Классификация налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 09:23, контрольная работа

Описание

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.
Цель работы – изучение сущности и классификации налогов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………
1. Сущность и функции налогов ……………………………………………….
2. Элементы и структура налогов ………………………………………………
3. Классификация налогов ……………………………………………………...
Заключение ………………………………………………………………………
Библиографический список …………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Классификация налогов Налогообложение .doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

     По  объекту обложения или сфере  изъятия налоги можно подразделить на налоги, изымаемые с имущества, земли, ренты, капитала, работ, услуг, товаров, средств потребления и т.д. В основу классификации налогов положен признак, характеризующий:

  • операции по реализации товаров (работ, услуг);
  • имущество;
  • доход;
  • прибыль;
  • природные ископаемые и т.д.

     Признак имеет стоимостную оценку, количественную или качественную характеристику, с  наличием которых у налогоплательщика  в соответствии с законом возникает обязанность по уплате налога.

     По  источнику уплаты налоги подразделяются на налоги, взимаемые с дохода (заработной платы, прибыли), выручки, себестоимости продукции и т.д. В основу классификации положен признак дохода субъекта налога, из которого вносится оклад налога в бюджет.

     По  полноте прав использования налоговых  сумм налоги можно подразделить на закрепленные и регулирующие. В основе такой классификации лежит признак, отражающий полноту прав на использование налоговых сумм.

     Закрепленный  налог представляет собой налог, который полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе поступает в соответствующий бюджет (только в федеральный или региональный или местный), за которым он закреплен.

     Регулирующий  налог – это налог, используемый для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам, утвержденным в установленном порядке на определенный период времени или на налоговый период.

     Регулирующими налогами являются налог на прибыль предприятий и организаций, НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц.

     По  субъекту уплаты налога они подразделяются на налоги, взимаемые с физических или юридических лиц. В основу классификации положен признак  налогоплательщика как физического  лица или организации (юридического лица).

     По  способу изъятия налога или дохода у налогоплательщика налоги подразделяются на прямые и скрытые (косвенные). В основу классификации положен принцип перелагаемости налога непосредственно на товар (услуги, продукты и т.д.).

     Прямые  налоги взимаются непосредственно  с доходов или собственности (имущества) налогоплательщика, например, подоходный налог с физического лица, налог на прибыль с организации, налог на имущество и т.д.

     Прямые  налоги можно подразделить на реальные и личные.

     В основе такого деления лежит признак  финансового положения налогоплательщика.

     Реальные  налоги уплачиваются с отдельных  видов имущества, товаров или  деятельности, независимо от финансового  положения налогоплательщика. Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и взимаются у источника дохода (с заработной платы, прибыли, дивидендов и т.д.).

     Скрытые (косвенные) налоги взимаются в виде надбавок к цене товара, с оборота  реализации товаров (работ, услуг), то есть взимаются в процессе потребления товаров (работ, услуг). К таким видам налогов относят акцизы, налог на добавленную стоимость и др. Скрытые (косвенные) налоги можно подразделить на универсальные, индивидуальные, монопольные (фискальные). К универсальным налогам относится налог на добавленную стоимость, которым облагаются все товары (работы, услуги).

     Индивидуальными налогами являются акцизы, которыми облагаются отдельные виды товаров, услуги или обороты на определенной стадии воспроизводства, например, налог с продаж. Монопольные (фискальные) налоги - это вид налогов, реализация которых является монополией государства, например, реализация табака, спиртных напитков, спичек, соли и т.д. Монополия государства на реализацию таких товаров может быть полной или частичной.

     Таможенные  пошлины – это косвенный вид налогов, изыскиваемых при перемещении товаров (работ, услуг) через таможенную границу (при внешнеэкономической деятельности). По происхождению пошлины можно разделить на внутренние, транспортные экспортные (вывозные) и импортные (ввозные). По целям их можно классифицировать на фискальные (взимаемые государством согласно закону), промежуточные (взимаемые по решению правительства), сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференционные и статистические.

     По  характеру взимания или по ставкам  различают специфические, одволарные (взимаемые в процентном отношении к стоимости товара) и кумулятивные (смешанные).

     По  характеру отношений пошлины  подразделяют на конвенционные (платежи  по международному праву) и автономные (вид таможенного тарифа). Среди пошлин можно выделить возвратные пошлины (сумма пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, получаемой в процессе переработки ввезенного товара) и дифференциальные.

     По  методу обложения (от ставки) налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, дифференциальные, ступенчатые и твердые.

     На  рисунке 1 наглядно представлены графики  по данным видам налогов.

Рисунок 1 – Графики прогрессивного, пропорционального и регрессивного

налогов 

     По  способу обложения налоги подразделяются на кадастровые, декларационные, налично-денежные и безналичные. В основе классификации заложен признак взимания налога по способу обложения наиболее налогом налогоплательщика.

     По  назначению налоги подразделяют на общие и специальные (целевые). Общие налоги обезличиваются и поступают в единый бюджет соответствующего территориального образования (федеральный, территориальный, местный). Целевые же налоги имеют целевое, вполне определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, дорожный, медицинский, страховой и т.д.

     Из  приведенного списка классификационных  признаков видно, что не представляется возможным выделить один или небольшую  группу признаков, по которым все виды существующих налогов можно было бы отнести к той или иной группе или свести их в единую группу. Границы деления признаков условны, поэтому при разграничении налогов по группам применяется один из признаков, имеющий доминирующее значение применительно к данной группе.

 

Заключение 

     В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных  уровней, и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные ее сферы, играют налоги.

     В Конституции РФ содержатся принципы, определяющие федеративное устройство государства. Специфику российского федерализма определяет ст.5 Конституции РФ. В ней указаны равноправные субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Конституционные принципы федерализма перечислены в третьей части этой статьи - государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. На этих конституционных принципах строится российская налоговая система.

     Разделение  налогов по уровням власти проводится с учетом следующих принципов:

  • налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;
  • чем менее мобильна налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения), тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение.
  • большинство регулирующих налогов закрепляется на федеральном уровне;
  • косвенные налоги взимаются на федеральном уровне;
  • число совместных сфер ведения по налоговым вопросам Федерации и ее субъектов должно быть минимизировано.

     Множественность налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию налогов.

     Налоговым Кодексом РФ предусмотрено деление налогов и сборов по видам на три группы:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

     Федеральные налоги установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. К федеральным налогам относятся, например, НДС, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, акцизы. Перечень федеральных налогов и сборов приведен в статье 13 НК РФ.

     Региональными являются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. В эту группу налогов входят: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес и другие.

     К местным относятся налоги, установленные  НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами представительских органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Земельный налог, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц – это местные налоги.

     Деление налогов на федеральные, региональные и местные не зависит от бюджета или внебюджетного фонда, в который они направляются. 

 

Библиографический список 

      
  1. Колчин  С.П. Налоги в Российской Федерации: Учеб. пособие для экон. Вузов / С.П. Колчин. – М.: Экономика, 2007. – 254 с.
  2. Лукаш Ю.А. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов / Ю.А. Лукаш. – М.: Книжный мир, 2009. – 848 с.
  3. Милянов И. В. Налоги и налогообложение: Курс лекций / И.В. Милянов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 304 с.
  4. Налоговая система Российской Федерации: учебник / Под ред. Д.Г. Черника. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 317 с.
  5. Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009. – 608 с.
  6. Черкаев Д.И. Система налогов и сборов в Российской Федерации / Д.И. Черкаев, С.В. Разгулин // Российский налоговый курьер. – 2006. – № 6. – С. 9-12.
  7. Черник Д.Г. Основы налоговой системы: Учебник для студентов вузов / Д.Г. Черник. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 511 с.

Информация о работе Классификация налогов