Консолидированная отчётность: понятие, принципы и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 02:39, реферат

Описание

Консолидированная финансовая отчетность постепенно завоевывает свои позиции и в России. В ответ на пожелания пользователей экономической информации все большее число крупных российских компаний начинает составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность, что, в свою очередь, неизбежно ставит вопрос о разработке соответствующей нормативной базы, которая позволит обеспечить прозрачность и сопоставимость представленных в отчетности данных. Поэтому проблема формирования консолидированной отчетности в России является столь актуальной и на сегодняшний день.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы составления консолидированной отчетности

1.1Современный этап реформирования бухгалтерского учета отчетности в России

1.2 Понятие и необходимость составления консолидированной отчетности

2. Принципы, методы и процедура консолидирования

Заключение.

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

балансоведение.docx

— 56.26 Кб (Скачать документ)

     При первичном консолидировании отчета о прибылях и убытках представление  результатов деятельности объединяющихся компаний также зависит от способа  объединения. При покупке финансовые результаты дочерней компании включаются в консолидированный отчет только с даты приобретения, а при слиянии – за весь финансовый год.

     Следующий этап консолидации — консолидация отчетности предприятий, проработавших  какой-то срок в составе группы, —  имеет ряд особенностей.

     При консолидации отчетности компаний, входящих в группу, в последующие периоды  их деятельности возникают дополнительные трудности, связанные с необходимостью элиминирования статей, отражающих взаимные внутрифирменные операции, во избежание  повторного счета и искусственного завышения величины капитала и финансовых результатов.

     Концепция группы предполагает особое отношение  к операциям между компаниями, входящими в группу. Внутрифирменные  операции схожи с операциями между  подразделениями (отделами) внутри компании. Такие операции совершаются при  торговых сделках и расчетах по ним, выдаче кредитов, получении дивидендов. Все подобные операции должны быть элиминированы при подготовке консолидированных  баланса и отчета о прибылях и  убытках, как и внутрифирменные  остатки по расчетам.

     При составлении консолидированной  отчетности подлежат элиминированию следующие  расчеты:

     — задолженность по еще не внесенным  в уставный капитал вкладам;

     — авансы полученные или выданные;

     — займы компаний, входящих в группу;

     — взаимная дебиторская и кредиторская задолженности компаний группы (поскольку  единая хозяйственная единица не может иметь дебиторской или  кредиторской задолженности сама себе);

     — другие активы и ценные бумаги; *

     — расходы и доходы будущих периодов;

     — непредвиденные операции.

     Если  суммы дебиторской задолженности  одной компании полностью соответствуют  суммам кредиторской задолженности  другой компании, входящей в группу, то они взаимно элиминируются.

     При составлении последующих консолидированных  отчетов о прибылях и убытках  корректировки проводятся в четырех  основных направлениях:

     а) исключение промежуточных результатов, вызванных внутригрупповыми продажами;

     б) амортизация деловой репутации, возникшей при создании группы;

     в) амортизация отклонения справедливой стоимости активов и обязательств от их балансовой стоимости, включенного  в состав данных статей при первичной  консолидации;

     г) выделение доли меньшинства в  результатах деятельности дочернего  общества.

     При инвестировании менее 100% в капитал  покупаемого предприятия возникает  так называемая доля меньшинства — это доля сторонних акционеров, которая в консолидированной отчетности должна отражаться отдельно от капитала группы.

     Доля  меньшинства в чистых активах  консолидированных дочерних предприятий  должна быть определена и отдельно представлена в сводном балансе. В прибылях (убытках) дочерних предприятий  за отчетный период доля меньшинства  должна быть определена и отдельно представлена в отчете о прибылях и убытках. Этот показатель используется для корректировки финансового  результата (прибыли или убытка) группы для определения чистой прибыли, причитающейся материнской компании.

     Доля  меньшинства при этом в консолидированном  балансе определяется расчетным  путем исходя из величины капитала дочернего общества по состоянию  на отчетную дату и процента не принадлежащих  головной организации акций в  их общем количестве. Величина капитала дочернего общества определяется как  итог раздела III «Капитал и резервы» его бухгалтерского баланса за минусом статей «Фонд социальной сферы» и «Целевые финансирование и поступления».

     В консолидированном балансе показатель доли меньшинства отражается за итогом раздела III баланса. В консолидированном отчете о прибылях и убытках доля меньшинства отражает величину финансового результата деятельности дочернего общества, не принадлежащую головной организации; эта доля определяется расчетным путем исходя из величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка дочернего общества за отчетный период и процента не принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве.

     В консолидированном отчете о прибылях и убытках показатель доли меньшинства  показывается отдельной статьей  по вписываемой строке; доходы и  расходы также выделяются отдельной  статьей. Доходы и расходы группы в консолидированном отчете приводятся за минусом соответствующих доходов  и расходов меньшинства.

     Если  показатель доли меньшинства в убытках  дочернего общества больше показателя доли меньшинства в капитале этого  общества, то на сумму разницы уменьшается  величина резервного капитала (при  его недостаточности — добавочного, затем уставного) дочернего общества, включаемого в консолидированную  бухгалтерскую отчетность.

 

                                                                   Заключение

               Повышенный интерес к Международным стандартам финансовой отчётности (МСФО) можно объяснить, прежде всего, тем, что формирование отчетности по этим стандартам является одним из условий, необходимых отечественным предприятиям для выхода на международный рынок. Что, в свою очередь, заставляет руководителей и бухгалтеров задуматься о том как выглядит отчетность их организаций, включающая не только учёт активов и обязательств, но и общее финансовое состояние, в свете не внутренних (российских), а международных стандартов.

     Реформирование  системы учета и отчетности сегодня  требует, во-первых, установления механизма  введения МСФО в правовое поле России, и, во-вторых, придания официального статуса  такому виду бухгалтерской отчетности российских организаций, как консолидированная  финансовая отчетность.

     При сопоставлении сводной бухгалтерской  отчетности составленной по правилам, предусмотренным нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету Минфина России и сводной  отчетности составленной на основе МСФО можно увидеть, что данные отчетности, составленной по российским правилам, существенно отличается от финансовой информации, подготовленной в соответствии с МСФО.

     В основе таких отличий - разное понимание ряда основополагающих элементов консолидации бухгалтерской отчетности. Это касается, в первую очередь, адресной направленности отчетности, объяснения достоверности, трактовки активов/имущества, применения метода начислений, требований осмотрительности, приоритета содержания перед формой и рациональности, а также возможности профессиональных суждений (оценок) при подготовке сводной отчетности.

     Так, в российских нормативных документах недостаточно освещены многие моменты, касающиеся формирования консолидированной  отчетности, процесса подготовки исходных данных, методики элиминирования определенных сумм. В данных вопросах российским бухгалтерам приходится опираться  на соответствующие международные  правила.

     Но  использование международных стандартов в России должно заключаться, прежде всего, в активном применении их при  создании концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике, что  должно обеспечить общую сопоставимость бухгалтерской информации, формируемой  российскими и западными компаниями. А при разработке национальных стандартов необходимо принять МСФО в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия признанной в мире практики, что ни в коем случае не должно вести  к игнорированию специфики рыночных отношений в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                

                                               Список использованных источников 

  1. О бухгалтерском  учете. Федеральный закон от 21.11.96 г.№129-ФЗ.
  2. Гражданский кодекс Российской федерации (часть вторая) от 26.01.2006 № 14-ФЗ;
  3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2009 г. № 31н).
  4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» —ПБУ 6/01. (утверждено приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26 н ,с изменениями от 18.05.2002 № 45 н, от 12.12.2005 № 147 н,от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н)
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н.
  7. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.10.03 г. № 91н.
  8. Баканов М. И., Шеремет А.Д. Финансовая отчетность: Учебник. – м.: Финансы и статистика, 2005 - 220 с.
  9. Бариленко В. М.Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие.;- Ростов н/Д: Феникс– 2005.
  10. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. / Науч. ред. И.И. Елисеева. Гл. ред. серии Я.В. Соколов. - М.:Финансы и статистика, 2005.

Информация о работе Консолидированная отчётность: понятие, принципы и методы