Казначейская система исполнения федерального бюджета по расходам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:05, реферат

Описание

В современном мире бюджет – это не только и не столько экономическая основа для осуществления традиционных функций государства (поддержание обороноспособности, безопасности, правопорядка), сколько важнейший инструмент государственного регулирования экономики.
В странах с рыночной экономикой, где отсутствует тотальное планирование образца СССР, государственный бюджет является по существу единственным народнохозяйственным планом, определяющим и темпы экономического роста, и межотраслевые пропорции, и динамику уровня жизни.

Содержание

Введение………………………...…………………………………….3
1. Исполнение федерального бюджета и необходимость организации Федерального казначейства…………..……………………………………5
2. Задачи и функции органов федерального казначейства……..……7
3. Права и обязанности органов Федерального казначейства……….12
4. Организационная структура Федерального казначейства РФ…….12
5. Лицевые счета органов казначейства в банках……………………..13
6. Порядок исполнения федерального бюджета по расходам………..15
7. Заключение……………………………………………………………16
8. Использованная литература………………………………………….17

Работа состоит из  1 файл

Реферат по казначейству.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

      -право  изымать у предприятий, учреждений, организаций документы, свидетельствующие  о нарушениях порядка исполнения  федерального бюджета и совершения  операций с внебюджетными (федеральными) средствами. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное постановление должностного лица органа казначейства.   

      Начальник ГУФК и руководители территориальных  органов федерального казначейства вправе предусматривать взыскание в бесспорном порядке с предприятий, учреждений, организаций средства, выделенные из федерального бюджета, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки ЦБР.

      Деятельность  органов казначейства также является подконтрольной и может быть проверена со стороны других уполномоченных органов:

      -по  финансово-хозяйственной деятельности  – налоговой инспекцией, представителями  внебюджетных фондов;

      -по  исполнению федерального бюджета  – счетной палатой, контрольно-ревизионным Управлением Министерства финансов РФ, Прокуратурой РФ и др. 

      1.4. Организационная структура Федерального казначейства РФ:

      Органы  федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав министерства финансов РФ. Структура территориальных органов казначейства является трехуровневой:

      1 уровень – Главное управление  Федерального казначейства (ГУФК), возглавляется  начальником в ранге заместителя  Министра финансов. Осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета и управляет движением средств на счетах казначейства. Информирует высшие исполнительные и законодательные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством.

      2 уровень – Управление федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу возглавляется начальником, назначаемым на должность и освобождаемым начальником ГУФК. Обеспечивает через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной части и расходовании средств федерального бюджета, на территории Российской Федерации по состоянию на 1999 год было создано 88 управлений федерального казначейства (с учетом отсутствующего органа казначейства в республике Татарстан).

      3 уровень – Отделения федерального  казначейства по городам, районам  и районам в городах (кроме  городов районного подчинения) (ОФК)  возглавляются начальниками, назначаемыми  и освобождаемыми от должности  начальником УФК. Осуществляют формирование доходной части федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям. Обеспечивают учет операций по движению средств на счетах казначейства и представляют вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов бюджета по территории.

      Все органы федерального казначейства –  юридические лица, относятся к  органам исполнительной власти и  руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативными документами, утвержденными Президентом, Правительством, Министерством финансов РФ или по согласованию с ним. 
 
 

      1.5. Лицевые счета органов казначейства в банках:

      Исполнение  федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке РФ и его учреждениях (главных управлениях или расчетно-кассовых центрах). В отдельных случаях счета казначейства могут быть открыты в других кредитных организациях, уполномоченных Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе. Такие банки называются уполномоченными. В настоящее время уполномоченным банком является Сберегательный банк Российской Федерации.

     Между банком и органом федерального казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств на основании расчетно-денежных документов по счетам казначейства в пределах остатка средств на них. Банки не отвечают по обязательствам органов казначейства, а также не могут осуществлять списание средств со счетов в бесспорном порядке без акцепта казначейства. Количество счетов, открываемых органом федерального казначейства, определяется нормативными документами.

      В настоящее время у территориальных органов федерального казначейства открыты лицевые счета в банках на балансовых счетах второго порядка:

№ 40101 –  «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства»;

№ 40102 –  «Доходы федерального бюджета»;

№ 40103 –  «Доходы федерального бюджета, перечисляемые на финансирование расходов»;

№ 40105 - «Средства федерального бюджета».

      Как правило, отделения федерального казначейства на территории имеют 2 счета доходов  и 2 счета расходов средств федерального бюджета.

      Если  органы федерального казначейства по соглашению с местными органами исполнительной власти осуществляют функции по исполнению других бюджетов, кроме федерального, количество счетов увеличивается. 

      2. Порядок исполнения федерального бюджета по расходам:

      Основание для расходов – закон о бюджете на соответствующий год. При этом если доходная часть бюджета – величина планируемая, то расходная часть формируется расчетно и при использовании полностью зависит от доходов. Расходы федерального бюджета сформированы исходя из потребностей содержания и развития экономических структурных образований по нескольким принципам:

      -территориальный  – расходы для субъектов Российской  Федерации;

      -отраслевой  – расходы министерств и ведомств;

      -функциональный  – расходы на социальные, научные, конверсионные, экологические и другие целевые программы.

      Совершенно  очевидно, что все расходы бюджета  так или иначе предназначены  для достижения цели на конкретном предприятии, в учреждении, организации  или органе исполнительной, законодательной, судебной власти. Получатели средств федерального бюджета расположены на территориях, т.е. там, где созданы органы федерального казначейства. Именно поэтому казначейская система исполнения федерального бюджета обеспечивает максимально возможное приближение к распорядителю средств и контроль за целевым использованием средств бюджета.

      Как уже отмечалось, органы федерального казначейства не имеют права самостоятельно принимать решения об объемах  и назначении расходов, определять получателей, они обязаны исполнять  закон о бюджете. Министерством финансов РФ и Главным управлением федерального казначейства осуществляется роспись бюджета по распорядителям и формируется реестр к перечислению бюджетных средств по управлениям федерального казначейства. Все расходы бюджета систематизированы и имеют коды бюджетной классификации: глава, раздел и подраздел, целевая статья, вид расходов, статья экономической классификации. Реестры формируются, как правило, по подведомственной сети министерств, поступают в УФК ежемесячно и содержат информацию о суммах лимитов финансирования по всем распорядителям, расположенным на территории субъекта Федерации.

      Практика  работы органов казначейства предполагает финансирование главных распорядителей и их подведомственной сети, находящейся  на территориях других субъектов Российской Федерации, а также отдельных наиболее важных бюджетополучателей непосредственно через УФК. На остальных получателей УФК готовит реестр на перечисление бюджетных средств по отделениям федерального казначейства. Назначение платежа и сумма лимита финансирования по получателям соответствуют реестру Главного управления. Одновременно УФК получает реестры по нескольким министерствам, а отделению федерального казначейства формируется сводный реестр по получателям из разных министерств. Формы реестров по территориям могут различаться, но все должны содержать набор необходимой информации по получателю и назначению финансирования.

      Полученный  органами казначейства реестр еще не означает факта финансирования, для  этого необходимо зачисление средств на лицевые счета расходов органов федерального казначейства. Если собранных на территории субъекта Федерации доходов достаточно для финансирования расходов, то ГУФК присылает безденежные реестры, если доходов на территории недостаточно, то платежным поручением ГУФК перечисляет на лицевой счет УФК сумму финансирования и тогда реестр считается денежным.

      На  практике, в связи с дефицитом  финансовых ресурсов и напряженным  исполнением бюджета, для оперативного контроля и финансирования неотложных расходов финансовыми органами кроме росписи доходов и расходов могут составляться кассовые планы исполнения бюджета – на месяц с распределением на пяти- и десятидневки; со сроками поступления платежей и сроками финансирования первоочередных расходов. Кроме того, достаточно широко практикуется лимитирование расходов, когда финансирование осуществляется в пределах установленных лимитов, зачастую в суммах реально поступающих доходов.

      Важный  момент казначейской системы исполнения бюджета – работа с защищенными  статьями, т.е. со средствами на выплату заработной платы и начислений по ней, денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, пособий, стипендий, компенсаций и иных социальных выплат. Всем органам федерального казначейства, распорядителям и получателям средств федерального и местного бюджетов открыты лицевые счета с отличительным признаком «7». Средства бюджетов, поступившие на указанные счета, не могут быть перечислены на расчетные или иные счета, списаны в безакцептном порядке или использованы на иные цели. Целевое расходование средств федерального бюджета по защищенным статьям находится под контролем органов казначейства.

      Казначейская  система исполнения бюджета приобрела  новое качество с переходом на финансирование распорядителей через лицевые счета, открытые им в органах казначейства. Переход осуществлялся директивным порядком, сроки открытия лицевых счетов по территориям субъектов Федерации определялись Министерством финансов РФ.

Процесс перехода на работу по лицевым счетам сопровождается обязательным закрытием всех бюджетных счетов распорядителей в любых учреждениях банков. Порядок закрытия бюджетных счетов регламентирован, также как и порядок расчетно-кассового обслуживания счетов органов казначейства в банках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение: 

      Развитие  демократических процессов в  стране принесло много не только положительных  моментов, но и проблемы, потому что  в вопросах бюджетной дисциплины появилось много вольности, ослабла  дисциплина расходования бюджетных  средств.

      Экономический кризис, который вызвал практически  повсеместный дефицит бюджетных  средств практически на всех уровнях  бюджетной системы, заставил искать новые пути и усиливать контроль за расходованием бюджетных средств. Именно для этой цели и было воссоздан институт Федерального казначейства в РФ. Федеральное казначейство является структурным подразделением Министерства финансов РФ. И оно меняет сложившуюся практику исполнения федерального бюджета, которой ранее занимался Государственный банк СССР и его звенья.

      Безусловно  одно: казначейская система исполнения бюджета – основа развития бюджетных  экономических отношений в России на перспективу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Использованная  литература: 

    1. «Комментарий  к Бюджетному кодексу РФ», под  ред.                      М.В. Романовского, М.: «Юрайт», 2000
    2. Баранова Л.Г. «Бюджетный процесс в РФ», М.: «Инфра-М», 98
    3. Баранова Л.Г. «Бюджетная система РФ», 99
    4. Глущенко В.В. «Финансы», Железнодорожный: «Крылья», 98
    5. Романовский М.В. «Основы теории и практики государственных финансов», СПб, изд-во СПбГУЭФ, 98
    6. Романовский М.В. «Бюджетная система РФ», М.: «Юрайт», 98.
    7. Самсонов Н.Ф. «Финансы на макроуровне», М.: «Высшая школа», 98
    8. Сидорович О.Б. «Бюджетное устройство в РФ», М.: «Инфра-М», 97
    9. Воронин Д.В. «Эффективная система планирования и кассового

Информация о работе Казначейская система исполнения федерального бюджета по расходам