Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 03:51, курс лекций

Описание

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Бухгалтерский учет".

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерский учетfor print.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)

Бухгалтерский учет 

     2. Задачи бух.учета:

Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием

материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствие с установленными

нормами, нормативами  и сметами;

Формирование  полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и

финансовых результатах  деятельности организации, необходимой  для оперативного

руководства и  управления, а также для использования  инвесторами

(учредителями, собственниками и лицами, вложившим  средства и капитал),

поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и банковскими  органами;

Выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное

использование, своевременное предупреждение негативных явлений в

хозяйственно-финансовой деятельности.

Бухгалтерский учет - экономическая наука. Впервые о бухгал учете как

науке упоминается  в трудах Бенедетто Котру-льи (1458 г. ) и Луки Пачоли (1494

г.). Они положили начало рас бухгалтерского учета  как орудия

управления отдель предприятием, с одной стороны, и  как универсальной

мето науки - с другой.

Вместе с тем  научное обоснование бухгалтерского учета как экономической

науки, его теоретических  и методологических ос выполнено  значительно

позже усилиями ряда ученых и прак многих стран  мира.

     3. Функции бух.учета:

1. Наблюдение;  2. Измерение;  3. Регистрация;  4. Обработка  и передача

информации.

     4. Виды измерителей

-           Натур. (кг., м., шт.) – необх. при  учете

матер. запасов, осн. средств, годовой продукции  и т.д. Осущ. контроль за

сохранностью  собственности

-           Трудовые (человеко-час, человеко-день) –

позв. определить затраченное время и труд. На их осн. нормируется задания,

начисл. з/п., расчитывается  производительность труда.

-           Денежный – обобщающий, т.к. через  рубли( и

не только) опред. объем  имущественных прав предпр., его затраты, ранее

выраженные в  натур. и труд. измерит-ях., сост. сметы, отчеты и баллансы.

     5.  Пользователи данных БУ.

Внутренние:

1. Настоящие  владельцы фирмы (уровень прибыли)

2. Работники  предприятия (ЗП)

Внешние:

1. Будущие владельцы  (уровень прибыли)

2. Кредиторы  (платежеспособность)

3. Клиенты и  покупатели (цены)

4. Гос. службы (доходы и уровень % отчислений)

5. Общественность (экология ...)

     8. Требов. бух. учета

-           Оператив-ть учета -  своевр. предоставление

учетн. данных для  управл. произв-ом и сост. отчетности

-           Полнота и простота – сост. в представлении

всей учетн. инфы, необх. для управл. произ-ом и бизн. при недопущении излишн.

инфы , искл. дублирования.

-           Достоверность – обеспечивается

документированием всех хоз. опер. соблюдением правил инвентаризации, денежн.

оценки, учета  текущ. затрат, калькулирования.

-           Сопоставимость планируемых и  учетн. показат-ей 

– необх. для  контроля за нормами расхода  ресурсов, контр. за выполн. планов и

т.п.

-           Экономичность учета – хар-ся  показателями:

кол-во работников предприят. на одного спец-та по бух. учет; уровнем

компьютеризации труда работников бугалтерии, урон. затрат на учет.

     9. Финансовый и управленческий учет.

Бух Учет представлят  собой сист., кот. измеряет, обрабатывает и передает инф-

цию для принятия решений.

Различают управленческий и финансовый учет.

     Управленческий  учет охватывает все виды учетной  информации, которая

измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего использования

руководством  предприятия.

Основная функция - определение с-сти. Информация управленческого  учета должна

быть:

1) полезной для  управления  и относительно недорогой;

2) относится  к той части предпр., которая  им руководит;

3) включать планирование  на перспективу.

     Финансовый  учет охватывает учетную информацию, которая помимо

использования ее внутри предприятия сообщается тем, кто находится вне

организации. Ведется  в соответствии с законодательством  и установленными

стандартами. С  его помощью опред. все, кроме  с-сти, а именно: - амортизация; -

расчеты с др. предприятими; - учет цен.бум; - учет фондов; - ЗП; - учет

банковских операций и др.

Финансовый учет относится ко всему предприятию. Пользователи фин.учета:

1) владельцы  предприятий, компаний (настоящие  и будущие). Их интересы:

имеется ли достаточный  уровень прибыли на предприятии.

2) кредиторы  - их интересует в срок ли  предприятие рассчитается с долгами.

3) работник предприятия  - зарплата.

4) клиенты - цены  предприятия.

5) гос. служба - доход предприятия.

6) общественность - не приведет ли деятельность  предприятия к экологической

катастрофе, загряз. окр. Среды.

     10.Предмет  БУ.

Бух Учет используется для наблюдения и контроля за хозяйственной

деятельностью предприятия, производственной и непроизводственной сферы.

К производственной сфере относятся предприятия, которые  производят

материальные  блага: промышленные, строительные, сельскохозяйственные.

Производственные  предприятия заняты продвижением материальных благ от

производителей  к потребителям.

     Непроизводств.  пр-я оказывают услуги населению.  К ним относится:

здравоохранение, образование и т.д.

Основная задача производственной деятельности предприятия - воспроизводство

общественного продукта, которая состоит из отдельных взаимосвязанных

моментов: производство, распределение, обмен и потребление. Главную роль в

воспроизводстве принадлежит производству необходимых  материальных благ.

БУ на предприятиях сферы мат. про-ва отражает состояние  и использование

средств предприятия в процессе производства. В организ. и учрежд.

непроизводствю  сферы БУ отражает наличие и расходование средств при

выполнении их функций.

    

Т.о. предметом  БУ явл состояние и использование  средств

предприятия (организ., учрежд.) в процессе воспроизводства. 

     11. Классиф. хоз. ср-в по сост. и  размещ.

1.         Внеоборотн. активы 1.1. Основные средства  – (здания,

сооружения, рабочие  и силовые машины и оборудование,  и прочие основные

средства) - отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости,

т.е. по фактическим  затратам их приобретения, сооружения и изготовления за

вычетом суммы  начисленной амортизации, а у  бюджетной организации - по

первоначальной  стоимости 1.2. Нематериальные активы –  это активы,

которые не имеют  натурально-вещественной формы и представляют собой права

пользования объектами  интеллектуальной собственности: патенты, лицензии,

торговые знаки  и марки). Они должны быть эф. исп. более года. Нематериальным

активам начисляется  амортизация. Сумма амортизации  определяется исходя из

первоначальной  стоимости и срока их полезного  использования  1.3.

Долгосрочные  фин. вложения 1.4. Незаверш. строительство 1.5.

Капитальные вложения в строительство, в приобретение земли и т.д.

2.         Оборотные активы  2.1. Оборотные  фонды (сырье, материалы;

расходы , незаверш. произв) 2.2. фонды обращения ( гот. продукция,

ср-ва в расчетах, разл. виды дебиторской задолжности)

     12.       Классиф. хоз. ср-в по источн. образования и целевому назначению.

1.         Источники собств. ср-в. 1.1. Капитал (уставной, добавочный,

резервный) 1.2. прибыль 1.3. целевое финансирование  1.4

. резервн. предоставл. платежей

2.         Источники заемных ср-в  2.1. кредиты  и займы. (долгосрочные

и краткосрочн.) 2.2. кредиторы 2.3. обязательства по

распределению

    

13.метод БУ

 Методом бухгалтерского  учета называется

совокупность  способов, с помощью которых реализуется  функции бух.учета. Метод

включает в  себя отдельные элементы, из которых  главными являются:

1. Документация  – это первичная регистрация хозяйственных

операций с  помощью документов в момент и  в местах их совершения. Документация

явл. одной из основных отличительных особенностей бух.учета, т.к. позволяет

осуществлять  сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. Обязательным

условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете

является оформление их пер документами, обладающими  определенными

характери и  отвечающими соответствующим предъявляемым  к ним требованиям

(они должны  быть достоверными, ясными, объек  и др.). При организации

учета с помощью  вычислитель машин роль первичных  документов выполняют

машинные носители информации (магнитные ленты, диски  и др.), удостове­ряющи

факт выполнения хозяйственной операции. От качества первичных документов в

значительной  мере зависит качество всего бухгалтерского учета.

     2. Инвентаризация - способ проверки  соответствия фактичес­ког

наличия имущества  в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация

проводится с  целью обеспечения достовернос  показателей -бухгалтерского учета

и сохранности  имущества предприятия.

Инвентаризации  подлежат основные средства, товарно-мате ценности,

денежные средства, расчеты, незавершен производство, незавершенное

строительство, товары торго предприятий и др.

Инвентаризация  проводится в установленные сроки, при сме материально

ответственных лиц, по требованию аудиторов, следственных органов и т. п.

     3. Бухгалтерский баланс - способ экономической  группиров и

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"