Метод калькулирования себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотреть позаказный метод калькулирования себестоимости продукции.
Задачами работы является рассмотреть такие вопросы как:
1.Особенности применения позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
2.Организация учета затрат при позаказном методе.
3.Калькулирование затрат при позаказном методе учета затрат.
4.Рассмотреть организацию учета по заказам на примере предприятия.
5.Разработать предложения по повышению эффективности организации учета на предприятии.

Работа состоит из  1 файл

Позаказный-1.doc

— 369.36 Кб (Скачать документ)

     Иногда применяются идентификационные бирки как средство выделения материалов, используемых для выполнения конкретного заказа. Однако такая форма предполагает идентификацию материалов только в натуральных показателях и не содержит данных по затратам. Основная цель применения идентификационных бирок при позаказной системе калькулирования - контроль надлежащего отнесения затрат, отраженных в других формах.

     Наиболее широко применяемыми формами учета труда являются рабочий талон, табель рабочего времени и ведомость начисления заработной платы, которые могут использоваться в различных сочетаниях.

     Независимо от применяемых форм учета трудозатрат для обеспечения эффективной системы позаказного калькулирования все они должные содержать следующие данные: дату совершения работы, описание производимой операции, количество отработанных часов и расценки за труд. Карточки заполняются для каждого отдельного рабочего на каждый день или на каждую операцию, необходимую для производства определенного заказа. Совокупность этих карточек за месяц является основой для учета прямых и косвенных трудовых затрат. Учетные записи должны быть подготовлены таким образом, чтобы обеспечивать накопление трудозатрат в рамках заказа.

     Накладные расходы включают в себя затраты труда вспомогательных рабочих, стоимость дополнительных материалов и другие косвенные расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на конкретный заказ. В себестоимость продукции накладные расходы должны входить по видам работ, так как они распределяются на каждый заказ.В связи с этим существенной проблемой является процесс установления нормативных ставок распределения производственных накладных расходов.[10.С.58]

     Составление отчетов о себестоимости заказа.

     Составление отчета о себестоимости заказа завершает комплекс работ при позаказной системе калькулирования. Его целью является обобщение информации о собранных для выполнения конкретного заказа затратах (как в общей сумме, так и в разрезе элементов затрат). Причем в отчете о себестоимости присутствуют как плановые данные по затратам, так и фактические, что позволяет использовать отчет для оценки работы подразделений и контроля затрат по конкретному заказу.

     При позаказной системе отчет о себестоимости решает также еще одну задачу - накопление операций и затрат по подразделениям. Поскольку отчеты о себестоимости выполняют функции средства связи между бухгалтерией и руководством подразделений различного уровня, при их составлении должны соблюдаться следующие основные правила.

     Во-первых, данные, представленные в отчетах, должны быть сопоставимыми. Лучшей базой для сопоставления в управленческом учете признаются стандарты (нормы) и бюджеты (сметы). Поэтому, чаще всего, отчеты о себестоимости включают сметные и фактические данные и отклонения между ними.

     Во-вторых, отчеты не должны быть слишком детализированными. Основной ошибкой отчетов о себестоимости является включение в них слишком большого числа деталей, что чаще вводит в заблуждение, чем облегчает работу. Существует также опасность слишком широкого обобщения данных, что может давать представление о перспективах развития, но не обеспечивать достаточного понимания проблемы. Таким образом, при составлении отчетов о себестоимости следует придерживаться разумной достаточности детализации данных.

     В-третьих, отчеты о себестоимости не должны быть слишком сложными для понимания. Отсутствие простоты также является одним из основных их недостатков. Поскольку отчеты о себестоимости обобщают сложную взаимосвязь технических концепций, учетных процедур и действий счетных работников, осуществляющих функции управленческого учета, а руководство предприятия, как правило, не владеет всеми тонкостями такого учета, именно по качеству представляемых отчетов, оценивается деятельность бухгалтерии.[11.С.63]

     1.3 Последовательность учета затрат и калькулирования себестоимости при позаказном методе 

     Учет расходов по отдельным заказам начинается с открытия заказа. Основанием для открытия заказа является договор, заключенный между предприятием-изготовителем продукции и заказчиком. Заказ открывается соответствующим бланком заказа или наряда на выполнение заказа, который содержит следующую базовую информацию:

     - тип заказа (для собственного потребления или со стороны);

     - номер заказа;

     - характеристика заказа;

     - исполнитель;

     - срок исполнения заказа;

     - период, в котором учитываются издержки по заказу.

     При использовании системы калькулирования по нормативным затратам величина материальных затрат определяется видом выпускаемой продукции. В связи с этим устанавливают наиболее приемлемые для данного вида и качества продукции материалы, а также их количество с учетом неизбежных в производственном процессе потерь. Умножением норм расходов материалов на соответствующие нормативные цены определяется величина материальных расходов. Нормативные цены устанавливаются отделом снабжения после соответствующего изучения возможных поставщиков и выбора из них того, кто сможет поставить требуемое количество материалов по наиболее приемлемой цене. При разработке нормативных цен изучаются рыночные условия, цены основных продавцов материалов, оптимальный размер заказа на материалы, а также анализируется то, как падение и рост цен могут сказаться на прибыли предприятия.

     Подобно нормативам материальных затрат, нормативы трудовых затрат состоят из нормативов использования (производительности) труда и нормативов цены труда (ставок заработной платы). Для определения нормативных трудовых затрат нормативное время, требуемое для производства единицы продукции или операции (нормативы производительности труда), умножается на нормативную ставку заработной платы.

     Нормативная ставка распределения накладных расходов базируется на трудо-часах основных рабочих или машино-часах работы оборудования. В качестве базы распределения выбирается тот фактор, который наиболее соответствует накладным расходам каждого производственного подразделения, или фактор, вызывающий накладные расходы (например, для освещения и отопления - соответственно площадь и объем помещения и т.п.). Когда соответствующая база выбрана, определяется величина накладных расходов на единицу соответствующего производственного фактора для каждого подразделения. Полученное значение или ставка распределения накладных расходов используется для определения накладных расходов по каждому заказу, выполненному в данном подразделении.[13.С.85]

     При использовании системы калькулирования по фактическим затратам в бухгалтерии предприятия на основании первичных документов производится учет материалов, заработной платы, потерь от брака, износа приспособлений и инструментов, связанных с выполнением заказа, т.е. прямых издержек. В первичных документах проставляется номер заказа.

     В целях регистрации различных производственных затрат для учета незавершенного производства используют ведомость калькуляции затрат по заказу и видам работ. Для каждого заказа заводится отдельная ведомость, в которой аккумулируются затраты по прямым материалам, прямому труду и заводским накладным расходам, относимым на этот заказ, по мере его прохождения через процесс производства. В зависимости от потребностей компании форма ведомости может быть различной. Ведомость (карточка) заказа является основным учетным регистром.

     Накладные расходы, относят на отдельные работы с использованием заданной ставки (распределения) накладных расходов.

     Последовательность учета операций позаказной калькуляции затрат:

     1.Отнесение прямых затрат и прямого труда на продукт-заказ “Х”

     2.Отнесение заводских накладных расходов на незавершенное производство по продукту-заказу “X”

     3.Занесение в учет фактических накладных расходов по заказу “X”

     4.Перемещение обработанных изделий по заказу “X”

     5.Занесение в учет продажу готовой продукции по заказу “X”

     При позаказном методе учета затрат и калькулирования себестоимости продукции все затраты считаются незавершенным производством вплоть до окончания заказа. Отчетную калькуляцию составляют только после выполнения заказа. Время составления отчетной калькуляции не совпадает со временем составления периодической бухгалтерской отчетности.

     При частичном выполнении заказов и сдачи их заказчикам частичный выпуск оценивают по фактической себестоимости ранее выполненных заказов с учетом изменений в их конструкции, технологии, условиях производства, т. е. допускается условность оценки частичного выпуска заказа и незавершенного производства.

     Фактическая себестоимость единицы продукции или работ определяется после выполнения заказа путем деления суммы затрат на количество изготовленной по этому заказу изделий. При этом не определяется себестоимость отдельных деталей изделия. Стоимость незавершенного производства определяется суммированием затрат по незаконченным заказам (из ведомостей учета затрат). Разделив сумму по каждой статье калькуляции заказа на количество выпускаемых изделий, получим постатейную сумму затрат на одно изделие. Сравнивая калькуляции себестоимости по отчетным и плановым данным, можно провести анализ и выявить причины отклонений.[20.С.253]

 

      2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ В ООО «АВИТА» 

     2.1 Краткая характеристика предприятия 

     Общество с ограниченной ответственностью «АВИТА» существует с 1998 года. Является субъектом малого предпринимательства. Уставный капитал предприятия 1258000 руб. Осуществляет строительную деятельность на основании Лицензий, выданных Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

     Компания имеет свою строительную технику - автотранспорт и грузоподъемные механизмы, производственную базу, на территории которой находится столярный цех.

     При производстве работ применяются новейшие технологии Южной Кореи, США, Японии и Германии.

     Используются новейшие электрифицированные инструменты и технологическая оснастка ведущих зарубежных производителей.

     Работы производятся в соответствии с технологическими картами на соответствующие виды работ, с соблюдением требований по качеству работ, охране труда и пожарной безопасности.

     Рабочие предприятия на 100% обеспечиваются спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

     Работникам, связанным с тяжелыми и вредными условиями труда (сварщики, электросварщики) предоставляется дополнительный отпуск.

     На предприятии проведена аттестация рабочих мест по условиям труда в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14.04.97 №12.

     Планирование хозяйственной деятельности осуществляется на основе полной экономической самостоятельности, заказов потребителей продукции и услуг с учетом потребительского спроса и рыночной конъюнктуры.

     ООО «АВИТА» реализует свои работы по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе. 

     Таблица 1 Основные показатели (тыс. руб.):

     
  Годы Изменение в сравнении с предыдущим годом
Показатели 2005 год 2006 год 2007 год 2006 2007
Выручка от реализации, тыс. руб. 58719 100345 132654 41626 32309
Среднесписочная численность работников, чел. 95 98 99 3 1
Прибыль до налогообложения 6509 23548 21585 17039 1963
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 5321 17769 16178 12448 1591

Информация о работе Метод калькулирования себестоимости продукции