Кодекс профессиональной этики аудиторов профессиональных аудиторских объединений России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:13, реферат

Описание

Поскольку в современном обществе деятельности аудиторов отводится весьма важная роль, существует объективная необходимость поддерживать в общественном мнение уважение и доверие к профессии аудитора. Для поддержания высоких моральных качеств и профессиональной ответственности аудиторов был разработан Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов МФБ.
Нарушители этических норм профессионального поведения проявляют неуважение ко всему аудиторскому сообществу и наносят ему моральный и материальный ущерб.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
3
1. Кодекс профессиональной этики аудиторов России………………………..
4
2. Фундаментальные принципы поведения аудитора…………………………
6
3. Угрозы и меры предосторожности. Разрешение этических конфликтов…
11
Заключение………………………………………………………………………….
14
Список использованной литературы…………………………………………… 15

Работа состоит из  1 файл

Копия Реферат.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление 

 

Введение…………………………………………………………………………….

3

1.

Кодекс профессиональной этики аудиторов России………………………..

4

2.

Фундаментальные принципы поведения аудитора…………………………

6

3.

Угрозы и меры предосторожности. Разрешение этических конфликтов…

11

Заключение………………………………………………………………………….

14

Список использованной литературы……………………………………………

15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Поскольку в современном обществе деятельности аудиторов отводится  весьма важная роль, существует объективная необходимость поддерживать в общественном мнение уважение и доверие к профессии аудитора. Для поддержания высоких моральных качеств и профессиональной ответственности аудиторов был разработан Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов МФБ.

Этика – это система норм нравственного поведения человека или какой-либо общественной или профессиональной группы. Этика профессионального поведения аудиторов определяет нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество, готовой защищать их от всех возможных нарушений и посягательств.

Нарушители этических  норм профессионального поведения  проявляют неуважение ко всему аудиторскому сообществу и наносят ему моральный  и материальный ущерб. Неэтичное  поведение отдельных аудиторов заслуживает порицания и наказания, вплоть до исключения из сообщества аудиторов, лишения квалификационного аттестата  и лицензии на проведение аудиторской деятельности. Признавая ответственность бухгалтерского профессионального сообщества и считая, что собственная роль заключается в обеспечении руководства, содействии последовательности в работе, МФБ разработала международный Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, который должен служить основой этических требований (кодексов этики, подробных правил, руководящих указаний, стандартов поведения), предъявляемых в каждой стране.1  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Кодекс профессиональной этики аудиторов России

 

Первым в РФ был принят Кодекс профессиональной этики аудиторов  Санкт-Петербурга (апрель 1992г). Четыре года спустя Советом Международной федерации бухгалтеров был принят Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, на базе которого были разработаны Кодекс профессиональной этики аудиторов России. В октябре 1996г. Президиум Аудиторской палаты России одобрил Кодекс профессиональной этики аудиторов, объединяемых палатой. Он утвержден общим собранием Аудиторской палаты России 4 декабря 1996г. (одобрен Советом по аудиторской Деятельности при МФ РФ и рекомендован для использования после его официальной публикации) и опубликован в журнале «Бухгалтерский учет», 1997г., №3.

Реалии экономики России, активное развитие рынка аудита и профессиональный рост компаний аудиторов потребовали  изменений. Следующая редакция Кодекса  этики аудиторов была принята  Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ протокол №16 от 28 августа 2003 года и Согласован с Координационным советом российских профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров Протокол N 2 от 25 июля 2003 г. и действовал он до июня 2007 г.

 В настоящее время  в Российской Федерации принят новый Кодекс этики аудиторов России, одобренный Советом по аудиторской деятельности при Минфине России ( протокол № 56 от 31 мая 2007 г.).

Новый Кодекс этики аудиторов  России является сводом норм профессиональной этики аудиторов, т.е. сложившихся и широко применяемых при ведении аудиторской деятельности правил поведения аудиторов и аудиторской организации, не предусмотренных действующим законодательством. Поскольку не представляется возможным определить нормы профессиональной этики для всех ситуаций и обстоятельства, с которыми может столкнуться аудитор при ведении аудиторской деятельности, Кодекс содержит лишь базовые нормы, которые действительны для всех аудиторов, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. 2

Кодекс этики аудиторов России подготовлен на основе Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принятого МФБ. Он включает в себя предисловие и девять разделов. В первом разделе приведены основные принципы профессиональной этики аудитора и руководства по применению этих принципов на практике (модель поведения аудитора и аудиторской организации). Аудиторы должны применять данную модель для выявления угроз нарушения основных принципов, оценки серьезности таких угроз, а в случаях, когда угроза оценивается иначе, чем явно незначительная, - для принятия мер предосторожности в целях устранения угрозы или сведения её до приемлемого уровня, при котором соответствие основным принципам не подвергается опасности.

В последующих разделах описан порядок применения указанной  модели поведения в конкретных ситуациях. Приведены примеры мер предосторожности против угроз нарушения основных принципов. Кроме того, рассмотрены примеры ситуаций, в которых невозможно принять достаточные меры предосторожности против угроз и, следовательно, необходимо избегать действий или отношений, ведущих к возникновению таких угроз.

Приведенные примеры  не дают исчерпывающего перечня всех обстоятельств работы аудиторов, при которых могут возникнуть угрозы нарушения основных принципов поведения, и не должны рассматриваться в качестве таковых. Следовательно, аудитору недостаточно просто следовать приведенным примерам – необходимо применять модель поведения к конкретным условиям работы.

Аудитор не должен участвовать  в деятельности, которая оказывает  или может оказать негативное влияние на его честь, объективность и репутацию профессии и в результате стать несовместимой с предоставлением профессиональных услуг.

В Кодексе этики аудиторов  России приведены основные принципы поведения, которые аудитор обязан соблюдать: честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность, профессиональность поведения.

Рассмотрим сущность этих принципов более подробно.

 

  1. Фундаментальные принципы поведения аудитора

Честность означает, что аудитор должен действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых взаимоотношениях. Принцип честности также предполагает честное ведение дел и правдивость. Под честностью понимается не только правдивость, но также беспристрастность и надежность.3 Аудитор не должен быть связан с отчетностью, документами, сообщениями или иной информацией, если есть основания полагать, что:

1) они содержат в  существенном отношении неверные  или вводящие в заблуждение  утверждения;

2) они содержат утверждения  или данные, подготовленные небрежно;

3) в них пропущены  или искажены необходимые данные  там, где пропуски или искажения  могут вводить в заблуждение.

Все аудиторы должны действовать  справедливо, честно и не иметь конфликта  интересов. Аудитор не будет считаться нарушившим приведенные положения, выдав модифицированное заключение (отчет).

Объективность предполагает, что аудитор не должен допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов влияли на объективность его профессионального суждения. Аудитору следует избегать отношений, которые могут исказить  или повлиять на его профессиональные суждения.

Профессиональная  компетентность и должная тщательность заключается в том, что аудитор обязан постоянно поддерживать свои знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление клиентам или работодателям квалифицированных профессиональных услуг, основанных на новейших достижениях практики и современном законодательстве. При оказании профессиональных услуг аудитор должен действовать с должным усердием и в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами. Квалифицированная профессиональная услуга предполагает наличие обоснованного суждения по применению профессиональных знаний и навыков в процессе предоставления такой услуги. Обеспечение профессиональной компетентности можно разделить на два самостоятельных этапа:

    • достижение должного уровня профессиональной компетентности;

-для достижения профессиональной компетенции  первоначально необходимо получение высшего общего образования, за которым следуют специальное образование, обучение и экзамены по профилирующим предметам и далее – практическая работа.

    • поддержание профессиональной компетентности на должном уровне.

- для поддержания профессиональной  компетентности на должном уровне  необходимо постоянно следить  за событиями, происходящими в аудиторской сфере деятельности, включая национальную и международную информацию по вопросам финансовой отчетности, аудита и иных соответствующих законодательных и нормативных требований;

- в процессе предоставления  услуг аудитору следует руководствоваться принятыми правилами (стандартами) аудиторской деятельности, типовой программой проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также установленными требованиями к качеству работы;

- ежегодно повышать квалификацию  в соответствии с программами, принятыми Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации.

Аудитор должен принимать  меры к тому, чтобы лица, работающие под его началом в профессиональном качестве, имели надлежащую подготовку и должное руководство. Когда это уместно, аудитор должен ставить клиентов, работодателей или иных пользователей профессиональных услуг в известность об ограничениях, присущих этим услугам, чтобы избегать толкования выраженного аудитором мнения как утверждения факта.

Конфиденциальность - важнейший принцип аудиторской деятельности. Аудитор должен обеспечить конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, и не должен раскрывать эту информацию третьим лицам, не обладающим надлежащими и конкретными полномочиями, за исключением случаев, когда аудитор имеет законное или профессиональное право либо обязан раскрыть такую информацию. Конфиденциальная информация, полученная в результате профессиональных или деловых отношений, не должна использоваться аудитором для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ. Аудитор должен соблюдать конфиденциальность даже вне профессиональной среды и помнить о возможности неумышленного разглашения информации, особенно в условиях поддержания длительных связей с деловыми партнерами либо их близкими родственниками или членами семьи.  Так же аудитор должен соблюдать конфиденциальность информации, раскрытой ему потенциальным клиентом или работодателем, и иметь в виду необходимость соблюдать конфиденциальность информации внутри  аудиторской организации или в отношениях с работодателями. При этом он должен принимать все разумные меры к тому, чтобы лица, работающие под его началом, и лица, от которых он получает консультации и помощь, с должным уважением относились к его обязанности соблюдать конфиденциальность информации.

Необходимость соблюдать принцип  конфиденциальности сохраняется даже после окончания отношений между  аудитором и клиентом или работодателем. Меняя место работы или приступая  к работе с новым клиентом, аудитор имеет право использовать предыдущий опыт. Однако аудитор не должен использовать или раскрывать конфиденциальную информацию, собранную или полученную в результате профессиональных или деловых отношений.

В следующих обстоятельствах аудитор  должен или может быть обязан раскрыть конфиденциальную информацию, либо такое  раскрытие может быть уместным:

  • раскрытие разрешено законом и (или) санкционировано клиентом или работодателем;
  • раскрытие требуется законом, например:

1) при подготовке документов  или представлении доказательств  в иной форме в ходе судебного  разбирательства;

2) при сообщении ставших  известными фактов нарушения  закона надлежащим органам государственной  власти;

  • раскрытие является профессиональной обязанностью или правом (если это не запрещено законом):

1) при проверке качества  работы, проводимой внутри аудиторской  организации или саморегулируемой  организацией аудиторов;

2) при ответе на  запрос или в ходе расследования  внутри аудиторской организации, саморегулируемой организации аудиторов или надзорного органа;

3) при защите аудитором  своих профессиональных интересов  при юридическом разбирательстве;

4) для соответствия  правилам (стандартам) и нормам профессиональной  этики.

При принятии решения  о возможности раскрытия конфиденциальной информации аудитор должен учитывать следующее:

 

  • будет ли нанесен ущерб интересам какой-либо из сторон, включая третьи стороны, интересы которых также могут быть затронуты, при наличии разрешения клиента или работодателя на раскрытие информации;

 

  • является ли соответствующая информация достаточно известной и в разумной степени обоснованной. В ситуации, когда имеют место необоснованные факты, неполная информация либо необоснованные выводы, должно быть использовано профессиональное суждение для определения, в каком виде раскрывать информацию (если необходимо раскрывать);

 

  • характер предполагаемого сообщения и его адресат. В особенности аудитор должен быть уверен, что лица, которым адресовано сообщение, являются надлежащими получателями.

Информация о работе Кодекс профессиональной этики аудиторов профессиональных аудиторских объединений России