Мероприятия по совершенствованию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:46, курсовая работа

Описание

Это значительно расширяет границы познания сущности бухгалтерского баланса, его места в определении финансовой устойчивости экономического субъекта на рынке товаров, работ, и услуг.
Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. С другой стороны, бухгалтерский баланс - одна из форм периодической и годовой отчетности.
Среди других слагаемых метода бухгалтерского учета двойственное назначение характерно только для бухгалтерского баланса.
С целью большей доступности понимания экономической сущности объектов, отражаемых в составе отдельных статей, в балансе дана их группировка. Потенциальные инвесторы и кредиторы изучают и оценивают содержание и отношение между отдельными группами и подгруппами актива и пассива баланса, их взаимосвязь между собой.

Содержание

Введение 1
1. Бухгалтерский баланс, его значение 3
в условиях рыночной экономики 3
Сущность бухгалтерского баланса, его классификация 3
1.2.Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей 8
1.3.Нормативно - законодательное регулирование 11
2. Бухгалтерский баланс, как информационная модель оценки финансового положения 14
2.1. Краткая характеристика организации 14
2.2. Роль бухгалтерского баланса в управлении предприятием 16
2.3.Оценка финансового состояния 20
3. Мероприятия по совершенствованию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии 26
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая баланс.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что в  условиях рыночной экономики бухгалтерская  отчетность имеет огромное значение. Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

Основной формой бухгалтерской  отчетности является бухгалтерский  баланс. Анализ, которого является важнейшей составной частью методики анализа финансовой отчетности.

Баланс – система  показателей, сгруппированных в  сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающую наличие хозяйственных  средств и источников, их формирования в денежной оценке на определенную дату.

В балансе хозяйственные  средства представлены, с одной стороны, по их видам, составу и функциональной роли в процессе воспроизводства  совокупного общественного продукта, а с другой – по источникам их формирования и целевому назначению. Состояние хозяйственных средств и их источников показывается на определенный момент, как правило, на первое число отчетного периода в стоимостном выражении. Принимая во внимание, что их группировка и обобщение в балансе приводится и на начало года, можно утверждать, что состояние показателей приведено не только в статике, но и в динамике.

Это значительно расширяет  границы познания сущности бухгалтерского баланса, его места в определении  финансовой устойчивости экономического субъекта на рынке товаров, работ, и  услуг.

Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его  назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. С  другой стороны, бухгалтерский баланс - одна из форм периодической и годовой  отчетности.

Среди других слагаемых  метода бухгалтерского учета двойственное назначение характерно только для бухгалтерского баланса.

С целью большей доступности  понимания экономической сущности объектов, отражаемых в составе отдельных  статей, в балансе дана их группировка. Потенциальные инвесторы и кредиторы изучают и оценивают содержание и отношение между отдельными группами и подгруппами актива и пассива баланса, их взаимосвязь между собой.

1. Бухгалтерский баланс, его значение

в условиях рыночной экономики

  • Сущность бухгалтерского баланса, его классификация

 

Баланс  – система  показателей сгруппированных в  сводную ведомость в виде двухсторонней  таблицы, отображающих наличие хозяйственных  средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную дату. В своей основе термин «баланс» латинского происхождения. Буквально: bis – дважды,  lans – чаша весов.

Балансовый метод  как способ  представления данных в виде двусторонних таблиц с равными  итогами широко используются в планировании, учете и экономическом анализе.

В бухгалтерском учете  слово «баланс» имеет двойное значение:

- равенство итогов, когда  равны итоги записей по дебету  и кредиту счетов,  итоги записей  по аналитическим счетам и  соответствующему синтетическому  счету, итоги актива и пассива  бухгалтерского  баланса и т.д.

- наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояния средств предприятия в денежной оценке на определенную дату. [2.7, c 203]

В бухгалтерском балансе  показывают состояние средств предприятия  в денежной оценке на определенную дату. Эти средства квалифицируются по составу, источникам формирования, размещению и т.д.

Наиболее  важные в  бухгалтерском учете классификационные  признаки хозяйственных средств: 1) состав (вид);  2) источники формирования.

Хозяйственные средства по составу подразделяются на основные и оборотные. По источникам формирования хозяйственные средства подразделяются на собственные и привлеченные.

Бухгалтерский баланс построен на классификации хозяйственных  средств, т.е. он  состоит из двух равновесных частей: в одной отражаются средства по их составу (основные  средства, производственные запасы, готовая продукция, касса и т.д.), а в другой – по источникам формирования (уставный капитал, ссуды банка, задолженность поставщикам и т.д.). Первая часть баланса называется активом, а вторая – пассивом. Важнейшей особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива, поскольку и в активе и в пассиве отображается одно и то же – хозяйственные средства предприятия, но с разных сторон: в активе показывается  состав средств, а в пассиве за счет каких источников они сформированы.

Каждый элемент актива и пассива (вид средств или  источников) называют статьей баланса. [2.5, c 93]

В мировой практике принимаются  две формы бухгалтерского баланса: горизонтальный и вертикальный. При  горизонтальной форме активы показываются  в левой части баланса, пассивы в правой. Вертикальная форма баланса предполагает последовательное расположение балансовых статей  (столбик): сначала статьи, характеризующие актив, далее - статьи пассива. В США выбор горизонтальной или вертикальной формы баланса оставлен за экономическими субъектами.

Независимо от избранного варианта применяется уравнение:

            Активы = Пассивы + Капитал.

Балансовые статьи  объединяются в три группы, а группы в разделы. В основе такого объединения лежит экономическое содержание самих статей баланса,  а порядок расположения статей на  конкретной стороне определены вертикальными и горизонтальными взаимосвязями между статьями и разделами.

Вертикальные взаимосвязи  статей актива баланса  предполагают их расположение в порядке повышения уровня ликвидности. В начале  отображаются менее ликвидные статьи («нематериальные активы», «основные средства», «вложения во внеоборотные активы» и т.п.), а в конце наиболее ликвидные  (денежные средства в кассе, на расчетном и валютном счетах, в расчетных  документах). [2.10, c139]

Существует несколько  видов бухгалтерских балансов в  зависимости от цели их составления. Признаком классификации бухгалтерских  балансов является: время составления, источник составления, объем информации, характер деятельности, форма собственности, объект отражения, способ очистки.

По времени составления  бухгалтерские балансы могут  быть:

1. Вступительные; 

2. Предварительный;

3. Ликвидационные;

4. Текущие; 

5. Заключительный.

Вступительный баланс (начальный) - первый баланс, составляемый в начале деятельности предприятия. В его активе отражается состав имущества предприятия, полученного при его организации, а в пассиве — источники его возникновения. Вступительный баланс содержит меньше статей, чем последующие балансы, отражающие результаты хозяйственной деятельности за определённый период времени. Перед составлением вступительного баланса, как правило, проводится инвентаризация и оценка имеющегося у предприятия имущества.

Предварительный (провизорный) баланс — бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчётного периода с учётом ожидаемых изменений в составе имущества предприятия. Основой такого баланса служат фактические бухгалтерские данные о состоянии активных и пассивных статей к моменту его составления и ожидаемые данные о хозяйственных операциях, которые будут совершены до окончания отчётного периода. Составление предварительного баланса имеет целью заранее установить финансовое положение предприятия, в котором оно окажется в конце отчётного периода.

Ликвидационный баланс составляется для характеристики имущественного состояния предприятия на дату прекращения  его деятельности как юридического лица.

Заключительный баланс - отчётный документ о производственно-финансовой деятельности предприятия за определённый период времени. Он составляется на основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией средств и расчётов). [2.1, c 74]

По источникам составления  баланс подразделяется на инвентарный, книжный и генеральный.

По объему информации - единичные и сводные.

По характеру деятельности балансы могут быть основной и  не основной деятельности.

По формам собственности  различают балансы государственных, муниципальных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и совместных предприятий, общественных организаций.

По объему отражения - самостоятельные и отдельные.

По способу очистки - брутто и нетто.

Баланс-брутто (грубый) включает в себя регулирующие статьи, используется для научных исследований, совершенствования информационных функций баланса и др.

Баланс-нетто (чистый) —  баланс, из которого исключены регулирующие статьи: ''Износ основных средств'', ''Износ  нематериальных активов'' и др. В  современных условиях возросло значение баланса-нетто, так как он позволяет определить реальную стоимость имущества предприятия. В настоящее время сальдовый баланс-нетто является действующей формой отчётности.

В зависимости от назначения, содержания и порядка составления  различают:

Сальдовый баланс (Таблица 1). Он  характеризует в денежной оценке имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определённую дату.

Таблица 1

Сальдовый баланс

                                      Пассив

Актив

На начало отчётного периода

На конец отчётного  периода

     

БАЛАНС

   

 

Баланс составляется бухгалтерией предприятия путём  подсчёта остатков (сальдо) по счетам.

Оборотный баланс (Таблица 2). Где  помимо остатков средств и  источников образования имущества  на начало и конец периода содержатся данные об их движении (дебетовые и кредитовые обороты) за отчётный период. По своему строению он будет отличаться от сальдового баланса.

Таблица 2

Оборотный баланс

                    Пассив

 

Актив

На начало отчётного  периода

Денежное движение (источников)

На конец отчётного  периода

увеличение

уменьшение

         

БАЛАНС

       

 

Оборотный баланс имеет  большое значение в качестве промежуточного рабочего документа, используемого  в процессе составления вступительного, заключительного и ликвидационного баланса. [2.9, c 131]

К бухгалтерскому балансу  предъявляются следующие требования: правдивость (верность), реальность, единство, преемственность, ясность.

  • 1.2.Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей

  • Бухгалтерский баланс является основной формой отчетности. Его составляют на основе данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода, взятых из Главной книги.

    Правила оценки статей баланса  установлены Положением по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и инструкциями (указаниями) по составлению бухгалтерской отчетности.

    В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности основные средства и нематериальные активы отражают в балансе по остаточной стоимости; сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тару, запасные части и другие материальные ресурсы - по фактической себестоимости; готовую и отгруженную продукцию в зависимости от порядка списания общехозяйственных расходов и использования счета 40 "Выпуск продукции, работ, услуг" - по полной или неполной фактической производственной себестоимости и по полной или неполной нормативной (плановой) себестоимости продукции.

    Незавершенное производство отражают в балансе по плановой (нормативной) производственной себестоимости или по прямым статьям расходов, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

    Материальные ценности, на которые цена в течение года снизилась либо они морально устарели и частично потеряли свое первоначальное качество, отражают в бухгалтерском балансе на коней отчетного года по цене возможной реализации, когда они ниже первоначальной стоимости приобретения, с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты хозяйственной деятельности.

    Остатки средств организации  по валютным счетам, другие денежные средства (включая денежные документы), ценные бумаги, дебиторскую и кредиторскую задолженность в иностранных  валютах отражают в отчетности в  валюте, действующей на территории Российской Федерации, в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на последнее число отчетного периода. [2.8, c 182]

    Информация о работе Мероприятия по совершенствованию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии