Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:43, реферат
Любая деятельность в организации происходит в пределах двух систем. Первая – это операционная (организационная) система, она основана на достижении заданных целей. Вторая – это система контроля, составными частями которой будут являться политика, бюджеты, правила, инструкции, системы учета и отчетности, направленные на то, что в конечном счете компания достигнет поставленных целей.
Аудит – деятельность, направленная на контролирование прибыли. Аудиторы должны пользоваться такими методами проверок, которые позволили бы затратить как можно меньше времени на проведение проверки, при этом качество проверок не должно быть низким.
Особенности аудита заключаются в том, что аудитор должен подтвердить во всех существенных отношениях отчетность, ее достоверность, обеспечить разумную уверенность пользователей в отсутствии существенных искажений в ней.
2) недопустимость расхождений между хозяйственной операцией и фактом хозяйственной деятельности при отражении их в первичных документах;
3) точность оценки стоимости активов, обязательств и хозяйственных операций в денежном выражении (валюте РФ);
4) отражение хозяйственных операций в момент их совершения и отнесение к этому моменту фактов хозяйственной деятельности;
5) своевременное формирование внешней и внутренней отчетности.
Вышеперечисленные задачи устанавливают, что между бухгалтерским финансовым и бухгалтерским управленческим учетом с системой внутреннего контроля существует неразрывная связь.
Ручная система бухгалтерского учета может использоваться для обработки счетов-фактур на реализацию продукции. Целью использования данной системы является контроль за процессом реализации в случае, если:
1) все счета-фактуры и документы на отгрузку были предварительно пронумерованы;
2) были выявлены отсутствующие или неподходящие документы и откорректированы лицами, которые не имеют отношения к отгрузке или составлению счетов-фактур;
3) персонал службы контроля провел проверку и утвердил вышеуказанные процедуры.
Система внутреннего контроля – это очень сложный и тонкий организм, неотъемлемыми частями которого являются абсолютно все подразделения предприятия, все сферы его деятельности и деятельность каждого работника предприятия.
В зависимости
от организационной структуры
Контроль за своим имуществом, ресурсами и сотрудниками руководство предприятия осуществляет на уровне законов. Так, согласно ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
С утверждением
Государственной программы
В настоящее время существует определенная система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Значимость нормативных документов определена Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и представлена тремя уровнями.
1. Законодательный уровень включает Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н).
Вышеуказанные документы предназначены для обеспечения единообразного ведения учета хозяйственных операций, а также установления единых принципов внутреннего контроля в организации.
Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. постановлением Совета Министров Правительства РФ от 12.02.1993 г. № 121 «О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной программе систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики») основными задачами бухгалтерского учета являются:
1) формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности (инвесторам, кредиторам и др.);
2) обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
3) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
На основании этого закрепляются функции бухгалтерского учета по контролю за деятельностью всех должностных лиц, которые участвовали в хозяйственных операциях и хозяйственной жизни организации.
2. Нормативный уровень включает в себя нормативные акты, методические указания и рекомендации, регулирующие вопросы бухгалтерского учета (документы Министерства финансов России). К этому же уровню относится План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н).
3. На управленческом уровне общепринятые правила ведения бухгалтерского учета и внутреннего контроля указываются в учетной политике организации.
Учетная политика
предприятия является основой для
организации внутреннего
Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ при формировании учетной политики утверждаются:
1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;
2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
3) методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
4) порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
5) правила документооборота и технология обработки учетной информации;
6) порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Сводные учетные документы составляют на основе первичных документов. Создание таких учетных документов необходимо для осуществления контроля в организации.
Согласно п. 26
Положения по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской
В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49) основными целями инвентаризации являются:
1) выявление фактического наличия имущества;
2) сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
3) проверка полноты отражения в учете обязательств.
Согласно п. 5.1 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив – документооборот) регламентируется графиком. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя предприятия (п. 5.2 вышеуказанного положения). График должен предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей, через которых будет проходить каждый первичный документ, определять минимальный срок его нахождения в подразделении. График документооборота должен способствовать улучшению всей учетной работы на предприятии, усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровня механизации и автоматизации учетных работ (п. 5.3 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете).
В соответствии с п. 1.3 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утв. письмом Минфина России от 30.12.1993 г. № 160) целями учета долгосрочных инвестиций являются:
1) своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по видам расходов и по учитываемым объектам;
2) обеспечение контроля за ходом выполнения строительства, вводом в действие производственных мощностей и объектов основных средств;
3) правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие и приобретенных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов;
4) осуществление контроля за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Таким образом,
российским законодательством в
настоящее время созданы
Считается, что применение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) выгодно только крупным компаниям. Сейчас предпринимается попытка развеять данное представление. При этом особое внимание обращают на управленческие плюсы руководителя и пользу от усовершенствования и повышения качества учетной информации. Здесь же необходимо сравнить выгоды, связанные с переходом на МСФО, с соответствующими издержками. К издержкам относятся затраты на приобретение и обновление компьютерных программ, повышение квалификации персонала и различные тренинги, а также возможное снижение конкурентных преимуществ в связи с увеличением объема информации, которая становится доступной для внешних пользователей.
Внутренний аудит – важный инструмент руководства предприятия для оценки эффективности и надежности систем внутреннего контроля и управления рисками компании, для анализа и оценки степени достижения компанией поставленных целей и задач.
В ходе увеличения масштабов деятельности организации структура управления, разделяющая административный аппарат и уровни управления, реализующая рабочие программы, становятся более многоступенчатой. Это усиливает сложность обмена информацией и вероятность принятия различными звеньями противоречивых управленческих решений. При этом затрудняется контроль со стороны высшего руководства, что значительно увеличивает число ошибок и злоупотреблений.
Главным органом
управления считается совет директоров,
который назначается общим
Эффективность контроля и анализа финансовой и хозяйственной деятельности компании зависит от правильной организации внутреннего аудита. Принимая решение о его создании, руководству предприятия необходимо правильно регламентировать деятельность внутренних аудиторов. Так, данный отдел должен являться неотделимой частью компании, действовать в соответствии с ее правилами и распорядком, осуществляя независимую экспертизу всех процессов для их анализа и оценки.
Главные задачи отдела – оказывать помощь сотрудникам компании в качественном выполнении их обязанностей, содействовать руководству в поиске лучших путей использования производственных и человеческих ресурсов и выявлении дополнительных резервов организации для увеличения производительности и прибыльности производства. Для этого внутренние аудиторы обязаны предоставлять отчеты о проделанной работе, содержащие общую информацию об объекте, анализ, оценку и рекомендации по ликвидации выявленных недостатков.
Служба внутреннего
аудита проникает в функции