Этапы проведения аудиторской проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:02, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение этапов аудиторской проверки.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить с чего начинается аудиторская проверка, т.е. подготовка и планирование аудита
Какие процедуры выполняет аудитор при проверке организации
Рассмотреть заключительный этап аудиторской проверки

Содержание

Введение 3
1. Сущность аудита 5
1.1 Понятие аудита 5
1.2. Национальное и международное регулирование аудита 9
2. Основные этапы проведения аудита 13
2.1. Подготовка и планирование аудиторской проверки 14
2.2. Выполнение аудиторских процедур и оформление рабочей документации 19
2.3. Заключительный этап аудиторской проверки 24
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Приложение 1 30
Приложение 2 33

Работа состоит из  1 файл

аудит.docx

— 66.25 Кб (Скачать документ)

     Аудиторская проверка включает в себя сбор и  анализ информации, необходимой для  оценки достоверности финансовых отчетов  и бухгалтерского баланса.

     Если  проверка организации осуществляется впервые, следует вначале внимательно изучить учредительные документы, устав организации, характер и содержание его уставной деятельности. Затем следует сравнить деятельность организации с той, которая предусмотрена учредительными документами или уставом, и выявить отклонения и нарушения, если они имеют место. При этом необходимо поставить в известность руководство организации и предложить ему внести дополнения и изменения в устав организации и перерегистрировать его в соответствующих государственных органах.

     Если  в организации проводится аудиторская  проверка повторно одной и той же фирмой, и характер ее уставной деятельности не претерпел изменений, аудит начинается с анализа показателей годового отчета и предварительной оценки полноты и правильности составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности. Затем аудитор внимательно анализирует весть отчетный период записи в Главной книге. В случае сомнительной корреспонденции счетов или обнаружения неправильных сумм он должен запросить соответствующие учетные регистры и первичные документы, на основании которых сделаны записи.

     При проверке первичной документации и  записей в учетных регистрах  аудитор должен исходить из следующих  требований:

  • полнота учета. Проверяя формирование и расчет отдельных показателей, например, прибыли или себестоимости, аудитор должен исходить из того, все ли расходы учтены в составе затрат на производство продукции или в составе коммерческих расходов из всей совокупности хозяйственных операций;
  • точность записей. Она означает, что аудитор должен проверять правильность записей хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, так как от этого зависит точность формирования показателей баланса, финансовой отчетности и др.;
  • верность стоимостных оценок, которая в значительной степени влияет на размер активов и пассивов организации. Оценка хозяйственных средств часть определяется субъективными факторами, поэтому аудитор должен строить свою работу с учетом требований верности стоимостных оценок активов и пассивов баланса в соответствии с действующими положениями и указаниями по ведению бухгалтерского учета;
  • объективность. Аудитор, проверяя активы, должен быть уверен, что приведенные в балансе статьи отражают действительное наличие производственных запасов, реальное состояние дебиторской задолженности и т.д.;
  • соблюдение границ учетного периода. В практической деятельности аудитор должен строить свою работу таким образом, чтобы быть уверенным в том, что расходы и доходы организации правильно разграничены между учетно-отчетными периодами (например, расходы, произведенные в отчетном периоде, относятся к будущим отчетным периодам; доходы полученные (начисленные) в отчетном периоде, однако, относятся к будущим отчетным периодам);
  • соблюдение прав и обязательств. Аудитор должен выяснить, отражены ли на счетах бухгалтерского учета и в балансе все юридически оформленные в отчетном периоде финансовые и расчетные взаимоотношения организации (например, расчеты векселями, по авансам, выданным или полученным и др.);
  • открытость сведений. Выполнение этого требования означает, что аудитор не должен сомневаться в том, что отдельные хозяйственные операции не отражены на бухгалтерских счетах и в учетных регистрах.

     При аудите основное внимание уделяется  проверке правильности формирования, учета и исчисления показателей  себестоимости продукции (работ, услуг) и прибыли. При этом проверяют все калькуляционные статьи, формирующие себестоимость продукции (работ, услуг). По материальным и трудовым затратам нужно проверить документальную обоснованность записей в учетных регистрах, правильность составления первичных документов, законность и реальность отраженных в них хозяйственно-финансовых операций. Большую роль играет проверка правильности распределения косвенных расходов и точности исчисления себестоимости отдельных видов продукции.

     Сплошной проверке необходимо подвергнуть все денежные и расчетные документы, а также авансовые отчеты подотчетных лиц. Документы по учету материальных ценностей и по расчетам с рабочими и служащими по оплате труда можно проанализировать выборочно.

     При проверке прибыли следует изучить, соблюдается ли действующий порядок  формирования и распределения балансовой прибыли, исчисленной с учетом внереализационных  доходов и расходов, правильность и своевременность платежей в  бюджет из прибыли и отчислений от прибыли в различные фонды  и резервы. Проверяется также  обоснованность распределения суммы  прибыли, оставшейся в распоряжении организации, между учредителями и  акционерами.

     Проверяя  достоверность показателей финансовой отчетности нужно сопоставить данные финансовых отчетов, бухгалтерского баланса, регистров синтетического и аналитического учета. Для окончательного получения  выводов о достоверности или  недостоверности показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса  во внимание принимаются выявленные отклонения в учете, факты неотражения  или отражения в учете в  искаженном виден отдельных хозяйственных  операций.

     Результаты  выполнения аналитических процедур, а также анализа необычных  или неверно отраженных в бухгалтерском  учете фактов фиксируются в рабочей  документации аудитора и служат основой  для составления заключения о  достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

     Аудиторская проверка должна сопровождаться внесением  аудитором руководству организации  предложений и пожеланий по улучшению  учета и внутреннего аудита.

    1. Выполнение аудиторских процедур и оформление рабочей документации
 

     Во  время проверки отчетности члены  аудиторской группы проводят указанные  в плане и программе аудита проверочные процедуры. Эти процедуры выполняются в соответствии с требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности:

  • сбор и оценка аудиторских доказательств («Аудиторские доказательства»);
  • оценка результатов выборки и распространение ее результатов на проверяемую совокупность («Аудиторская выборка»);
  • исследование необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности («Аналитические процедуры»);
  • проверка достоверности начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности («Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности»);
  • получение и рассмотрение заключения эксперта («Использование работы эксперта»);
  • отражение выполнения аудиторских процедур и их результатов («Документирование аудита»);
  • оценка уровня существенности и аудиторского риска в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур («Существенность и аудиторский риск»);
  • установление соответствия финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству («Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита»);
  • получение доказательств («Разъяснения, представляемые руководством проверяемого экономического субъекта»);
  • проверка существования какого-либо серьезного сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности для подготовки бухгалтерской отчетности клиента («Применимость допущения непрерывности деятельности»);
  • проверка и оценка полноты и правильности раскрытия в отчетности операций со связанными сторонами («Учет операций со связанными сторонами»);
  • проведение аудита в среде компьютерной обработки данных («Аудит в условиях компьютерной обработки данных»);
  • оценка риска искажения бухгалтерской отчетности и корректировка проводимых процедур («Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности»);
  • контроль качества работы в ходе проведения аудита («Внутрифирменный контроль качества аудита»).

     К концу проверки руководитель аудиторской  группы (проекта) обобщает результаты проверки годовой бухгалтерской  отчетности клиента на основе рабочих  документов всех членов аудиторской  группы.

     Заявление об ответственности заказчика имеет  очень большое значение для аудитора, поэтому он должен проследить за тем, чтобы заказчик предоставил ему  подписанное заявление об ответственности  в случае ограничения допуска  к информации. Заявление подтверждает, что членам аудиторской группы были предоставлены все необходимые  для проведения проверки годовой  бухгалтерской отчетности документы, сведения и информация.

     В Правиле (стандарте)№ 5 «Аудиторские доказательства»  установлены единые требования к  количеству и качеству доказательств, которые аудиторская организация  и индивидуальный аудитор должны получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения  доказательств.     

     Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной  информации, на которых  основывается мнение аудитора.

     Наиболее  распространенными способами получения  аудиторского доказательства при аудите организации бухгалтерского учета и учетной политики:     

     - Нормативная проверка соответствия  законодательству;     

     - Запрос;     

     - Подтверждение;     

     - Опрос персонала;     

     - Прослеживание;     

     - Аналитические процедуры

     Запрос  предоставляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого  лица. Запрос по форме может быть как официальным письменным запросом, адресованным третьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам аудируемого лица.     

     Подтверждение – это ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (например, аудитор может запросить  подтверждение суммы кредиторской задолженности непосредственно у кредиторов).     

     Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей  проверяемого аудируемого лица с  целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций, установление причин таких ошибок и искажений.     

     Полученные  таким образом аудиторские доказательства должны обязательно удовлетворять  двум требованиям — достаточности  аудиторских доказательств для обоснованных выводов и надлежащему характеру собранных аудиторских доказательств.     

     При проверке учетной политики целесообразно  использовать процедуру инспектирования, а также процедуру тестирования. При этом составляются соответствующие  рабочие документы.     

     Если  при изучении Положения об учетной  политике будет установлено, что  в него вносились изменения, аудиторы должны подтвердить правильность порядка оформления и практического применения внесенных изменений. При этом следует  учитывать, что изменение учетной политики предприятия может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов  по бухгалтерскому учету;
  • разработки предприятием новых  способов ведения бухгалтерского  учета, направленных на более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности или уменьшение трудоемкости учетного процесса;
  • существенного изменения условий  деятельности, которое связано с  реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности.
 

     Изменение учетной политики должно вводиться  с 1 января года (начала финансового  года), следующего за годом его утверждения  руководителем предприятия. Последствия  изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности предприятия, оцениваются в денежном выражении и раскрываются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.     

     В развитие учетной политики предприятия  могут быть подготовлены инструкции и методики организации бухгалтерского учета конкретных хозяйственных  операций. По данным этих документов аудиторы формируют представление о конкретных действиях администрации по оформлению, регистрации и обобщению фактов хозяйственной деятельности.     

     Обобщая результаты изучения организации бухгалтерского учета и учетной политики, предприятия  аудиторы устанавливают соответствие организации бухгалтерского учета  и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия, определяют зоны повышенного риска при проверке однородных групп хозяйственных операций.     

Информация о работе Этапы проведения аудиторской проверки