Этапы развития международной практики аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 01:48, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы - выявить этапы развития международной практики аудита, изучить становление и развитие мирового аудита. Для этого необходимо рассмотреть историю возникновения и эволюции аудита как общественного института, анализируется современное состояние аудита.

Содержание

Введение 3
1. Институт аудита в древнем мире 3
2. Этапы развития международного аудита 4
2.11-й этап. Исторически обусловленное возникновение аудита 4
2.2 2-й этап. Появление выборочного аудита 5
2.3 3-й этап. Начало нормативного регулирования аудиторской
деятельности 6
2.4 4-й этап. Возникновение первых профессиональных аудиторских объединений 6
2.5 5-й этап. Возникновение Международных организаций, разработка Международных стандартов 7
3. История аудита в России 22
Заключение 33
Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

ауд стан.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

С 1994 года в России рынок аудиторских услуг стал общепризнанным, и на первом этапе он был, прежде всего, связан с проведением обязательного аудита. В этот период быстро росло число аудиторских фирм во всех регионах страны. Оживилась работа зарубежных фирм. Учитывая имидж, они заняли видное место на российском рынке аудиторских услуг, обслуживая наиболее крупные организации, прежде всего, те организации, которые имели выход на внешние рынки. При этом для заключения сделок с крупными зарубежными партнерами, получения кредитов во Всемирном банке, Международном валютном фонде и зарубежных банках обязательно требовались аудиторские заключения по отчетности, составленные международными фирмами.

Однако очень скоро  и на российском рынке выделились лидеры, которые стали обслуживать определенные сегменты бизнеса и регионы.  Достаточно  быстро средства массовой информации стали публиковать рейтинги  аудиторских фирм, проводить специализированные выставки, например: выставку «Бухгалтерский учет и аудит», которая  проводится с 1994 года.

Начиная с 1994 года, на российском рынке стали активно работать аудиторские общественные организации. В частности, были созданы такие крупнейшие организации как Аудиторская палата России, Коллегия аудиторов, Союз профессиональных аудиторских объединений, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество», Московская аудиторская палата. Для подготовки высококвалифицированных аудиторов была создана сеть учебно-методических центров, которые проводили не только обучение аудиторов, но и организовали постоянную работу по повышению квалификации их аудиторов.

С 1996 года комиссия по аудиторской  деятельности при Президенте стала  разрабатывать и утверждать российские Правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые способствовали единообразию подходов к проведению аудита всеми аудиторскими российскими организациями  и ориентировали их на повышение качества аудиторской проверки. Следует подчеркнуть, что российский аудит изначально развивался в тесном контакте с международными организациями, и поэтому даже первые стандарты, в большой мере ориентировались на содержание и методологические подходы, которые реализовывались в международных стандартах аудита. Это в большое мере способствовало тому, что российский аудит сразу вписался в международное аудиторское сообщество.

Вместе с тем, практика аудита часто  опережала нормативную базу. Большое  число аудиторских фирм, которые  стремились к быстрому освоению аудиторского рынка, расширяли различные виды услуг, оказывали услуги самым разнообразным субъектам хозяйствования, что очень часто приводило к недостаточной требовательности к качеству проводимых аудиторских  проверок. Это возложило на органы, регулирующие аудиторскую деятельность, очень важную задачу контроля за  качеством  аудиторских проверок. Все в большей мере возникала необходимость в формировании единого нормативного документа. В августе 2001 года Временные правила аудиторской деятельности были заменены полноценным Законом об аудиторской деятельности. За восемь лет существования в Закон РФ «Об аудиторской деятельности» было внесено множество существенных дополнений и изменений, приведших в конечном итоге к изданию в декабре 2008 года новой версии закона (Закон РФ от 30.12.08 N 307-ФЗ). [1] Российские стандарты аудита представляют собой адаптированную версию Международных стандартов аудита (МСА) 1999 года. Российские стандарты отличаются от МСА по структуре и логике изложения, они базируются на положениях российского гражданского права, в них содержатся образцы типичных для российской юридической практики договорных документов и пр. В этом смысле российские стандарты по форме достаточно сильно отличаются от МСА. Тем не менее, они весьма близки по сути, а имеющиеся расхождения связаны в первую очередь со спецификой российской правовой практики. С 2010 года различия также включают изменения МСА в соответствии с реализацией проекта «Ясность». Цели проекта, в частности, состояли в том, чтобы повысить четкость положений стандартов и обеспечить единообразное понимание их требований в разных юрисдикциях. В результате кардинально изменились структура и характер изложения содержания стандартов — требования были отделены от комментариев и разъяснений, вынесенных в приложения. [5]

В июле 2011 г. Министерство финансов России опубликовало информацию об определении экспертного органа для проведения экспертизы применимости документов, входящих в состав МСФО, на территории РФ:

«Комиссия по определению  экспертного органа для проведения экспертизы применимости документов, входящих в состав Международных  стандартов финансовой отчетности, на территории Российской Федерации, созданная в соответствии с положением о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г.  №107, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 апреля 2011 г. № 164, в соответствии с Порядком проведения конкурса по определению экспертного органа для проведения экспертизы применимости документов, входящих в состав Международных стандартов финансовой отчетности, на территории Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 8 апреля 2011 г. № 41н, рассмотрела единственную поступившую заявку на участие в конкурсе по определению экспертного органа для проведения экспертизы применимости документов, входящих в состав Международных стандартов финансовой отчетности, на территории Российской Федерации – заявку некоммерческой организации Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности».

По результатам рассмотрения заявки некоммерческой организации  Фонд «Национальная организация  по стандартам финансового учета  и отчетности» Комиссия 7 июля 2011 г. решила определить некоммерческую организацию Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» экспертным органом для проведения по стандартам финансового учета и отчетности». Комиссия 7 июля 2011 г. решила определить некоммерческую организацию Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» экспертным органом для проведения экспертизы применимости документов, входящих в состав Международных стандартов финансовой отчетности, на территории Российской Федерации в соответствии с Положением о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. № 107».

За время своего существования  Фонд провел значительную работу в  деле реформирования учета и отчетности в России, взаимодействуя как с  российскими государственными органами, такими как Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Центральный банк России, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, так и с международными организациями. План дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе международных стандартов финансовой отчетности на 2011-2015 г. приведен в Приложении

В настоящее время  стратегия Фонда основана на трех основных направлениях деятельности:

·    Перевод МСФО и поддержание его в актуальном состоянии.

Отсутствие адекватного  и, самое главное, своевременного перевода МСФО (и всех его изменений) на русский  язык существенно тормозит процесс освоения, обучения и, в конечном счете, перехода России на международные стандарты. Фонд обладает необходимыми интеллектуальными ресурсами, поскольку в его работе принимают участие эксперты, которые уже неоднократно участвовали в такой работе.      

Взаимодействие с соответствующими международными организациями для обеспечения участия российской стороны в разработке МСФО.

Данное направление  приобретает все большую актуальность, поскольку  финансовый кризис показал необходимость существенного улучшения  стандартов финансовой отчетности. Россия обязана быть в числе тех, кто участвует в принятии решений, которые могут иметь для российского бизнеса и для иностранных компаний, работающих в России, принципиальное значение. Фонд уже активно участвовал (и участвует) в этой работе. Между Фондом и Комитетом по МСФО налажены хорошие деловые отношения. Представители Комитета неоднократно участвовали в мероприятиях Фонда, а эксперты Фонда — в обсуждении ряда международных стандартов. Будучи международной общественной организацией, Комитет высоко ценит статус Фонда как независимого представителя профессионального сообщества России.         

 Дальнейшее развитие российских стандартов бухгалтерского учета  
и отчетности на основе МСФО путем участия в разработке и экспертизе  
соответствующего законодательства РФ.

В России бизнес всегда ощущал важность наличия системы качественных  и понятных российских стандартов учета и отчетности (особенно тех, которые напрямую связаны с налоговым законодательством). В настоящее время российское законодательство в сфере бухгалтерского учета претерпевает существенные изменения, связанные с необходимостью ускорения внедрения международной практики с учетом уроков финансового кризиса. Важность и необходимость этой работы неоднократно отмечали и руководители нашего государства. Участие в этом процессе с целью выработки и представления консолидированной позиции российского профессионального сообщества является одной из основных задач Фонда. Участие в этих работах позволило Фонду стать негосударственным органом регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности, предусмотренным  
Законом «О консолидированной финансовой отчетности». Аналогов подобного объединения профессионалов в области учета и отчетности в России нет. [6]

Приказом Минфина России от 30.11.2011 г. №440 был утвержден план Министерства финансов РФ на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе международных стандартов финансовой отчетности. План приведен в приложении.

Минфин России планирует скорректировать  перечень и сроки исполнения мероприятий по развитию бухучета в РФ на основе МСФО

Проект приказа Минфина  России "О внесении изменений в план Министерства финансов РФ на 2012 - 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 30 ноября 2011 г. N 440"

В проекте приказа  содержатся изменения в План указанных  мероприятий, запланированных Минфином России на 2012 - 2015 годы.

Согласно предлагаемым поправкам, в частности, в ФЗ "О  консолидированной финансовой отчетности" будут внесены изменения, касающиеся:

- расширения сферы  применения МСФО;

- переноса начала обязательного  представления и публикации консолидированной финансовой отчетности (КФО) с 2015 на 2014 год;

- введения с отчетности  за 2014 год обязательной публикации  квартальной КФО;

- введения с отчетности за 2015 год обязательного составления и публикации КФО общественно значимыми (инфраструктурными и системообразующими) унитарными предприятиями.

Планируется также сократить  на один год исполнение мероприятий  по определению перечня МСФО непосредственно применяемых при составлении отчетности и приведению ранее принятых НПА в соответствие с МСФО.

Также в План мероприятий  включено создание Совета по стандартам бухгалтерского учета со сроком исполнения 2013 год.

Проектом предлагаются и иные поправки, в том числе касающиеся подготовки изменений в ФЗ "Об аудиторской деятельности" (предусматривающие переход к применению международных стандартов аудита). [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Контроль существует с незапамятных времен, в то время как аудит в современном его представлении появился сравнительно недавно. В мировой практике выделяют несколько этапов развития аудита: 1-й этап - исторически обусловленное возникновение аудита, 2-й этап - появление выборочного аудита, 3-й этап - начало нормативного регулирования аудиторской деятельности, 4-й этап - возникновение первых профессиональных аудиторских объединений, 5-й этап - возникновение Международных организаций, разработка Международных стандартов, который длится по настоящее время.

Зарубежным и российским исследователям еще предстоит работа по изучению, анализу, комментированию и практическому внедрению положений новых аудиторских стандартов.

Над обеспечением единой системы аудиторских  стандартов сегодня работает Международная  федерация бухгалтеров (IFAC): в ее состав входит независимый разработчик ISA – Совет по международным стандартам аудита и гарантии качества (IAASB), который занимается этим вопросом. Известно, что в 2011 году уже более 75 юрисдикций использовали международные стандарты аудита, либо же были готовы перейти на них в ближайшее время. Это меньше, чем число мировых юрисдикций на МСФО (около 120), но все же примерно в два раза больше, чем было за год до этого. Таким образом, МСА на глазах получают глобальное распространение.

На мой взгляд, российские стандарты аудита в будущем должны разрабатываться исключительно в соответствии с МСА, а существующие — пройти стадию доработки с целью их приведения в соответствие международным требованиям, поскольку применение специфических стандартов может оказаться серьезным препятствием для российских предприятий, составляющих финансовую отчетность для зарубежных партнеров и инвесторов.

 

 

Список использованных источников:

 

1. Основы аудита : учебник / ред. Р. П. Булыга. - М. : ФОРУМ, 2010. - 272 с. - (Профессиональное образование)

2. Интернет- ресурс: http://бизнес-учебники.рф/audit_directora/istoriya-vozniknoveniya-tendentsii-razvitiya.html

3. Интернет- ресурс: http://www.auditingexperts.ru/audits-172-1.html

4. Интернет- ресурс: http ://www.ippnou.ru/ Новое в международных стандартах аудита/  И.И. Агладзе Источник: Журнал "Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты"

5. Интернет- ресурс: http://www.as-audit.ru/consult/show/2089/ Сопоставление международных стандартов аудита с российскими стандартами аудиторской деятельности

6. Интернет- ресурс: http://centrco.com/news55.html/ О ходе признания МСФО в России

7. Интернет-ресурс: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/21961./ Минфин России планирует скорректировать  перечень и сроки исполнения мероприятий по развитию бухучета в РФ на основе МСФО

 

 

 

 

 




Информация о работе Этапы развития международной практики аудита