Ликвидационные процедуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание

Ликвидация неэффективных или неплатежеспособных предприятий служит важным социально-экономическим механизмом оздоровления любой рыночной экономики. Ликвидация является действенным способом выхода из бизнеса. Причины ликвидации предприятия могут быть разнообразными — от фундаментальных, связанных с неплатежеспособностью и неэффективностью управления финансово-экономической деятельностью до субъективных, включая желание собственников фирмы бросить бизнес и перевести инвестиции в другие отрасли и рынки.

Содержание

Введение 3
1. Признаки и порядок установления банкротства предприятия 4
2. Содержание и технологии ликвидации предпринимательской фирмы 6
2.1 Основания добровольной и принудительной ликвидации предпринимательской фирмы 6
2.2 Процедура ликвидации 11
2.3 Расчет затрат, связанных с ликвидацией 14
3. Расчет ликвидационной стоимости 16
Заключение 22
Список использованных источников 23

Работа состоит из  1 файл

Антикризисное управление - Ликвидационные процедуры в антикризисном управлении.docx

— 42.25 Кб (Скачать документ)

Фиктивные ликвидации предпринимательских  фирм происходят во всем мире. Общим  является следующие обстоятельства. Фирма хочет «выйти из игры» в  силу того, что она успела обзавестись  большими долгами перед контрагентами, «пакетом» невыполненных обязательств перед клиентами, ее внутренняя среда  оказалась в запущенном состоянии, что усугубилось неудачным менеджментом. Вместе с тем руководство предпринимательской  фирмы считает, что ей нецелесообразно  уходить из бизнеса, в частности, с того сектора рынка, который, по ее мнению, данная компания успешно  осваивает.

Фиктивный характер ликвидации предпринимательской фирмы состоит  в том, что, принимая решение о  самороспуске и публично объявляя об этом решении, руководство компании всего лишь пытается снять с себя бремя финансовых и других обязательств перед собственными функционерами  и внешней средой. Между тем, владельцы  ликвидируемой предпринимательской  фирмы заблаговременно переводят  основную часть своих активов  в другую компанию, порой – в  офшорную компанию, имеющую другое название, но лишенную неблагополучной предшествующей истории.

Для фиктивной ликвидации (или псевдоликвидации) предпринимательской фирмы обычно используются инструменты, предусмотренные процедурой банкротства, и сама псевдоликвидация обычно выступает как «фиктивное банкротство компании».

Вне зависимости от того, желают или не желают учредители компании закрыть данную компанию, или же продлить ее жизнь, судебные органы России имеют возможность принять свое собственное решение по представлению государственных органов или органов местного самоуправления. Такое решение обязательно будет принято в следующих случаях:

- предпринимательская фирма  осуществляет деятельность, запрещенную  законом; 

- фирма занимается отдельными  видами деятельности без соответствующего  разрешения (лицензии), хотя указанный  вид предпринимательской деятельности  является объектом обязательного  государственного лицензирования;

- фирма осуществляет иные  грубые и неоднократные нарушения  закона и других нормативно-правовых  актов; 

- общественное или религиозное  объединение систематически осуществляют  деятельность, противоречащую его  уставным целям. 

Принимая решение о  принудительной ликвидации предпринимательской  фирмы, суд обязан незамедлительно  возложить обязанности по проведению процедуры ликвидации либо на учредителей  предпринимательской фирмы, либо на орган, уполномоченный на такие действия учредительными документами данной фирмы.

Содержание добровольной ликвидации предпринимательской фирмы состоит, тем самым, в принятии соответствующего управленческого решения и его последующего исполнения. Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает, что непосредственно такое решение принимается либо самими учредителями компании, либо его уполномоченным органом. Содержание принудительной ликвидации предпринимательской фирмы состоит в принятии соответствующего решения судом.

Содержание процесса ликвидации предпринимательской фирмы реализуется  с помощью технологий. Под технологиями ликвидации предпринимательской фирмы понимается совокупность инструментов, приемов и последовательность действий всех участников «ликвидационного процесса».

 

2.2 Процедура ликвидации

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает  ликвидацию предприятия, признанного  банкротом, через процедуру конкурсного  производства, а ликвидацию  предприятия  по решению его собственников  — через упрощенную  процедуру  банкротства ликвидируемого должника (при оговоренном выше условии  недостаточности стоимости имущества  должника для  удовлетворения всех требований кредиторов). Следует также  особо  отметить упрощенную процедуру  банкротства для отсутствующего  должника, фактически прекратившего  свою деятельность, чей  руководитель отсутствует или его место  нахождения не представляется возможным  установить. В современной российской хозяйственной практике таких отсутствующих  должников, настоятельно требующих  своей ликвидации, подавляющее большинство  из числа подлежащих ликвидации фирм.

Гражданским кодексом РФ в  ст. 62 предусмотрено  незамедлительное извещение государственного регистрирующего  органа о принятом решении о ликвидации предприятия. Принявшие такое решение собственники назначают по согласованию с государственным регистрирующим органом ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации,  предусмотренные ст. 63. Ликвидационная комиссия в составе одного или нескольких человек осуществляет обязательную публикацию в уполномоченных печатных средствах массовой информации о ликвидации предприятия, порядке и сроках (два месяца со дня публикации) предъявления требований его кредиторами.

Ликвидационная комиссия обязана выявить кредиторов, включая  тех из них, у кого срок выставления  требований еще не наступил, и письменно  уведомить их о ликвидации предпринимательской  фирмы. После окончания срока  для предъявления требований кредиторами  ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого субъекта предпринимательского бизнеса, перечне требований, предъявляемых кредиторами, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс должен быть обязательно утвержден учредителями предпринимательской фирмы, либо тем органом, который принимал решение о ее ликвидации.

После этого наступает  этап погашения долгов. Статья 64 части I ГК РФ (ОТ 30.11.1994г. №51-ФЗ, в редакции от 15.05.2001г.) устанавливает следующую очередность удовлетворения требований кредитов при ликвидации юридического лица, причем требования каждой очереди могут подлежать удовлетворению лишь после полного удовлетворения требований предыдущей очереди:

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.

В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Гражданский кодекс РФ предусматривает  важное исключение из правил, которое  существенно влияет на процедуру  ликвидации банков. При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, которые являются кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан.

Если имеющиеся у ликвидируемого субъекта предпринимательского бизнеса  денежные средства оказываются недостаточны для полного удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия вправе осуществить продажу имущества  данной фирмы с публичных торгов. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается учредителям  ликвидируемой фирмы, имеющим права  на это имущество.

В процессе ликвидации предпринимательской  фирмы ее учредители вправе предъявить различные требования в арбитражный  суд, в том числе о признании  недействительным самого решения государственного органа о ее ликвидации. Могут апеллировать к суду и кредиторы, недовольные отказами ликвидационной комиссии в удовлетворении их требований. Поэтому само создание ликвидационной комиссии и возложение на нее определенных функций по отношению к предпринимательской фирме еще не означает фактической ликвидации этой фирмы.

Событие, именуемое фактической  ликвидацией, наступает позднее. После  завершения расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который обязаны утвердить учредители (участники) предпринимательской фирмы, либо орган, принимавший решение о ее ликвидации, по согласованию с регистрационной государственной организацией. Ликвидация фирмы считается завершенной, а фирма – юридическое лицо признается прекратившей свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

 

2.3 Расчет затрат, связанных с ликвидацией

Для эффективной ликвидационной работы требуются  определенные виды и объем затрат.

Первая группа — разовые  затраты, связанные с начальным  этапом функционирования ликвидационной комиссии:

• оплата услуг нотариата, изготовление печати, штампов и т.п.;

• публикация о ликвидации предприятия в определенных СМИ;

• приобретение (аренда) вычислительной и иной офисной  техники, программного и информационного обеспечения;

• приобретение (аренда) мебели, канцелярских товаров;

• прочие начальные хозяйственные  расходы.

Вторая группа — текущие  обязательства, необходимые для  осуществления деятельности ликвидируемого предприятия:

• оплата коммунальных и  эксплуатационных услуг —  электричество, газ, тепло, вода и т.п.;

• оплата труда остающихся после начала ликвидации  предприятия  работников предприятия. Их деятельность подразделяется на два основных направления  — завершение основной  производственной деятельности и удержание активов  предприятия до момента ликвидации;

• иные связанные с производственной деятельностью затраты, включая  расходы по экологии и поддержанию  безопасности  производства.

Третья группа — расходы, связанные с продолжением и  окончанием деятельности ликвидационной комиссии:

• оплата труда специалистов, привлеченных ликвидационной комиссией  в свою команду на постоянной или  разовой основе, — юристов, бухгалтеров, оценщиков, реестродержателя, риэлтора;

• оплата услуг связи  — почта, телефон, факсимильная связь, электронная почта;

• командировочные расходы;

• накладные расходы, включая  канцелярские и прочие  офисные  расходы;

• оплата налогов;

• расходы на аренду имущества;

• затраты по страхованию  активов;

• затраты по охране активов;

• затраты по консервации  активов;

• демонтаж неликвидного оборудования;

• подготовка архивов и  их сдача;

• оплата оценочных и  аудиторских услуг;

• оплата специализированной организации — организатора  торгов имущества предприятия, аукциониста;

• транспортные расходы  и т.д.  

3. Расчет ликвидационной  стоимости

Ликвидация предприятия  означает выход из бизнеса. Процесс  выхода всегда характеризуется чертами  разрушительной  вынужденности и чрезвычайности. Именно эти черты свойственны ценообразованию на ликвидируемые активы.

Определение ликвидационной стоимости важно для решения  принципиального вопроса при  принятии решения о ликвидации предприятия. Достаточно ли у предприятия имущества, чтобы полностью удовлетворить  требования кредиторов? На этот вопрос ликвидационная комиссия может ответить в процессе проведения инвентаризации имущества и последующего финансового  анализа, включая привлечение независимого оценщика.

В «Стандартах оценки, обязательных к применению  субъектами оценочной  деятельности», утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519, во втором разделе приводится определение  ликвидационной стоимости.  «Ликвидационная  стоимость объекта оценки — стоимость  объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок  меньше обычного срока экспозиции аналогичных  объектов».

В принципе процесс ликвидации предприятия должен  проходить  в короткий срок, что в целом  отвечает интересам должника и кредиторов. Ликвидация в этом случае носит вынужденный  характер, продажа имущества или  даже всего предприятия носит  своеобразный пожарный характер. Поэтому  для этого случая  предусмотрена  ликвидационная стоимость вынужденной  распродажи активов вследствие быстрой  ликвидации.

В российской экономической  и оценочной литературе на  основе работ американского экономиста Пратта описаны еще два вида ликвидационной стоимости: упорядоченной и в случае  прямого уничтожения активов для создания на их месте новых.

Ликвидационная стоимость, упорядоченная законодательством  о банкротстве, определяется для  ликвидируемого предприятия, находящегося в процедуре конкурсного производства. Эта  упорядоченная ликвидационная стоимость рассчитывается в том  случае, когда распродажи всех активов  проводятся в течение  разумного  периода времени. В частности, для  конкурсного  производства процедура  ликвидации предприятия предусмотрена  сроком в один год с его возможным  продлением еще не более чем на шесть месяцев согласно ст. 124 Федерального закона «О  несостоятельности (банкротстве)». В результате установленного срока конкурсный управляющий (ликвидатор) может выбрать наиболее выгодные время и конъюнктуру для реализации даже относительно малоликвидных объектов. По сути дела и по  определению, упорядоченная ликвидная стоимость, в отличие от вынужденной ликвидационной стоимости, по большинству характеристик приближается к своему родовому основанию - рыночной стоимости. По-видимому, наиболее важное отличие здесь — качество отчуждаемого актива.

В случае упорядоченной ликвидации это, как правило, не функционирующий, тем более не приносящий доход  актив и даже ликвидируемое  предприятие. Возможно, поэтому в Законе нет  ссылки на  ликвидационную стоимость, в том числе даже для конкурсного  производства, а есть лишь ссылка на рыночную стоимость.

Информация о работе Ликвидационные процедуры