Концепция бухгалтерского (финансового) учета в России и международной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:49, реферат

Описание

Бухгалтерский учет - это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источниках его формирования, (обязательствах) и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта (юридического лица).*
В данном определении отражены основные этапы учетного процесса (наблюдение за учетным объектом, измерение, регистрация, обработка учтенной информации и передача пользователям) и основные отличия бухгалтерского учета от статистического и оперативного:

Содержание

1. Определение и основные задачи бухгалтерского учета…………………………………3
2. Пользователи бухгалтерской информации……………………………………………….3
3. Объекты бухгалтерского учета и их классификация…………………………………….5
4. Основные правила (принципы) ведения бухгалтерского учета………………………...6
5. Международные бухгалтерские принципы……………………………………………...10
6. Регулирование бухгалтерского учета в России………………………………………….12
7. Проблемы адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным стандартам…………………………………………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………………………16
Список литературы………..…………………………………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

Концепция бухучета 2 семестр.docx

— 49.14 Кб (Скачать документ)

Организация осуществляет оценку имущества обязательств и  хозяйственных операций в валюте, действующей на территории РФ, т.е. в  рублях.

Записи в бухгалтерском  учете по валютным счетам, а также  по операциям в иностранной валюте производятся в валюте, действующей  на территории РФ, в суммах, определяемых путем пересчета иностранной  валюты по курсу Центрального банка  РФ, действующему на дату совершения операций. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных  операций организации допускается  вести в суммах, округленных до целых рублей. Возникающие при  этом суммовые разницы могут быть отнесены на финансовые результаты у  организаций или увеличение (уменьшение) финансирования (фондов) у бюджетной  организации.

Согласно Положению (2) возможно использование различных  вариантов (методов) оценки многих объектов учета. Например, расходуемые производственные запасы разрешено оценивать любым  из трех методов: по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени  закупок партий (ФИФО); по себестоимости  последних по времени закупок (ЛПФО).

Готовая и отгруженная  продукция может отражаться в  учете и отчетности в зависимости  от принятого порядка списания общехозяйственных  расходов и использования (или неиспользования) счета 37 "Выпуск продукции (работ, услуг)" по четырем вариантам: полной фактической  производственной себестоимости; неполной фактической производственной себестоимости, нормативной или плановой полной производственной себестоимости продукции; нормативной или плановой неполной производственной себестоимости продукции.

Производственные  запасы, готовую продукцию и товары разрешено отражать в балансе  на конец отчетного года по цене возможной реализации, когда она  ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), т.е. разрешено осуществлять оценку по "низшей" стоимости.

Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в учете и  отчетности: по нормативной (плановой) производственной себестоимости; прямым статьям расходов; стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. При  единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в учете п отчетности по фактическим производственным затратам.

В Положении "Учетная  политика предприятия" установлены  основные принципы оценки объектов учета, названные в этом документе допущениями  и требованиями: допущение непрерывности  деятельности предприятия, которое  обусловливает целесообразность использования  метода оценки имущества по первоначальной стоимости; допущение последовательности применения учетной политики, требующее  соблюдения преемственности выбранных методов оценки объектов учета по годам; требование осмотрительности, ориентирующее предприятие на оценку производственных запасов, готовой продукции и товаров по "низшей" стоимости; требования полноты отражения в учете всех фактов хозяйственной деятельности, т.е. определение фактической себестоимости приобретения (заготовления) производственных запасов и (фактической себестоимости готовой отгруженной и реализованной продукции (работ, услуг).

Следует отметить, что в отличие от западных стран  в России указанные правила в  большей степени контролируются государством: переоценка основных средств  и производственных запасов осуществляется только по постановлениям Правительства; достаточно жестко регламентированы порядок  начисления износа основных средств, правила  оценки статей бухгалтерской отчетности. Существенная либерализация правил оценки объектов учета предусмотрена  проектом закона РФ о бухгалтерском  учете и отчетности. Предусмотрены  предоставление предприятиям права  переоценивать основные средства через  каждые 3 года с отнесением возникающих  разниц на счета добавочного капитала, возможность переоценивать оборотные  активы с отнесением потерь от снижения цен и качества материальных оборотных  активов, а также уменьшения стоимости  ценных бумаг, котирующихся на фондовых биржах, на счет прибылей и убытков. С принятием этого закона основные отечественные оценки имущества, обязательств и капитала будут еще более  соответствовать применяемым в  западных странах.

6. Регулирование бухгалтерского  учета в России

Основным нормативным  документом, регулирующим бухгалтерский  учет в России, является Положение  о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (2).

Положение устанавливает  единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории России для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет порядок  организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской  отчетности, а также взаимоотношения  по этим вопросам организаций с внутренними  и внешними потребителями информации, включая органы государственного управления.

В соответствии с  Положением методологическим центром  по бухгалтерскому учету является Министерство финансов РФ, которое разрабатывает  и издает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательные к исполнению всеми предприятиями, учреждениями на территории РФ.

На основе нормативных  актов Минфина РФ Центральный  банк РФ, Федеральная служба по надзору  за страховой деятельностью и  различные ведомства разрабатывают  нормативные акты, определяющие особенности  учета в соответствующих предприятиях и организациях. Особую самостоятельность  при этом проявляет Центральный  банк РФ.

При разработке нормативных  актов Минфин РФ тесно взаимодействует  с заинтересованными ведомствами  через Методологический совет по бухгалтерскому учету и отчетности.

Основными задачами Методологического совета являются: разработка концепции бухгалтерского учета и отчетности, проектов закона о бухгалтерском учете и отчетности, отечественных бухгалтерских стандартов (положений) и методических рекомендаций; содействие внедрению указанных  нормативных документов в учетную  практику, обобщение опыта их применения; разработка рекомендации по дальнейшему  совершенствованию этих документов, а также по улучшению бухгалтерского образования.

Методологический  совет формируется из представителей государственных органов, академических  и учебных институтов, коммерческих структур, бухгалтерских общественных организаций (ассоциаций бухгалтеров  и аудиторов Российской Федерации  и стран Содружества).

В регулировании  бухгалтерского учета и отчетности в России важная роль отводится Государственной  Думе, разрабатывающей и принимающей  законодательные акты по бухгалтерскому учету. В составе Государственной Думы в 1994 г. создан Экспертный совет по аудиту, бухгалтерскому учету и финансовой статистике Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банком и (финансам. Он призван содействовать Комитету в подготовке и рассмотрении относящихся к его ведению вопросов аудита, бухгалтерского учета и финансовой статистики.

Основными задачами Экспертного совета являются: разработка концепции построения законодательства; подготовка проектов законов по аудиту, бухгалтерскому учету, статистике и их экономическое обоснование; проведение экспертизы законопроектов, подготовка заключений по ним; содействие в реализации законов РФ; обобщение опыта применения законов, их соблюдение и подготовка необходимых рекомендаций и предложений.*

Совет формируется  из представителей государственных  органов, академических и учебных  институтов, коммерческих структур - специалистов в области аудита, бухгалтерского учета и статистики. Он может создавать  постоянные и временные экспертные (рабочие) группы для подготовки материалов по отдельным вопросам и привлекать к участию в них специалистов, не являющихся членами Совета.

В работе вышеназванных  Экспертного и Методологического  советов большую помощь призваны оказать общественные организации, и прежде всего ассоциации бухгалтеров  и аудиторов РФ и стран Содружества  и Международный консультативный  комитет по бухгалтерскому учету  и аудиту в РФ. Помимо реальной помощи в разработке проектов законов по бухгалтерскому учету и аудиту указанный Комитет оказывает большое содействие в разработке программ переподготовки специалистов по бухгалтерскому учету и аудиту и подготовке и переподготовке аудиторских и бухгалтерских кадров.

Ассоциации бухгалтеров  и аудиторов призваны оказывать  содействие в разработке и соблюдении ее членами нормативных документов по бухгалтерскому учету и аудиту и норм профессиональной этики, следить  за качеством знаний и квалификацией  своих членов, принимать участие  в организации профессиональной подготовки и переподготовки бухгалтерских  кадров, защищая права и профессиональную независимость бухгалтеров.*

7. Проблемы адаптации бухгалтерского  учета и отчетности в России  к международным стандартам

С принятием Положения  о бухгалтерском учете и отчетности (2) и нового Плана счетов бухгалтерского учета (3) бухгалтерский учет в России существенно приблизился к международным  учетным стандартам. Указанными нормативными документами введены в учетную практику новые объекты учета, обусловленные рыночной экономикой (нематериальные активы, арендные отношения, финансовые вложения и др.); организациям разрешено выбирать варианты учета многих его объектов; предложено ввести в учетную практику ряд международных учетных принципов: принцип начисления (в том числе по реализации продукции), принцип осторожности (разрешено создавать резервы сомнительных долгов) и некоторые другие; бухгалтерская отчетность приближена к финансовой отчетности западных стран.

Однако адаптация  бухгалтерского учета и отчетности России к международным учетным  стандартам сопряжена с определенными  трудностями и проблемами.

Прежде всего России предстоит сделать выбор между англо-американо-голландской и континентальной (европейской) системами бухгалтерского учета.

Первая система  ориентирована на потребности инвесторов и кредиторов, является гибкой и  либеральной с точки зрения регламентации. Вторая система отличается большей  регламентацией бухгалтерского учета  и отчетности на государственном  уровне и существенно зависит  от банковского кредитования. В России исторически государство жестко регламентирует порядок бухгалтерского учета и отчетности; в пей, очевидно, более приемлема континентальная система бухгалтерского учета.

Очень важной проблемой  для России является установление соотношения  правил ведения бухгалтерского учета  и налогообложения. В настоящее  время в России система бухгалтерского учета существенно зависит от постоянных изменений в налоговой  системе. Чтобы избежать этой зависимости, возможно, будут введены два вида учета: бухгалтерский и налоговый.

России предстоит  выбрать систему нормативных  документов по регламентации бухгалтерского учета. В настоящее время большая  часть учетных работников поддерживает четырехуровневую систему нормативных  документов:

1-й уровень - законодательный: принятие закона по бухгалтерскому учету и отчетности;

2-й уровень: стандарты  (положения) по бухгалтерскому  учету и отчетности;

3-й уровень: методические  рекомендации (указания); 4-й уровень:  рабочие документы по бухгалтерскому  учету самого предприятия.

Закон по бухгалтерскому учету и отчетности должен определить правовые основы бухгалтерского учета, его организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность. Проект закона по бухгалтерскому учету и отчетности обсужден в Государственной Думе в 1995 г.

Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок  учета определенного объекта  или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном учете - положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработаны проекты 10 первоочередных учетных стандартов. Некоторые из них утверждены Минфином РФ, в том числе Положение "Учетная политика предприятия", являющееся основополагающим, поскольку в нем изложены основные принципы учета, ориентированные на международные (принципы непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.).

Методические рекомендации призваны конкретизировать учетные  стандарты в соответствии с отраслевыми  особенностями. Они разрабатываются  Минфином РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).

Рабочие документы  самого предприятия определяют особенности  организации и ведения учета  в нем. Основным из них является документ по учетной политике предприятия.

Резкое расширение задач бухгалтерского учета в  условиях перехода к рыночной экономике, введение коммерческой тайны на многие учетные показатели, придание бухгалтерской  отчетности статуса публичности, а  также необходимость адаптации  бухгалтерского учета и отчетности России к международным стандартам обусловливают необходимость выделения  из бухгалтерского учета в качестве самостоятельных финансового и  управленческого учета.

Финансовый учет должен предусматривать в основном получение информации, необходимой  для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, и осуществляться в соответствии с законодательством, отечественными стандартами и другими регламентирующими  документами.

Управленческий  учет призван обеспечить получение  внутренней информации, необходимой  для управления производством и  принятия решений руководством на ближайшую  и отдаленную перспективу, исчисление и контроль себестоимости продукции, определение финансовых результатов  от реализации продукции по всем выбранным  позициям (зонам реализации, новым  технологическим решениям и др.).

При разработке внутрипроизводственной системы учета, отчетности и контроля необходимо в полной мере использовать отечественный опыт организации  оперативного учета и анализа  хозяйственной деятельности, а также  опыт организации управленческого  учета в зарубежных странах.

Выделение в качестве самостоятельных финансового и  управленческого учета потребует, очевидно, введения двухрядной системы  счетов: балансовых, используемых в  финансовом учете для составления  баланса, и операционных, используемых в управленческом учете. Эти изменения  позволят определять финансовый результат  деятельности организации различными методами.

Информация о работе Концепция бухгалтерского (финансового) учета в России и международной практике