Мероприятия по совершенствованию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:46, курсовая работа

Описание

Это значительно расширяет границы познания сущности бухгалтерского баланса, его места в определении финансовой устойчивости экономического субъекта на рынке товаров, работ, и услуг.
Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. С другой стороны, бухгалтерский баланс - одна из форм периодической и годовой отчетности.
Среди других слагаемых метода бухгалтерского учета двойственное назначение характерно только для бухгалтерского баланса.
С целью большей доступности понимания экономической сущности объектов, отражаемых в составе отдельных статей, в балансе дана их группировка. Потенциальные инвесторы и кредиторы изучают и оценивают содержание и отношение между отдельными группами и подгруппами актива и пассива баланса, их взаимосвязь между собой.

Содержание

Введение 1
1. Бухгалтерский баланс, его значение 3
в условиях рыночной экономики 3
Сущность бухгалтерского баланса, его классификация 3
1.2.Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей 8
1.3.Нормативно - законодательное регулирование 11
2. Бухгалтерский баланс, как информационная модель оценки финансового положения 14
2.1. Краткая характеристика организации 14
2.2. Роль бухгалтерского баланса в управлении предприятием 16
2.3.Оценка финансового состояния 20
3. Мероприятия по совершенствованию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии 26
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая баланс.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

Расчеты с дебиторами и кредиторами каждая сторона отражает в своей отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. При разногласиях заинтересованная сторона обязана в установленные сроки передать необходимые материалы на рассмотрение органам, уполномоченным разрешать соответствующие споры.

Дебиторскую задолженность, по которой истек срок исковой  давности, другие долги, нереальные для  взыскания, списывают по решению  руководителя предприятия за счет резерва  сомнительных долгов либо на финансовые результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации и увеличение расходов  у некоммерческой организации.

Списание долга в  убыток вследствие неплатежеспособности не является аннулированием задолженности. Она отражается за балансом в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания с должника в случае изменения его имущественного положения.

Суммы кредиторской и  депонентской задолженности, по которым  истек срок исковой давности, списывают  на финансовые результаты хозяйственной  деятельности коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации.

Отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должны быть согласованы с ними и  тождественны. Оставление на балансе  не отрегулированных сумм по этим расчетам не допускается.

Штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым  получены решения суда, арбитража  об их взыскании, относят на финансовые результаты у коммерческой организации  или увеличение доходов (уменьшение расходов) у некоммерческой организации и до их получения или уплаты отражают в отчетности получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов.

В случае продажи и  прочего выбытия имущества организации (основных средств, производственных запасов, ценных бумаг и др.) убыток или доход по этим операциям относят на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов (доходов) у некоммерческой организации.

Не возмещенные потери от стихийных  бедствий списывают  по решению руководителя организации на финансовые результаты отчетного года организации (в дебет счета 99 "Прибыли и убытки"). [2.6, c 97]

 

  • 1.3.Нормативно - законодательное регулирование

  • Все предприятия являются юридическими лицами, следовательно, они  обязаны осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность на основании действующего законодательства Российской Федерации.

    В связи с этим организация  ведения бухгалтерского учёта, в  том числе и составление бухгалтерской  отчетности осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», Положение по бухгалтерскому учёту), другие носят рекомендательный характер (План счетов, Методические указания, комментарии).

    В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

    1-й уровень: законодательные  акты, указы президента РФ и  постановления правительства, регламентирующие  организацию и ведение бухгалтерского  учета в организации;

    2-й уровень: положения  (стандарты) по бухгалтерскому  учету и отчетности;

    3-й   уровень: инструкции, комментарии, письма Минфина и  других ведомств;

    4-й уровень: рабочие  документы по бухгалтерскому  учету самого предприятия.

    К числу законодательных  актов, регулирующих бухгалтерский учёт можно отнести: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ,  Федеральный закон «О бухгалтерском учете». [2.2, c 73]

    Гражданский кодекс РФ регулирует правоотношения, возникающие в процессе хозяйственной и иной деятельности, основанной на праве собственности, договорных, имущественных и других обязательствах участников правоотношений. Поскольку бухгалтерский учет отражает хозяйственную деятельность организации, то естественно он базируется на нормах Гражданского кодекса РФ, который регулирует права собственности, заключение сделок и договоров, возникновение обязательств и т. п. Все это достоверно и полно должен отражать бухгалтерский учет. [1.1.]

    Важным нормативным  документом, регулирующим бухгалтерский  учет в России, является Федеральный закон № 123-ФЗ «О бухгалтерском учете», утвержденный Президентом РФ 23.07.98г. с учетом изменений и дополнений.

    Закон устанавливает  единые правовые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории России для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет сущность бухгалтерского учета, понятия в учете, учетную политику, содержание первичной документации, проведение инвентаризации, оценку имущества и обязательств, порядок хранения документов и т. д.

    В третьем разделе Закона "Основные правила составления и предоставления бухгалтерской отчетности" - изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее составления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета. [1.3.]

    Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в РФ, Приказ Минфина РФ от 24.03.2000 N 31н (ред. от 24.12.2010) "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.04.2000 N 2209) обязывает организации вести бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций путем двойной записи, в валюте РФ, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществлять на русском языке. Пункт 29 данного положения гласит: организация должна представлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала года, если иное не установлено законодательством РФ. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной. Здесь также рассматривается состав бухгалтерской отчетности, ее содержание и формы, случаи изменение отчетности, а также правила оценки статей.[1. 4.]

     Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.99г № 43н устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, кроме банков и бюджетных организаций. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности. [1.6.] 

    Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)"(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)Учетной политикой организации утверждается рабочий план счетов, организация документооборота, инвентаризации, обработка информации и иные соответствующие способы, и приемы необходимые для организации бухгалтерского учета. [1. 5.]

    Приказ Минфина  РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении  Плана счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. [1. 8.]

    Инструкция по применению Плана счетов устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведены краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

    Для составления бухгалтерской  отчетности  применяют формы отчетности в соответствии с Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010 N 18023) [1.7.]

    Рабочие документы самого предприятия определяют особенности  организации ведения учета в  нем. Основными из них являются:

    - Документ по учетной  политике предприятия;

    - Графики документооборота;

    - План счетов бухгалтерского  учета утвержденный руководителем предприятия.

    Совершенствование нормативно-правового  регулирования должно осуществляться в направлении приведения к международным  требованиями не только нормативов бухгалтерского учета, но и  гражданского, налогового законодательства и других отраслей права, а также использования всего положительного опыта, который наработан в ходе проведения экономической реформы.

     

    2. Бухгалтерский баланс, как информационная модель оценки  финансового положения 

    • 2.2. Роль бухгалтерского баланса в управлении предприятием

     

            Под управлением производством понимается  направленное воздействие администрации предприятия на хозяйственные процессы в целях увеличения прибыли за счет повышения эффективности и обеспечения на этой основе экономического развития предприятия. Управление  сводится к постановке конкретных задач, принятию оптимальных решений и организации контроля, оперативного регулирования и оценки полученных результатов.

    Основой разработки и  реализации управленческих решений  является соответствующая информация о состоянии управляемого объекта и его окружения, выполнении управляющих  команд и выходных обобщающих результатах. Контроль и оперативное регулирование осуществляется в основном по данным журналов, оперативного и бухгалтерского учета. Для оценки результатов управленческих решений используются, как правила, данные планирования и бухгалтерского учета.

    Информационная система  состоит из взаимосвязанных подсистем (конструкторской, технологической, экономической  информации  и др.). Среди всех этих подсистем экономическая занимает наибольший удельный вес по объему и значимости в принятии управленческих решений.

    Экономическая информация подразделяется на следующие виды –  плановая, нормативная (нормы, нормативы  и т.д.), учетная (данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета), прочая информация (материалы аудиторских проверок и (или) ревизий, объясняемых и заказных писем , переписок с другими организациями и т.п.). В общей совокупности экономической информации около 2/3 всего объема составляют данные бухгалтерского учета.

    Бухгалтерский учет часто  называют «азбукой и языком» бизнеса. В бизнесе широко используются данные финансовой отчетности предприятий, включая  баланс, отчет о прибылях и убытках, пояснительную записку к годовому отчету.

    Пользователями финансовой отчетности являются инвесторы, поставщики, кредиторы, банки, заказчики, государственные органы управления, общественность. Инвесторов и их  консультантов более всего интересует информация, позволяющая оценить перспективы развития предприятия, его финансовую устойчивость, способность выплачивать объявленные дивиденды. Для поставщиков, кредиторов и банков наиболее важной является информация, на основе которой можно определить текущую и ожидаемую платежеспособность предприятия, т.е. сведения о денежных средствах, запасах готовой продукции, дебиторской задолженности, первоочередных обязательствах и др. Органы государственной власти и управления заинтересованы  в получении информации, необходимой для  регулирования деятельности предприятий, выработки налоговой политики, решения социальных вопросов и др. Общественность и местные органы самоуправления используют финансовую отчетность предприятия для обеспечения занятости населения, контроля за полнотой утраты частных налогов, определения направления развития предприятий и др.

    В 20-х годах один из создателей балансирования Н.А. Блатов  рекомендовал исследовать структуру  и динамику финансового состояния  предприятия при помощи сравнительного аналитического баланса. Сравнительный  аналитический  баланс получается из исходного баланса путем дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики вложений и источников средств предприятия за отчетный период. Обязательными показателями сравнительного баланса являются:  абсолютные величины по статьям исходного отчетного баланса на начало и конец периода, изменения в абсолютных величинах; изменения в удельных весах; изменения в % к величинам на начало периода (темп прироста статьи баланса); изменения в % к изменениям валюты баланса (темпы прироста структурных изменений – показатель динамики структурных  изменений); цена одного процента роста  валюты баланса и каждой статьи – отношение величины абсолютного изменения к проценту абсолютного изменения на начало периода.

    Сравнительный  баланс фактически включает показатели горизонтального и вертикального анализа. В ходе  горизонтального анализа определяется абсолютные и относительные изменения величины различных статей баланса за определенный период, а целью вертикального анализа является вычисление  удельного веса нетто. Все показатели сравнительного баланса можно разбить на три группы:

    Информация о работе Мероприятия по совершенствованию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии