Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 01:48, контрольная работа
Цель контрольной работы - выявить этапы развития международной практики аудита, изучить становление и развитие мирового аудита. Для этого необходимо рассмотреть историю возникновения и эволюции аудита как общественного института, анализируется современное состояние аудита.
Введение 3
1. Институт аудита в древнем мире 3
2. Этапы развития международного аудита 4
2.11-й этап. Исторически обусловленное возникновение аудита 4
2.2 2-й этап. Появление выборочного аудита 5
2.3 3-й этап. Начало нормативного регулирования аудиторской
деятельности 6
2.4 4-й этап. Возникновение первых профессиональных аудиторских объединений 6
2.5 5-й этап. Возникновение Международных организаций, разработка Международных стандартов 7
3. История аудита в России 22
Заключение 33
Список использованных источников 34
Так, согласно ст. 201 закона Сарбэйнса-Оксли, аудиторы, наряду с профессиональной, не могут заниматься иными видами деятель -ности, в том числе: ведением бухгалтерского учета, составлением и реализацией финансовых планов, оценочной деятельностью, актуарными расчетами, услугами по проведению внутреннего аудита, управленческими функциями, а также брокерскими, дилерскими, консультативными или банковскими услугами в области финансовых вложений и др. Думается, что введение данной нормы будет способствовать обеспечению независимости аудита.
Кроме того, ст. 206 не допускает возможность оказания аудиторских услуг в том случае, если руководитель исполнительного органа компании, ревизор, финансовый директор или руководитель подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета, работал в аудиторской организации и участвовал в любом качестве при проведении аудита данной компании в течение года, предшествующего дате назначения новой аудиторской проверки.
Законом предусмотрено введение в течение 2003 г. в Соединенных Штатах дополнительных мер, ужесточающих требования к проведению внешнего аудита.
Вопросами обеспечения надлежащего качества оказания аудиторских услуг обеспокоены не только в США. Указанная проблема актуальна для любых лиц, являющихся пользователями финансовой отчетности организаций, во всем мире. В этом отношении Россия не является исключением. Представляется, что опыт, накопленный в результате наблюдения и теоретического осмысления результатов практического применения Международных стандартов аудита, окажется полезным и для нас. Иначе с большой степенью уверенности можно спрогнозировать проявление тех же негативных тенденций в развитии аудита и в России [3].
На рубеже XX — XXI вв. на мировом рынке оказания
аудиторских услуг имеет место процесс
внедрения новых (и доработка прежних)
Международных стандартов аудита. В частности,
существенно пересмотрены положения МСА
№ 500 «Аудиторское доказательство» («Audit
Evidence»)1. В дополнение к «традиционным»
видам аудиторских доказательств (тесты
контроля и процедуры проверки по существу)
появились еще и процедуры, направленные
на оценку рисков (Risk assessment procedures). Предполагается,
что с их помощью аудитор должен в определенной
степени достичь понимания деятельности
аудируемого лица, а также среду, в которой
оно функционирует, систему внутреннего
контроля с тем, чтобы оценить уровень
риска наличия существенных искажений
в финансовой отчетности.
В новой редакции МСА № 500 также значительно
расширен перечень утверждений, на основе
которых подготовлена финансовая отчетность
(Financial statement assertions). Так, вместо привычных
и уже понятных российскому читателю семи
постулатов подготовки финансовой отчетности
(существование; права и обязательства;
возникновение; полнота; стоимостная оценка;
измерение; представление и раскрытие)
появились самостоятельные и относительно
обособленные группы допущений: а) относительно
классов хозяйственных операций и событий
в проверяемом периоде; б) по формированию
статей баланса на конец проверяемого
периода; в) по представлению и раскрытию
информации в финансовой отчетности [2].
27 февраля 2009 года Комитет по Международным стандартам аудита (International Auditing and Assurance Standards Board, IAASB) (далее – Комитет) завершил проект «Ясность» (Clarity Project) Международных стандартов аудита (МСА) (International Standards on Auditing, ISA) одобрением последних обновленных стандартов.
Проект, который начался в 2004 г., завершился тем, что:
Все 36 обновленных МСА, включая новый МСА 265, обязательны к применению аудиторами при аудите финансовой отчетности за периоды, начинающиеся с 15 декабря 2009 г. и позднее. Согласно разъяснениям Комитета, результатом проекта «Ясность» стали следующие улучшения:
После проведенных изменений все МСА имеют одинаковую структуру, которая выглядит следующим образом:
Может показаться, что раздел «Применение и прочие разъясняющие материалы» имеет меньшее значение, чем остальные разделы стандарта. Однако Комитет предупреждает, что все разделы стандарта имеют одинаковую важность и должны рассматриваться в качестве единой интегрированной структуры.
Главное отличие от предыдущих стандартов состоит в том, что теперь каждый стандарт имеет подраздел «Задачи стандарта» (Objectives). Одна из целей проекта «Ясность» состояла в том, чтобы еще в большей степени стимулировать аудитора к рассуждениям. Именно для этого и был в обязательном порядке введен данный подраздел. Предполагается, что аудитор не просто будет выполнять требования стандарта, а выполнять их именно для того, чтобы достичь задачи/цели стандарта. А это, в свою очередь, означает, что если конкретные обстоятельства сложились таким образом, что выполнение требований стандарта не привело к достижению задач/целей стандарта, то аудитор должен будет пересмотреть выполненные аудиторские процедуры, расширить их и/или разработать новые с тем, чтобы задачи/цели стандарта были достигнуты.
Изменения в Международных стандартах аудита были инициированы в том числе и крупными корпоративными скандалами, связанными с фальсификацией финансовой отчетности. Цель изменений состояла в том, чтобы улучшить процесс аудита компании и стимулировать создание более широкого списка вопросов, которые должны попадать в сферу внимания аудитора в процессе аудита. Ожидается, что использование обновленных стандартов повысит качество аудита благодаря тому, что аудиторы будут подвергать профессиональному сомнению все, что они делают, как они это делают и как они осуществляют взаимодействие с аудируемыми компаниями. [4]
3. История аудита в России
Зарубежным и российским исследователям
еще предстоит работа по изучению, анализу,
комментированию и практическому внедрению
положений новых аудиторских стандартов.
Специфика аудиторской деятельности в России обусловлена, прежде всего, тем, что распространенным явлением он стал в период проведения экономических реформ 90-х годов ХХ века. Однако аудиторская деятельность в России развивалась и до этого.
В России понятие “аудит” впервые появилось во времена Петра I и означало “слушающий”. Институт аудиторов был введен в армии, где они занимались делами, связанными с расследованием имущественных споров. В более поздние периоды институт аудита возникал в отечественной истории лишь эпизодически. Так, в 1888, 1907-1912 и 1929-1930 гг. предпринимались попытки организации образования и сдачи экзаменов аудиторами, но к возникновению аудиторской профессии они не привели.
Развитие экономических отношений в России, впоследствии приведшее к становлению аудита в современном его понимании, также как во всех странах было связано с формированием акционерных обществ, и проведением тех банковских реформ, которые были направлены на оживление кредитного капитала и активизацию фондового рынка. В России в это время большая часть акционерных обществ создавалась с привлечением иностранного капитала, прежде всего, французского и немецкого. Это четко сказалось на подходе к формированию и организации аудиторской деятельности. Для проведения аудиторских проверок тех акционерных обществ, которые были созданы в России в этот период, часто приглашались зарубежные аудиторские организации. Несмотря на то, что аудит в России в конце XIX - начале ХХ века не получил широкого развития, многие положения, которые были приняты в других странах активно применялись в России. Российские бухгалтеры содействовали развитию методологии и приемов аудиторских проверок, что нашло отражение в российской бухгалтерской литературе.
После 1917 года, когда была проведена национализация основных субъектов хозяйствования, аудит в значительной мере потерял актуальность, и был полностью заменен государственным контролем. Именно в это время в России активно начали формироваться специализированные организации по проведению государственного контроля, а также методология контрольно-ревизионной работы. Однако даже в послереволюционный период было некоторое время, когда аудиторские услуги и деятельность аудиторов стала востребованной. Это относится к периоду НЭПа, когда появилось много частных предприятий, и государство было заинтересовано в том, чтобы существовала система независимого контроля за правильностью их деятельности.
Современную предпринимательскую форму аудит в нашей стране стал обретать лишь в конце 80-х годов ХХ века, когда началась перестройка всей системы хозяйствования и управления. Потребность в аудите как самостоятельном рыночном институте обусловили такие происходящие в то время процессы как приватизация и акционирование крупных отечественных предприятий; бурное развитие малых предприятий и кооперативов; либерализация внешнеэкономической деятельности, приток иностранного капитала и появление совместных предприятий. Первой реакцией на указанные процессы было издание специального Постановления Совета Министров СССР от 08.09.1987 "О создании советской аудиторской организации", в соответствии с которым на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР создано акционерное общество по оказанию аудиторских и консультационных услуг "Инаудит", которое послужило хорошим примером для практической деятельности отечественного аудита.
В период с 1988 г. по 1993 г. аудит в нашей стране в основном носил инициативный характер, поскольку не было законодательного акта, регулирующего деятельность аудиторских организаций в России. Предприятия в большей мере ориентировались на услуги консалтинговых, научно-технических организаций, которые начали проводить аудит и оказывать другие аудиторские услуги. Вместе с тем, именно в тот период, на наш рынок активно вошли представители международных аудиторских организаций, которые в последующем организовали соответствующие совместные аудиторские фирмы.
Первые аудиторские фирмы появились в России в 1988-1990 гг., т.е. еще до того времени, когда законодательно аудит был закреплен как особый вид деятельности. Процесс обособления аудиторской деятельности интенсифицировался в связи с быстрым ростом числа коммерческих организаций. С изменением структуры управления хозяйством страны были ликвидированы отраслевые министерства и, соответственно, система ведомственного контроля, а общегосударственный контроль, в частности контрольно-ревизионное управление (КРУ) Министерства финансов РФ в силу значительного числа субъектов хозяйствования не могло обеспечить соответствующий контроль.
Первые аудиторские фирмы образовались в трех формах как хозрасчетные организации, кооперативы и государственные общественные образования. Они оказывали аудиторские услуги после заключения соответствующего договора и за плату. В состав предоставляемых услуг входили документальные проверки, восстановление учета, проведение экспертиз, консультационные услуги, повышение эффективности использования ресурсов, улучшение финансового состояния, т.е. множество работ, которые связаны с ведением бухгалтерского учета, финансового анализа и бизнес - планирования производства. Характерной особенностью таких организаций было то, что они создавались при государственных структурах, и к аудиторским фирмам их можно было отнести с определенной мерой условности. В целом этот период можно назвать зарождением аудита в России. С 1989 по 1991 г.г., был принят ряд законов, в частности Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», способствующих дальнейшему развитию рыночных отношений. В этот период резко увеличилось число предприятий и организаций негосударственных форм собственности. В результате произошло быстрое формирование основных институтов фондового рынка, проявился первый негативный опыт, связанный с банкротством предприятий, соответственно, возросла потребность в аудите.
Первый регламент для
ведения аудиторской
Толчком к быстрому развитию аудита стало принятие в мае 1994 г. Постановления Правительства об обязательном аудите деятельности экономических субъектов, которые отвечали определенным критериям. Это сразу сформировало достаточно большой рынок аудиторских услуг. Учитывая, что в это время в России функционировало множество коммерческих банков, страховых компаний, бирж и других организаций, которые по роду своей деятельности должны были проходить ежегодно аудит, возникла необходимость в формировании широкой сети аудиторских организаций.
В этот же период сложилась структура органов, на которые было возложено регулирование и контроль за аудиторской деятельностью. В частности, была создана Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, Методологический совет при этой комиссии и специальное подразделение по контролю за аудиторской деятельностью в Министерстве финансов и Центральном Банке РФ.
Информация о работе Этапы развития международной практики аудита