Методические подходы к аудиторской проверке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 13:24, курсовая работа

Описание

Основная цель аудиторской проверки деятельности хозяйствующих субъектов предпринимательства заключается в подтверждении достоверности показателей их бухгалтерских (финансовых) отчетов. Одной из задач аудиторской проверки является также установление соответствия совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций действующему законодательству Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОЦЕДУРЫ ПОЛУЧЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ 6
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ТЕХНИКЕ РОВЕДЕНИЯ АУДИТА 11
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА 20
3.1. Документальные способы 20
3.2. Фактические методы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа состоит из  1 файл

Методические подходы к аудиторской проверке.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

     Ревизия — важнейший способ и форма  осуществления экономического контроля. При проведении ревизии аудиторы могут использовать различные формы  контроля в сочетании, что существенно  повышает эффективность аудита и  действенность его результатов.

     К сожалению, слово «ревизия», ассоциировавшееся  ранее в сознании людей с понятием «власть», рождает, прежде всего, отрицательные  эмоции. Это связано с историческим названием «ревизор» государственного служащего в органах государственного контроля. На самом же деле ревизия — это не вид экономического контроля, а универсальный способ и форма его проведения.

     Поэтому данным способом и формой осуществления  контроля могут пользоваться как  государственные органы контроля, так  и органы независимого контроля —  аудиторы. При этом указанные органы, естественно, преследуют при этом различные цели. Именно цель контроля и определяет его вид — то, кем и зачем он проводится. Следует также отметить, что попытки отдельных авторов сравнивать аудит с ревизией и давать им разные характеристики в литературных источниках являются не совсем обоснованными: аудит — это вид финансового контроля и сложный вид деятельности аудиторов (аудиторских фирм), а ревизия — способ и форма осуществления такого контроля.

     По  времени проведения ревизии могут быть предварительными, текущими и заключительными (последующими). В зависимости от источников контрольных данных ревизии могут быть фактическими и документальными. По объему исследуемых вопросов и в зависимости от цели проведения, аудиторские ревизии могут быть полными и частичными. Полные ревизии охватывают все стороны хозяйственно-финансовой деятельности организации и направлены на выявление общего состояния производственной и финансовой устойчивости, сохранности и использования средств организации. Такая ревизия проводится аудиторами или аудиторскими фирмами по заказу экономического субъекта. Иногда такие ревизии проводят также внутренние аудиторы организации, если способны самостоятельно, без внешней помощи, выполнить все работы, входящие в проверку, для достижения поставленной цели.

     Частичные ревизии заключаются в проверке отдельных сторон хозяйственной  деятельности организации. Например, это  могут быть проверка состояния бухгалтерского учета или проверка соблюдения налогового законодательства и т.п., проведенные аудиторами по инициативе экономического субъекта заказчика.

     По  охвату единичных объектов контроля аудиторы могут использовать сплошные и выборочные ревизии. Сплошные ревизии  характеризуются изучением всех объектов контроля путем сплошной проверки. Например, сплошной проверке в ходе аудита чаще всего подвергаются операции по учету денежных средств, расчетные и кредитные операции. Выборочные же ревизии ограничиваются изучением отдельных объектов контроля — например, выборочная проверка сохранности и движения скота и птицы, товарно-материальных ценностей, правильности начисления амортизации по основным средствам и т.д.

     По  составу специалистов, осуществляющих аудит, выделяют комплексные и некомплексные ревизии. Комплексные ревизии проводятся специалистами различных профессий. При этом проверяются все объекты организации комплексно. Для проведения такой проверки аудиторская фирма может дополнительно привлекать по трудовым соглашениям высоко квалифицированных специалистов различных профессий, например агронома, зоотехника, товароведа, инженера-механика и т.д., для проверки соответствующих объектов контроля. Некомплексные ревизии осуществляются аудиторами учетного, правового и финансового профилей и предусматривают проверку финансовой деятельности и соблюдения действующего законодательства с целью подтверждения достоверности финансовой отчетности.

     По  характеру проведения аудиторские  проверки можно подразделить на сквозные и комбинированные ревизии. Сквозные ревизии характеризуются проверкой  объектов контроля на всех этапах их движения, начиная от структурных подразделений организации (цехов, бригад, ферм, представительств, дочерних обществ) и кончая проверкой головного предприятия. Комбинированные проверки заключаются в использовании при аудировании организации нескольких разновидностей ревизии.

     Использование того или иного вида и способа  ревизии зависит от многих факторов: отраслевого характера деятельности организации, ее размера, наличия структурных  подразделений и места их расположения, уровня специализации деятельности и квалификации специалистов организации, уровня эффективности организации работы внутреннего аудита, целей аудиторской проверки, определенных предметов договора между аудитором и заказчиком (организацией) и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА

3.1. Документальные способы

     Полнота аудиторского контроля для объективной  оценки достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности достигается  путем проведения документальных проверок. Поэтому аудиторы с целью установления сущности, законности, целесообразности и оценки достоверности совершаемых хозяйственных операций могут использовать различные методические приемы проверки документов и регистров бухгалтерского учета.

     Среди них следует выделить: проверку документов (формальную проверку и проверку по существу), арифметическую, или счетную, проверку документов, сопоставление (сверку) документов, письменный запрос и экономический анализ.

     Проверка  документов означает, что документ изучается в первую очередь с  формальной стороны, чтобы установить: составлен ли он по утвержденной форме, имеет ли все необходимые подписи должностных лиц, заполнены ли другие обязательные реквизиты (наименование документа, дата составления, содержание хозяйственной операции, измерители операции в натуральном и денежном выражении), нет ли в нем подчисток и неоговоренных исправлений, имеются ли надлежаще оформленные приложения, на которые дана ссылка в документе, и др.

     Подлинность документов устанавливается путем  проверки реальности имеющихся в  них подписей должностных лиц и соответствия составления документов датам отражения в них операций.

     При чтении документов, после установления их подлинности, проверяют документы  по существу, то есть с точки зрения достоверности, законности и экономической  целесообразности отраженных в них хозяйственных операций.

     Достоверность операций, зафиксированных в документах, проверяется изучением этих и взаимосвязанных с ними документов, опросом соответствующих должностных лиц, непосредственным осмотром объектов и т.д. Законность отраженных в документах операций устанавливается путем проверки их соответствия действующему законодательству. Достоверность и ценность информации, полученной в ходе такой проверки, во многом зависит от качества системы внутреннего контроля клиента. Арифметическая (счетная) проверка сводится к проверке правильности подсчетов в документах приведенных наценок (скидок, накидок), выделения сумм налогов и т.д.

     Арифметическая (счетная) проверка дополняется аналитической  проверкой регистров бухгалтерского учета, балансов и от четности.

     Изучаются соответствие показателей отчетности данным аналитического и синтетического учета, согласованность показателей  в отдельных формах бухгалтерской  отчетности и баланса, в учетных  регистрах и первичных документах.

     Арифметической проверке подвергаются также данные справок и расчетов бухгалтерии, составление которых связано с исправлением ошибок, расчетами по распределению фонда оплаты труда, начислению амортизации по основным средствам, распределению косвенных расходов, калькулированию себестоимости продукции и т.д.

     В зависимости от плана проверки, оценки системы внутреннего контроля и  аудиторского риска она может  быть выборочной или сплошной. Если клиент использует программное обеспечение  бухгалтерского учета, то проверка расчетов должна соответствовать специальному стандарту.

     Сопоставление документов заключается в том, что  достоверность и правильность отраженных в документах хозяйственных операций проверяется путем сопоставления  данных разных документов, относящихся  к одним и тем же или различным, но взаимосвязанным хозяйственным операциям. Оно может производиться по документам, находящимся в бухгалтерии организации или организаций, с которыми проверяемый экономический субъект вступил в хозяйственную связь.

     Встречной проверкой документальных данных или сопоставлением документов вскрываются случаи хищения, которые скрываются путем исправления данных в отдельных документах, составления новых, подложных документов и замены ими настоящих, подлинных документов, неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций или не отражения их в бухгалтерском учете.

     Необходимо  в указанных случаях применять  сопоставление плановых и учетных, учетных и нормативных, внутренних и внешних, разовых и накопительных, первичных и сводных документов, что обеспечивает наиболее глубокое изучения объекта контроля.

     Письменный  запрос представляет собой получение необходимых сведений по проверяемому вопросу от соответствующих организаций и отдельных лиц в письменном виде путем запроса. Данный методический прием широко используется для получения исчерпывающих аудиторских документов от соответствующих специалистов и должностных лиц организации в ходе проведения аудиторской проверки. По всем фактам нарушений, хищений, растрат, недостач, излишков ресурсов организации, а также выявленным существенным ошибкам в бухгалтерском учете имущества, обязательств и хозяйственных операций соответствующие ответственные лица обязаны по запросу аудитора давать не только устные, но и письменные объяснения. Лишь при наличии таких письменных доказательств можно точно установить причины и объективно оценить обстоятельства тех или иных нарушений и недостатков в хозяйственно-финансовой деятельности организации, а также степень их влияния на достоверность показателей финансовой отчетности. Письменные представления клиента должны быть составлены на бланках и заверены подписями руководителей организации.

     Аудиторы, при проверке достоверности отдельных  статей отчетности, остатков по счетам и реальности хозяйственных операций, могут получать письменные подтверждения от третьих лиц. Письменное подтверждение должна получать аудиторская фирма, а не клиент, хотя с просьбой о таком подтверждении к третьей стороне должен по согласованию с аудитором обращаться клиент.

     Экономический анализ — один из наиболее широко применяемых методов в аудиторской деятельности. При помощи приемов экономического анализа аудиторы устанавливают финансовое и рейтинговое состояние, а также платежеспособность организации, выявляют влияние различных факториальных признаков на результативные показатели производства, реализации продукции (работ, услуг) и т.д., определяют резервы повышения экономической эффективности и направления развития деятельности организации, стратегию и тактику управления ее финансовыми ресурсами и финансовыми отношениями.

     Анализ  и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей  с целью выявления различных  факторов и показателей, а также  исследования причин их возникновения  достигаются путем использования в аудиторской деятельности различных аналитических процедур: сопоставления остатков по счетам за различные учетные периоды; сопоставления показателей учета финансовой отчетности с плановыми показателями; оценки соотношений между различными статьями отчетности и сопоставления их с данными предыдущих периодов; сопоставления финансовых показателей деятельности организации со среднеотраслевыми; сопоставления финансовой и нефинансовой информации и др. Здесь необходимо руководствоваться требованиями российского правила (стандарта) аудиторской деятельности «Аналитические процедуры».

     Полезной  процедурой проверки может стать  также абстрактно-логический метод  исследования отдельных операций клиента. Логический анализ может быть использован, если, на пример, нормативная база не дает ответа на вопрос о законности проведения какой-либо операции, то есть с точки зрения буквы закона, — тогда аудитор должен обдумать целесообразность данной операции с точки зрения здравого смысла. Однако логическому анализу в данном случае должен предшествовать нормативный и научный анализ.

     Кроме вышеперечисленных методов и  приемов в аудиторской практике могут быть использованы другие способы  получения аудиторских доказательств. К ним относятся: пересчет (проверка арифметических расчетов клиента); проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственный операций; прослеживание; сканирование; подготовка альтернативного баланса.

     Пересчет  заключается в проверке арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и в выполнении независимых подсчетов. Пересчет, как правило, осуществляется выборочно в соответствии с требованиями российского аудиторского правила (стандарта) «Аудиторская выборка».

Информация о работе Методические подходы к аудиторской проверке