Классификация налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 09:23, контрольная работа

Описание

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.
Цель работы – изучение сущности и классификации налогов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………
1. Сущность и функции налогов ……………………………………………….
2. Элементы и структура налогов ………………………………………………
3. Классификация налогов ……………………………………………………...
Заключение ………………………………………………………………………
Библиографический список …………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Классификация налогов Налогообложение .doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

Введение …………………………………………………………………………

1. Сущность  и функции налогов ……………………………………………….

2. Элементы  и структура налогов ………………………………………………

3. Классификация  налогов ……………………………………………………...

Заключение ………………………………………………………………………

Библиографический список …………………………………………………….

3

4

6

8

12

15

 

 

Введение 

     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

     Одним из важнейших инструментов осуществления  экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявлялось в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

     Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

     Цель  работы – изучение сущности и классификации  налогов.

 

1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ  НАЛОГОВ 

     Проблема  понимания природы налогов обусловлена  тем, что налог - понятие не только экономическое, правовое, социальное, философское и историческое, но и понятие финансовой науки, жестко связанное с категорией «государство».

     Налоги, являясь экономической категорией, имеют глубоко исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства.

     В современном понимании налог  – это обязательный, безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований.

     Налоги  исторически являются одним из основных источников формирования бюджета любого государства и одним из методов мобилизации денежных средств на переустройство государства и общества. По своей сути налоги являются одним из самых доходных источников накопления казны, которые, во-первых, безвозмездно изымаются государством у налогоплательщиков и, во-вторых, поступая в бюджет, являются той его частью, на которую государство не затрачивает средств. Социально-экономическая природа налогов, их назначение и влияние на экономическую и политическую жизнь государства определяются государственным строем и политикой, проводимой властью. Налоги с социальной точки зрения являются средством эксплуатации общества и по своей сути выступают одним из элементов грабежа (безвозмездно изымается часть дохода). Особенно это характерно в условиях возрастания налогового бремени (увеличение числа налогов, расширение круга налогоплательщиков, расширение налоговой базы, повышение налоговых ставок и т.д.).

     С точки зрения формирования бюджетов (федерального, субъектов федерации и местных), налоги – есть необходимая экономическая составляющая, обеспечивающая решение задач, возлагаемых на государство, а именно:

  • удовлетворение общественных потребностей на содержание аппарата управления, органов безопасности, обороны, правопорядка, решение социальных проблем и т.д.;
  • регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования и развитие инфраструктуры;
  • решение вопросов освоения новых технологий, программ и производств;
  • обеспечение международных договорных обязательств и т.д.

     Функции налогов заложены в их сущности, проявляющиеся в способе действий или непосредственно через их свойства. Налогам свойственны основные функции:

  • фискальная;
  • контролирующая;
  • экономическая или регулирующая.

     Фискальная  функция – предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют основную доходную часть бюджетов различных уровней государственной власти. Фискальная функция налогов является главной, основополагающей, т.к. именно она формирует основную часть бюджета.

     Контролирующая  функция позволяет установить соотношение  между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах.

     Экономическая или регулирующая функция налогов  заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве. Именно налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, предложение. Они создают или разрушают экономические условия, т.е. регулируют рыночные отношения в государстве.

 

2. ЭЛЕМЕНТЫ И СТРУКТУРА  НАЛОГОВ 

     Налог считается установленным лишь в  том случае, когда определен субъект  налога (налогоплательщик) и элементы налога.

     Признаками налога, как такового являются:

  • легитимность налога, которая подразумевает изъятие налога (сбора) только с законных операций;
  • безвозмездность налога – означает, что субъект налога передает часть своего дохода государству и не получает взамен никаких льгот;
  • принудительность изъятия налога (сбора) из части дохода субъекта налога в соответствии с законом о налогообложении;
  • императивность налога – означает, что субъект налога не вправе отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей по внесению налогового оклада (части своего дохода) в соответствующий бюджет;
  • смена формы собственности налога – означает, что собственность (часть дохода) субъекта налога передается в собственность государства и др.

     В налогах как экономической категории  можно выделить ряд элементов, без которых налог не может считаться установленным.

     Элементы  налога отражают его социально-экономическую  сущность, которая определяет условия налогообложения, организацию, порядок исчисления и изъятия налога.

     Основными элементами налога являются:

  • объект (предмет) налогообложения;
  • налоговая база;
  • источник налога;
  • налоговая ставка;
  • единица обложения (налога);
  • сумма налога;
  • налоговая льгота;
  • порядок исчисления налога;
  • налоговый период;
  • порядок и сроки уплаты налога и др.

     Объект  налогообложения – это имущество, прибыль, доход, стоимость работ или услуг, с которых в соответствии с законом с субъекта налога взимается налог.

     Налоговая база – стоимостная, физическая или  иная характеристика объекта (предмета) налогообложения.

     Источник  налога – доход субъекта налога, из которого вносится оклад налога (взимается налог).

     Налоговая ставка – размер налога или величина налогового исчисления на единицу измерения налоговой базы.

     Единица (масштаб) налога – единица измерения  объекта (предмета) налога, принятая за основу для начисления оклада налога и выраженная в рублях, тоннах, килограммах, квадратных метрах и других единицах измерения.

     Сумма налога – сумма налога, уплачиваемая субъектом налога с объекта (предмета) обложения.

     Налоговая льгота – снижение размера налогообложения или предоставление субъекту налога преимущества по отношению к другому плательщику налога.

     Налоговый период – календарный год или  иной период времени, по окончании которого исчисляется налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет.

     Элементы  налога составляют структуру налога, каждая характеризуется: зависимостью бюджета от налогов на различные  виды доходов; влиянием налогов на доходы субъектов налога; зависимостью цен на товары от налогов; зависимостью налоговых ставок от изменения параметров элементов налога и т.д.

 

     3. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ 

     Классификация налогов – это система их группировки  по определенным признакам. Классификация  налогов имеет не только научный  аспект, но, прежде всего, практическую направленность.

     Анализ  многих работ экономистов, занимающихся проблемой налогообложения, свидетельствует, что в вопросах классификации налогов лежат разные подходы. Однако, обобщая их, можно выделить ряд характерных признаков, которые наиболее полно раскрывают систему налогообложения и характеризуют налоги как элементы системы.

     В качестве признаков, характеризующих  налоги, можно выбрать следующие:

  • иерархию уровня власти или уровень управления и власти;
  • объект обложения или среду изъятия;
  • полноту прав использования налоговых сумм;
  • источник уплаты налога;
  • субъект уплаты налога;
  • способ изъятия дохода;
  • метод обложения (по ставке);
  • способ обложения;
  • назначение (функция) налога;
  • характер построения налоговых ставок и т.д.

     По  иерархии уровня власти или принадлежности к уровню управления и власти налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. В основу классификации признака положена иерархия уровня власти, издающей закон о налогообложении и устанавливающей налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты налогов.

     К федеральным относятся следующие налоги:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  • таможенная пошлина;
  • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации;
  • сборы за пользование природными ресурсами;
  • водный налог;
  • земельный налог;
  • подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;
  • подоходный налог с физических лиц.

     К региональным относят налоги:

  • транспортный налог;
  • налог на имущество организаций (предприятий);
  • налог на игорный бизнес.

     К местным налогам относят земельный налог; налог на имущество физических лиц; местные лицензионные сборы и др.

Информация о работе Классификация налогов