Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 18:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение совокупности материальных расходов, а также особенностей учета и контроля за материальными затратами в процессе производства.
Основную часть курсовой работы я посветила рассмотрению материальных затрат при упрощенной системе налогообложения. Когда один из участников сделки работает по «упрощенке», у бухгалтеров нередко возникают трудности. Яркий тому пример- договор аренды. Самая распространенная проблема связана с расходами на коммунальные услуги. Наиболее типичные вопросы здесь таковы. Может ли арендатор-«упрощенец» включить «коммуналку» в расходы? Вправе ли арендодатель, работающий по «упрощенке», перевыставить арендатору счет-фактуру, полученную от «коммунальной» организации?
1Введение…………………………………………………………………………3
2. Состав материальных затрат……………………………………..…….……..5
3.Учет материальных затрат…………………………………………….………7
3.1 Методы учёта материальных затрат………………………………..………7
3.2 Учет возвратных и безвозвратных отходов……………………………...10
3.3 Учет покупных изделий полуфабрикатов……………………………......11
3.4 Учет затрат на топливо и энергию………………………………………..12
4. Списание материальных затрат при упрощенной системе налогообложения
4.1 Стоимость сырья и материалов…………………………………………..14
4.2 Затраты на товары…………………………………………………….……15
5. Проблемы с арендой при «упрощенке»………………………………….…17
5.1 Коммунальные услуги…………………………………………………..…17
5.2 Аренда муниципального и государственного имущества………..………21
5.3 Реконструкция арендных помещений……………………………………22
6. Оптимальный учет расходов на доставку готовой продукции и товаров..24
7. Заключение……………………………………………………………………33
8.Список литературы……………………………………………………………35
Арендуя муниципальное или государственное имущество, предприятие становится налоговым агентом и должно удержать из арендной платы и перечислить в бюджет НДС. Этого требует пункт 3 статьи 16 Налогового кодекса РФ. А распространяется ли эта норма на арендаторов, которые работают по «упрощенке» и, как известно, освобождены от НДС? Да, распространяется: в пункте 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ прямо сказано , что организации, работающие по упрощенной системе, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов.
Сумма НДС, которую нужно уде6ржать из арендной платы, рассчитывается по ставке 18%/118%(п. 4 ст. 164 налогового кодекса РФ). А если в договоре аренды плата установлена без НДС, ее суммы нужно умножить на 18 процентов. Налог перечисляют в бюджет в бюджет одновременно с арендной платой.
Налоговые агенты – плательщики НДС вправе принять удержанные из арендной платы налог к вычету. А вот у «упрощенцев» такого права нет. Зато они могут списать этот налог на расходы (конечно, если рассчитывают единый налог с разницы между доходами и расходами). Об этом сказано в подпункте 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Это можно сделать, как только НДС будет перечислен в бюджет.
Пример
ООО Юпитер» работает по упрощенной системе налогообложения, начисляя единый налог с разницы между доходами и расходами. Предприятие арендует у территориального управления Министерства России складское помещение. Арендная плата составляет 177000руб. в месяц с учетом НДС.
Перечисляя очередной арендный платеж, бухгалтер ООО «Юпитер» удерживает из него и уплачивает в бюджет НДС – 27000руб. (177000руб. х 18% :118%). Эту сумму они включают в состав расходов, учитываемых при расчете единого налога.
5.3 Реконструкция арендных помещений.
Иногда фирме приходится реконструировать за свой арендованные помещения: ломать и строить новые перегородки, устанавливать системы вентиляции и т.д. Затраты при этом фирма несет не малые. Однако и налоговики, и чиновники из Минфина России в один голос утверждают, что расходы на реконструкцию в уменьшение единого налога принять нельзя (письмо ФНС России от 26 января 2004г. №22-1-14/111 и Минфина России от16 июля 2004г. №03-03-05/1/81). Аргумент прост реконструкция не упомянута в исчерпывающем перечне расходов, который приведен в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.
Оспорить выводы чиновников сложно. Однако у арендаторов – «упрощенцев» все же есть способ учесть расходы на реконструкцию при расчете единого налога.
Задача состоит в том , чтобы во всех первичных документах связанных с реконструкцией, это слово не фигурирует. По возможности лучше вести речь о капитальном или текущем ремонте. Дело в том, что затраты на ремонт арендованных помещений в закрытый перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход, входят (подпункт 3 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ). А значит, оформив реконструкцию как ремонт, предприятие без труда учтет потраченные средства при расчете единого налога.
Но обратите внимание: по общему правилу капитальный ремонт арендованного имущества обязан производить арендодатель (пункт 1 статьи 616 Гражданского кодекса РФ). Поэтому, если расходы по капремонту принял на себя арендатор, это нужно прописать в договоре. В случае же текущего ремонта таких оговорок делать не нужно. По умолчанию его обязан делать арендатор (пункт 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ ).
6. Оптимальный учет расходов на доставку готовой продукции и товаров.
Готовую продукцию или товары доставляют покупателям на автомобилях, самолетах, по железной дороге или по почте. Кроме того, в розничной торговле распространена курьерская доставка, когда товары развозят сотрудники предприятии- курьеры. Рассмотрим две ситуации. Первая: продавец доставляет продукцию или товары собственным транспортом. Вторая: доставку осуществляет специализированные организации.
Товар доставляют транспортом продавца
Практически у каждой крупной организации есть собственные автомобили. Часто их используют, чтобы доставить товары или готовую продукцию до покупателя. Если машина предназначена только для перевозке товаров или продукции, все расходы, все расходы связанные с ее содержанием, учитывают на счете 44 «Расходы на продажу». В том случае, когда автомобиль используют еще и для других целей, скажем, для транспортировки закупленных материалов, эксплуатационные затраты относят на счет 23 «Вспомогательные производства» или на счет 20 «Основное производство».
В налоговом учете все истраченное на содержание транспорта включают в прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подпункт 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ). Данный вид расходов косвенный. Это означает, что в конце месяца его в полном объеме списывают в уменьшении налогооблагаемого дохода.
А если фирма работает по упрощенной системе налогообложения и считает единый налог с разницы между доходами и расходами? Тогда затраты на содержание автомобилей включают в состав расходов на основании подпункта 12 пункта 1 статьи346.16 Налогового кодекса РФ.
Понятно, что за доставку товаров продавец берет с покупателя определенную сумму. Обычно стоимость доставки выделяют в накладных и счетах-фактурах, которыми оформлена отгрузка товара. Впрочем, иногда на доставку выписывают отдельные документы: акт выполненных услуг и счет-фактуру. Но как бы там ни было, средства, полученные за доставку, отражают в бухучете на счете 90 «Продажи», а в налоговом учете включают в состав доходов от реализации.
В некоторых
регионах услуги по перевозке
грузов облагают единым
Вполне вероятно, что фирма платит обычный налог по реализованным товарам и ЕНВД по доставке. Тогда необходимо организовать раздельный учет операций по продаже товаров и транспортных услуг. Таково требование пункта 7 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.
Пример.
ЗАО «Дерн» торгует оптом садовыми инструментами. Покупателям товары развозят на автомобиле, принадлежащем фирме. В регионе, где работает ЗАО «Дерн», перевозка грузов облагается единым налогом на вмененный доход.
В ноябре 2004года фирма реализовала товаров на 6000 000руб. (в том числе НДС – 1000 000 руб.). их покупная стоимость составила 3000 000руб., а расходы на продажу -500 000руб.
За доставку товаров предприятие получило 500 000руб. (НДС не облагается). Расходы, связанные с доставкой (затраты на содержание автомобилей, зарплата водителей и автослесарей и т.д.), равны 350 000руб.
Бухгалтер ЗАО «Дерн» сделал в учете такие проводки:
Дебет 62 Кредит90 субсчет «Выручка от продажи товаров»
- 6000 000руб. – проданные товары;
Дебет 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- 1000 000руб. – начислен НДС;
Дебет 90 субсчет «Себестоимость проданных товаров» Кредит41
-3000 000руб. – списаны издержки обращения;
Дебет 90 субсчет «Прибыль/убыток от продажи товаров» Кредит 99
- 1 500 000руб. (6000 000 – 1 000 000 -3 000 000-500 000) – отражена прибыль от продажи товаров (по итогам отчетного месяца).
Налогооблагаемая прибыль ЗАО «Дерн» от реализации товаров также составит 1 500 000руб.
Товар доставляет покупателям транспортная компания
Часто торговые и производственные фирмы заключают так называемые договоры об организации перевозок со специализированными транспортными компаниями. Суть таких договоров состоит в следующем. Транспортная компания обязуется доставлять в указанное место товар, реализованный продавцом. Продавец в свою очередь «сводит» перевозчика с покупателем, а затем удерживает с него деньги за доставку и передает их перевозчику. По сути, это означает, выступает в роли посредника между покупателем и перевозчиком. Причем зачастую денежное вознаграждения он за это не получает. Выгода продавца заключается в том, что он гарантирует своим покупателям доставку товаров и тем самым выполняет обязательства по договору купле- продажи.
Деньги полученные за доставку, продавцу не принадлежат. Поэтому в выручку их не включают ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Соответственно они не учитываются при расчете НДС и налога на прибыль. Налогооблагаемым доходом в данном случае является лишь положительная разница между тем, что получено за доставку от покупателя, и тем, что передано перевозчику. Эта сумма- вознаграждение за посреднические услуги.
Пример.
ООО «Планета (продавец) торгует бытовой техникой. Реализованные товары доставляет покупателям ЗАО «Икар» (перевозчик). В договоре между продавцом и перевозчиком указано, что ООО «Планета» обязуется взимать деньги за доставку с покупателей и передавать их ЗАО «Икар». Вознаграждение ООО «Планета» за посреднические услуги составляет 10 процентов от стоимости перевозки.
20.11.2004г. ООО
«Планета» взяла с покупателя
за доставку стиральной машины
600руб. вознаграждение продавц
Бухгалтер ООО «Планета» отразил эту операцию такими проводками:
Дебет 50 Кредит 62 субсчет «Расчеты с покупателями по доставке товара»
-600руб.- получены деньги за доставку стиральной машины;
Дебет62 субсчет «Расчеты с покупателями по доставке товара» Кредит 76 субсчет «Расчеты с перевозчиком»
-600руб. - отражена стоимость доставки, которую возместил покупатель;
Дебет 76 субсчет «Расчеты с перевозчиком» Кредит 90 субсчет «Выручка по посредническим услугам»
-60руб.- получено
вознаграждение за
Дебет 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- 10 руб.- начислен НДС с посреднической выручки;
Дебет 76 субсчет «Расчеты с перевозчиком» Кредит 51
-540руб. –
перечислена стоимость
Доход облагаемый налогом на прибыль, у ООО «Планета» составит 50 руб.(60-10).
Теперь предположим, что продавец включает стоимость доставки, которую осуществляет транспортная компания, в цену товара. В таком случае это всего лишь одна из составляющих выручки от реализации товаров. А все, что продавец уплачивает перевозчику за его услуги, -расход, связанный с продажей товаров (разумеется, за вычетом «входного» НДС, который принимают к вычету). В бухучете его относят на счет 44 «Расходы на продажу», а для целей налогообложения прибыли включают:
- в материальные
затраты, если доставляется
- в состав косвенных расходов, связанных с реализацией покупных товаров.
Хуже обстоит дело у тех фирм, которые работают по упрощенной системе налогообложения. Они могут включать в расходы только те суммы которые были уплачены транспортной компанией за доставку продукции собственного производства. Это позволяет сделать подпункт 5 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что налогооблагаемый доход можно уменьшить на все материальные расходы, перечисленные в статье 254 кодекса, в том числе и на транспортные затраты. Что же касается средств, истраченных на доставку покупных товаров силами транспортной фирмы, то их при расчете единого налога учесть нельзя. Дело в том, что такой вид затрат не назван в уже упомянутом пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. А там приведен исчерпывающий перечень расходов, на которые можно уменьшить налогооблагаемый доход при упрощенной системе налогообложения.
вместе с тем мы можем включить в расходы «входной» НДС по услугам , которые оказала транспортная компания, перевозящая проданные товары. Так поступать позволяет подпункт 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.
Заметим, однако,
что у налоговиков на этот счет
зачастую мнение совсем иное. Они утверждают,
что «входной» НДС можно
Пример.
ООО «Ребус» работает по упрощенной системе налогообложения и рассчитывает единый налог с разницы между доходами и расходами. Перепродавая товары, фирма включает стоимость доставки в их цену. Доставку осуществляет ООО «Шарада».
За ноябрь 2004года ООО «Ребус»уплатило ООО «Шарада» за транспортировку товаров 300 000руб. ( в том числе НДС – 50 000руб.)
Бухгалтер ООО «Ребус» включил в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход, всю сумму «входного» НДС – 50 000 руб. стоимость же транспортных услуг -250 000руб. (300 000-50 000) – для целей налогообложения не учитывается.