к смещению спроса c одних товаров на другие (с относительно дорогих на относительно дешевые) и, во-вторых, посредством изменения покупательной способности или реального дохода потребителя, когда рост или снижение реального дохода индивидуума в результате изменения цены данного товара приводит соответственно к росту или снижению спроса на этот товар, впрочем, как и на другие товары.
Изменение объема спроса, достигнутое с помощью первого способа, называется эффектом замены, а с помощью второго способа – эффектом дохода. При этом предполагается, что оба эффекта возникают в условиях стабильности денежного дохода потребителя и цен всех других товаров, кроме рассматриваемого. Существует две точки зрения относительно того, как следует делить общий эффект изменения цены (в качестве которого выступает изменение спроса) на эффект замены и эффект дохода. Одна из них принадлежит английскому экономисту Дж. Хиксу, а другая – русскому математику и экономисту Е. Слуцкому.
Хикс
полагал, что для выполнения этой
процедуры необходимо воспользоваться
вспомогательной бюджетной
Это
означает, что с помощью такой
вспомогательной бюджетной
Полученная точка вспомогательного индивидуума Е3 позволяет разделить общий прирост спроса на товар Х, вызванный снижением его цены, на эффект замены и эффект дохода. Общий прирост спроса соответствует отрезку Х1Х2. Точка Х3 делит его на эффект замены (отрезок Х1Х3) и эффект дохода (Х3 Х2). Формирование эффекта замены происходит при сдвиге оптимума потребителя из точки Е1 в точку Е3 вдоль кривой безразличия U1. Это позволяет сделать вывод, что на данном участке доход индивидуума остается неизменным, поскольку здесь сокращение спроса на товар Y (ввиду того, что он относительно товара Х стал дороже) компенсируется увеличением спроса на товар Х.
Рис.2.8. Эффект замены и эффект дохода по
Хиксу. Цена товара Х снижается
Эффект дохода формируется в процессе сдвига оптимума из точки Е3 в точку Е2. Особенность этого участка состоит в том, что здесь осуществляется переход с одной кривой безразличия на другую (с U1 на U2). А такой скачок потребитель может совершить лишь в условиях роста его реального дохода, что, естественно, и обеспечивает дополнительное увеличение спроса на товар Х, как, впрочем, и на товар Y.
Если, напротив, цена товара Х не снижается, а повышается, то определение эффекта замены и эффекта дохода осуществляется в обратной последовательности (рис. 2.9). Здесь вспомогательная бюджетная линия A’B’’ касается в точке Е3 кривой безразличия U2, а не U1, как это было в предыдущем примере (рис.2.8).
Рис.2.9.
Эффект замены и эффект дохода по Хиксу.
Цена товара Х повышается
На рис. 2.9. эффект замены представлен отрезком Х3Х1, а эффект дохода – отрезком Х2Х3.
Подход Б. Слуцкого к разделению общего эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода существенно отличается от подхода Хикса. Слуцкий предложил проводить вспомогательную бюджетную линию A’B’’ (рис. 2.10) не как касательную к первоначальной кривой безразличия U2, а как линию проходящую через первоначальную точку оптимума потребителя Е1 и в то же время параллельную бюджетной линии АВ’. В результате такого построения вспомогательной бюджетной линии A’B’’ она окажется касательной для более высокой кривой безразличия U3. Точка касания Е3 характеризует некий вспомогательный оптимум потребителя, которому соответствует новое соотношение цен, сложившееся в результате повышения цены на товар Х.
Рис. 2.10. Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому. Цена товара Х повышается
Поскольку все три оптимума (Е1, Е2, Е3) лежат на разных кривых безразличия (соответственно на U1, U2, U3), то, естественно, ни о каком эффекте замены в данной ситуации не может быть и речи. Этот эффект, как известно, возникает лишь при перемещении потребителя в рамках одной и той же кривой безразличия. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что на рис. 2.10 мы по существу имеем дело лишь с двумя эффектами дохода. Так что подход Слуцкого не позволяет решить поставленную задачу.
До сих пор рассмотрение как общего эффекта изменения цены, так и составляющих его эффектов (замены и дохода) велось применительно к ситуации, когда оба блага качественные. В таком случае, как мы видели, эффект дохода (положительный – при снижении цены и отрицательный – при росте цены) всегда дополняет эффект замены. Если же, скажем, благо Х оказывается некачественным, то в этом случае эффект дохода (положительный – при росте цены и отрицательный – при снижении цены) становится антиподом эффекта замены (рис. 2.11).
Рис. 2.11. Эффект замены и эффект дохода,
когда благо Х некачественное (а – цена
повышается; б – цена снижается)
Общий эффект изменения цены блага Х измеряется отрезком Х1Х2, эффект замены – отрезком Х1Х3, а эффект дохода – отрезком Х3 Х2. При превышении эффектом дохода эффекта замены произойдёт нарушение закона спроса. Это значит, что с повышением цены блага спрос на него будет расти, а с понижением – падать. Такое отступление от закона называется «парадоксом Гиффена».
.