Контроль и ревизия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 12:22, контрольная работа

Описание

Системность в ревизии достигается комбинированным использованием различных способов и приемов логического и математического, документального и фактического контроля.
Существуют две группы методов документального контроля.
Методы формально-правовой проверки документов предполагают:
- проверку соблюдения правил составления, полноты и подлинности оформления документов;
- сопоставление учетных и отчетных показателей с показателями бизнес-планов и установленными нормативами;

Содержание

1 (7). Методы документального контроля …………………………………… 3
2 (10). Другие методы фактического контроля ……………………………… 9
3 (21). Ревизия поступления материалов ……………………………………. 13
Задача ………………………………………………………………………….. 18
Список использованной литературы ……………………………………….. 21

Работа состоит из  1 файл

Контроль и ревизия.docx

— 41.62 Кб (Скачать документ)

                                            Содержание 

1 (7). Методы документального контроля …………………………………… 3

2 (10). Другие методы фактического  контроля ……………………………… 9

3 (21). Ревизия поступления  материалов …………………………………….  13

Задача …………………………………………………………………………..   18

Список использованной литературы ………………………………………..   21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Системность в ревизии достигается комбинированным использованием различных способов и приемов логического и математического, документального и фактического контроля.

     Существуют две группы методов документального контроля.

     Методы формально-правовой проверки документов предполагают:

- проверку соблюдения  правил составления, полноты и подлинности оформления документов;

- сопоставление учетных  и отчетных показателей с показателями  бизнес-планов и установленными  нормативами; 

- проверку соблюдения  правил учета отдельных хозяйственных операций, т.е. проверка соответствия отраженных в документах операций установленным правилам;

- проверку арифметических  расчетов - перерасчет, т.е. арифметический  контроль.

     Методы проверки реальности (достоверности) отраженных в документах обстоятельств и процессов подразумевают:

- сопоставление данных документов, отражающих операции с данными документами, которые являлись основанием для этих операций;

- получение письменного подтверждения от третьих лиц о реальности остатков на счетах денежных средств, счетах расчетов и других;

- проверку записей в регистрах бухгалтерского учета и отчетности, правильности корреспонденции счетов;

- аналитические процедуры  (самостоятельно осуществляемые ревизором расчеты, часто значительные по объему);

- прослеживание, то есть проверяющий исследует некоторые первичные документы, проверяет отражение их данных в регистрах аналитического и синтетического учета, находит заключительную корреспонденцию и убеждается в правильности (неправильности) отражения в учете соответствующей операции;

- специальные методы (встречная проверка, взаимная проверка, контрольное сличение, восстановление натурально-стоимостного учета, логическое исследование хозяйственных операций);

- подготовку альтернативных  балансов, как промежуточных - сырья, материалов, выхода продукции, так и заключительного.

     Методические приемы документального контроля также подразделяются на:

     Приемы проверки отдельного документа (формальная проверка, арифметическая проверка, нормативно-правовая проверка, проверка на действительность хозяйственной операции).

     Формальная проверка, т.е. визуальная проверка документов: проверка правильности заполнения реквизитов, отсутствия неоговоренных исправлений, наличия и подлинности тех реквизитов, которые предусмотрены для данного типа документов.

     Арифметическая проверка предполагает пересчет итоговых результатов, взаимоувязки начислений и удержаний и т.д.

     Нормативно-правовая проверка подразумевает проверку соблюдения различных нормативов, инструкций, положений.

     Приемы проверки нескольких документов по однотипным или взаимосвязанным хозяйственным операциям (встречная проверка, взаимная сверка).

     Встречная проверка представляет собой сопоставление двух различных вариантов одного и того же документа, а также учетных регистров, которые находятся в двух различных организациях либо в двух различных подразделениях одного и того же предприятия (позволяет выявить: излишнее списание товарно-материальных ценностей, денежных средств, присвоение выручки от реализации продукции, работ и услуг).

     Взаимная сверка - сопоставление различных по своему наименованию и характеру документов, в которых отражаются различные аспекты одной и той же или нескольких взаимосвязанных операций (позволяет выявить: создание неучтенных излишков готовой продукции, сырья, материалов, необоснованного начисления и выплаты заработной платы и других).

     Приемы проверки системных бухгалтерских записей (контрольное сличение, восстановление количественно-суммового учета, хронологическая проверка товарно-материальных ценностей и денежных средств, сканирование, подготовка альтернативного баланса).

     Контрольное сличение - проверка главным образом количественной информации о движении однородных ценностей за межинвентаризационный период. Особенности контрольного сличения позволяют выявить злоупотребления персонала, которые связаны: с созданием неучтенных излишков отдельных видов ТМЦ; с сокрытием части выручки, полученной от населения за реализацию и др.

     Пользуясь контрольным сличением, можно выяснить, не было ли приписок в инвентаризационных ведомостях, не было ли завоза товаров и других ценностей без документов. Часто этот метод применяют при проверке складских товарных операций.

     Для этого сопоставляют данные последней инвентаризации с предыдущей у одного и того же лица на определенную дату в течение межинвентаризационного периода. Дополнение обобщенных результатов контрольного сличения подобным изучением ежедневного движения ценностей с подсчетом их остатков на конец каждого дня позволит выявить расход этих ценностей за отдельные дни,  превышающий сумму первоначального остатка и прихода. Такое положение может быть результатом различных причин. Например, необоснованного уменьшения остатков ценностей на начало проверяемого периода, реализации неоприходованных ценностей, наличия бестоварных расходных документов.

     Хронологическая проверка движения товарно-материальных ценностей и денежных средств заключается в том, что их остатки определяют не только на дату той или иной инвентаризации, но при необходимости - на каждую дату (на конец каждого дня) любого межинвентаризационного периода.

     Сканирование, т.е. просмотр первичных документов и отчетов, составленных на их основе материально, ответственными лицами за ряд смежных периодов.

     Прослеживание - прием, при котором анализируется первичный документ, устанавливается его реальность, правильность обработки, переноса в учетный регистр и обоснованность бухгалтерской записи.

     Подготовка альтернативного баланса - позволяет выявить отклонения от нормативного расхода сырья, материалов, выхода продукции и тем самым убедиться в достоверности исчисленного финансового результата.

     Другую группу методов – методы документальной проверки – можно разделить на две группы: методы формальной проверки и методы проверки реальности отраженных в документах обстоятельств.

     К методам формальной проверки документов относятся:

– проверка соблюдения правил составления, оформления, полноты и подлинности оформления документов;

– сопоставление учетных  и отчетных показателей с установленными нормативами (нормативная проверка);

– проверка соответствия отраженных в документах операций установленным  правилам; счетный контроль.

     Общие правила оформления документов для всех предприятий и организаций установлены Положениями о документах и документообороте в бухгалтерском учете. Этими Положениями предусмотрено, что первичные документы должны содержать для придания им юридической силы обязательные реквизиты. Таковыми являются: наименование документа (формы), код формы; дата составления; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в количественном и стоимостном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки. Кроме того, наименование организации, от имени которой составлен документ. В необходимых случаях могут быть приведены дополнительные реквизиты: номер документа, название и адрес предприятия, основание для совершения хозяйственной операции, зафиксированной документом. Другие реквизиты определяются характером документируемых хозяйственных операций.

     Сопоставление учетных и отчетных показателей с установленными нормативами (нормативная проверка) позволяет выявить завышение (занижение) себестоимости продукции (работ, услуг), занижение размера удержаний из заработной платы, в том числе подоходного налога, занижение размеров отчислений во внебюджетные фонды, ошибки в применении норм естественной убыли товаров, в исчислении и уплате налога на добавленную стоимость и других налогов.

     Проверка соответствия отраженных в документах операций установленным правилам дает возможность выяснить правомерность разнообразных хозяйственных операций. С ее помощью можно выяснить, например, выплату заработной платы другому лицу без предъявления доверенности и т.п.

     Счетный контроль позволяет выяснить правильность сделанных в документах, в бухгалтерских регистрах в формах отчетности вычислений (правильность таксировки, подсчета переходящих остатков ценностей в отчетах материально-ответственных лиц, подсчета итогов и т.п.). Часто к этому методу прибегают для проверки правильности подсчета итогов в горизонтальных и вертикальных графах расчетно-платежных ведомостей. Счетный контроль обычно сопровождается применением других методов документальной проверки.

     Другой метод проверки реальности отраженных в документах обстоятельств – восстановление натурально-стоимостного учета. Данный метод дает возможность конкретно анализировать движение ценностей по каждому его виду в отдельности. Его сущность состоит в том, что на основе первичных документов по приходу и расходу товарно-материальных ценностей полностью восстанавливается натурально-стоимостный их учет. Этот прием может применяться в тех подразделениях, по которым натурально-стоимостный учет ценностей не ведется (например, в производствах), хотя все операции по их движению оформляются выпиской соответствующих документов. По данным этих документов, можно восстановить движение ценностей по их видам с выведением остатков.

     С помощью этого приема может быть выявлено, что при отсутствии недостач или излишков в условиях ведения стоимостного учета фактически в подразделениях имеются недостача одного вида ценностей и излишки других, которые до этого в стоимостном учете взаимно перекрывались.

 

     Самый распространенный метод фактического контроля – инвентаризация. С ее помощью не только осуществляется контроль за сохранностью собственности организации, но и обеспечивается достоверность фактических данных.

     В процессе ревизии тщательной проверке подвергаются все инвентаризационные документы, организация инвентаризаций, правильность принятых решений по пересортице товарно-материальных ценностей, недостачам и излишкам.

     К началу инвентаризации все товарно-материальные ценности должны быть уложены по наименованиям, сортам, размерам. К ним нужно прикрепить ярлыки со сведениями, характеризующими эти ценности. Если ценности находятся в различных местах, то их все, кроме проверяемых, запирают и опечатывают. Ключи от мест хранения находятся у материально ответственного лица, а пломбир или печать – у ревизора. Одновременно проверяются измерительные приборы, весы и т.д., наличие запасных ключей от мест хранения ценностей.

     Фактическое наличие ценностей проверяется путем пересчета, взвешивания, перемешивания в натуре исходя из установленных соответствующих единиц измерения. Количество материала и товаров, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов при обязательной выборочной проверке в натуре части этих ценностей.

     Недостатком в организации и проведении инвентаризации является то, что отдельные вопросы в процессе пересчета денежных средств, материальных ценностей и проверки расчетов некоторые ревизоры передоверяют материально-ответственным лицам.

     В зависимости от времени проведения выделяют следующие формы фи-

нансового контроля:

- предшествующий, который проводится до осуществления финансовых операций;

- текущий, в процессе финансовых операций (перечисление налогов, собрания, образование фондов денежного средства, осуществление выплат и др.);

-   последующий, который проводится по окончании определенных периодов, по итогам месяца, квартала, года.

     Термин «метод» означает совокупность приемов труда в какой-либо области, способ достижения какой-то цели. Существуют различные приемы, характерные для специалистов разных областей знаний, которыми могут пользоваться контролирующие органы, применяя их в зависимости от поставленной задачи. Знание специфики деятельности определенной организации в сочетании с приемами, выбранными правильно и в определенной последовательности, позволяют аудиторам более эффективно проводить проверки.

     Методы фактического контроля включают:

     Инвентаризацию - способ фактической проверки наличия товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также контроля за их сохранением. Большинство случаев недостатков, краж, растрат обнаруживается с помощью инвентаризации. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;

б) недостача имущества  и его порча в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства, сверх норм - на счет виновных лиц, а если виновные не установлены - на финансовые результаты организации.

     Осмотр. Этот методический прием довольно часто применяется материально ответственными лицами, например, при принятии товарно-материальных ценностей, при осмотре места хранения ТМЦ, незавершенного строительства. Результаты осмотра сопоставляются с нормативными требованиями, содержанием хозяйственных договоров, бухгалтерских документов и записей с последующей корректировкой.

Информация о работе Контроль и ревизия