Методика аудита основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:46, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и методологических основ аудита основных средств, действующих на современном этапе, в соответствии с законодательными и нормативными актами.
Задачи. Цель курсовой работы осуществляется в следующих задачах:
определить цель и задачи аудиторской проверки основных средств и источники информации;
ознакомиться с аудиторскими доказательствами и процедурами при проверке основных средств;
рассмотреть этапы и последовательность проведения аудиторской проверки основных средств;
раскрыть план и программу проведения аудита основных средств;
рассмотреть аудит наличия, сохранности и документального оформления основных средств;
определить основные ошибки, выявляемые при аудите основных средств и действия аудитора по окончании проверки.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…………………3
Глава 1. Планирование аудита основных средств……………………...……..5
1.1 Цель и задачи аудиторской проверки основных средств и источники информации…………………………………………………………………………..5
1.2 Аудиторские доказательства и процедуры при проверке основных средств………………………………………………………………………………11
1.3 Этапы и последовательность проведения аудиторской проверки основных средств …………………………………………………………………..16
Глава 2. Проведение аудита основных средств…………………………....…21
2.1 План и программа проведения аудита основных средств…….......……21
2.2 Аудит наличия, сохранности и документального оформления основных средств………………………………………………………………….…………….……………….…31
2.3 Основные ошибки, выявляемые при аудите основных средств и действия аудитора по окончании проверки……………………...……………….37
Заключение ……………………………..…………………………..……....…......41
Список использованных источников и литературы ..……….………….…...43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая АУДИТ Методика аудита основных средств.docx

— 113.09 Кб (Скачать документ)

4. На основании данных  учета и первичных учетных  документов проверить своевременность  зачисления объектов в состав  основных средств и правильность  формирования первоначальной стоимости  поименованных активов. Основные  средства принимаются к бухгалтерскому  учету по первоначальной стоимости.  Необходимо проверить соответствие  методологии, закрепленной учетной  политикой, требованиям ПБУ 6/01 и выяснить, на каком счете  отражаются фактические затраты,  включаемые в первоначальную  стоимость объектов. Затем осуществляется  сверка данных регистров синтетического  учета по счетам 01 «Основные средства»  и 08 «Вложения во внеоборотные  активы».

5. Отследить правильность  начисления амортизации основных  средств для целей бухгалтерского и налогового учета. Способ начисления амортизации должен быть закреплен в учетной политике организации. Применение выбранного способа начисления амортизации по группе однородных объектов производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Проверка основывается на данных регистра бухгалтерского учета по начислению амортизации. При проверке амортизации, начисленной в бухгалтерском учете, аудитор руководствуется учетной политикой организации и решает ряд задач:

  • осуществление анализа объектов амортизации;
  • проверка правильности расчета норм амортизационных отчислений;
  • анализ отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений;
  • проведение оценки амортизационной политики, осуществляемой субъектом хозяйствования.

В первую очередь отслеживается  состав основных средств, по которым  начисляется амортизация. Затем  путем пересчета норм, установленных  при вводе объекта в эксплуатацию, проверяется правильность определения  норм амортизации основных средств. Аудитор должен убедиться в том, что методика расчета норм амортизации  соответствует требованиям ПБУ 6/01 и учетной политике организации.

6. Проверить порядок оформления  и отражения в учете операций  с основными средствами в рамках  заключенных договоров аренды  и залога, а также операций  по выбытию основных средств,  которое имеет место в случаях  продажи, безвозмездной передачи, списания из-за морального и  физического износа, ликвидации  при авариях или стихийных  бедствиях и иных чрезвычайных  ситуациях, передачи в виде  вклада в уставный капитал  других организаций. Серьезное  внимание должно быть уделено  экспертизе договоров, заключенных  при приобретении права собственности  на объекты капитальных вложений.

При изучении договора купли-продажи  целесообразно:

  • проверить, соблюдена ли простая письменная форма, наличие документов, подтверждающих государственную регистрацию сделки, а также полноту и правильность заполнения реквизитов и наличие соответствующих печатей и подписей;
  • проанализировать условия договора в части разграничения отдельных видов договоров купли-продажи и смежных договоров, а также условия договора о моменте перехода права собственности.

Наиболее часто применяемые  формы договоров:

  1. купли-продажи (в том числе договор поставки);
  2. мены;
  3. договор подряда.

В ходе экспертизы договора подряда аудитор должен проанализировать условия договоров в отношении  цены, порядка оплаты и выполнения работы с использованием материалов заказчика. Особого внимания заслуживает  поступление основных средств по договору дарения, поскольку при  принятии таких объектов к учету  должна документально подтверждаться их рыночная стоимость. При вводе  в эксплуатацию объектов, поступивших  в качестве вклада в уставный капитал, необходимы документы, в которых  оговаривается согласованная между  учредителями (участниками) оценка вклада. В ходе проверки аудитору следует  убедиться в правильности оформления документов, удостоверяющих рыночную стоимость принимаемых к учету  объектов, таких, как экспертные заключения, справки организаций-изготовителей  и др.

Обратите внимание: период получения экспертного документа  должен соответствовать дате принятия объекта к учету. Если по договору дарения получено оборудование, не имеющее аналогов, то рыночная стоимость  может быть определена только по результатам  экспертизы, проведенной независимым  оценщиком. При этом нужно проверить  копии документов, свидетельствующих  об уровне его квалификации и независимости.

7. Осуществить анализ  и обобщение результатов аудита. Описываемый этап аудита заключается  в проверке соблюдения установленного  порядка в учетной политике  организации в части проведения  инвентаризации. На основании данных инвентаризационных описей, сличительных ведомостей, решений руководства по результатам инвентаризации и бухгалтерских справок изучается своевременность проведения инвентаризации, полнота и правильность отражения ее в учете 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Проведение аудита основных средств

 

2.1  План и программа проведения аудита основных средств 

 

План аудиторской проверки может включать следующие этапы:

  • проверка правильности постановки основных средств на учет;
  • оценка наличия основных средств и эффективности их сохранности;
  • оценка состояния аналитического и синтетического учета собственных и арендованных основных средств в бухгалтерии и по материально-ответственным лицам в местах эксплуатации основных средств;
  • проверка соблюдения налогового законодательства по операциям, связанным с приобретением, выбытием и арендой основных средств у юридических и физических лиц;
  • проверка результатов переоценки инвентарных объектов основных средств;
  • проверка действующего порядка учета затрат на текущий и капитальный ремонт основных средств при подрядном и хозяйственном способах ремонтных работ;
  • проверка обоснованности произведенных затрат на ремонт основных средств и правильности отражения сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Для проведения независимой  аудиторской проверки блока учета  инвентарных объектов основных средств  аудитору необходима инвентаризационная опись объектов на дату проведения аудита. В инвентаризационную опись  должны быть включены объекты основных средств, находящиеся в головном предприятии и в распоряжении всех обособленных структурных подразделений, филиалов, представительств. Инвентаризационная опись объектов основных средств  включает наименование объекта, дату приобретения, краткую характеристику объекта, балансовую стоимость, норму амортизации, срок службы, сумму начисленной амортизации.

 В ходе проверки  аудитор изучает состав и структуру  основных средств. Аудитор, проверяя  первичные бухгалтерские документы,  отражающие поступление основных  средств: коммерческие (хозяйственные)  договоры, акты приемки, накладные,  счета-фактуры, технические паспорта, уточняющие записи характеристик  инвентарных объектов в индивидуальных  карточках по учету основных  средств -- должен определить правильность  разделения основных средств  по:

  • классификации, так как неправильное разделение может привести к неправильному начислению амортизации и как конечный результат к неправильному отражению затрат в себестоимости продукции (работ, услуг);
  • принадлежности, так как неправильное их разделение может привести к неправильным расчетам арендной платы или начислению амортизации;
  • характеру участия в производстве, так как их неправильное разделение может привести к неправильному начислению амортизации (например, на основные средства, находящиеся в запасе или на консервации, амортизация не начисляется;
  • назначению, так как неправильное их разделение может привести к неправильному начислению амортизации (на активную часть производственных основных средств может начисляться ускоренная амортизация).

Кроме того, неправильная классификация  основных средств и разделение их по назначению и классам может  привести к неправильному отражению  в учете результатов переоценки. Проверка этого аспекта имеет  особое значение в настоящее время, поскольку в связи с введением  в действие гл. 25 Налогового кодекса  РФ предприятия провели переклассификацию  основных средств для целей начисления амортизации и должны вести особый учет износа и амортизационных отчислений по объектам, полученным безвозмездно или за счет бюджетного финансирования, поскольку они не учитываются при определении издержек производства. Все это значительно повышает значимость проверки правильности постановки на учет основных средств с указанием всех отмеченных выше реквизитов.

Особое внимание аудитору необходимо обратить на правильность отнесения предметов к основным средствам.

При проверке правильности формирования первоначальной стоимости  основных средств на счетах синтетического учета, на объект, поступивших основных средств комиссия, назначаемая директором, в состав которой входят соответствующие  должностные лица, в т.ч. главный  бухгалтер, составлялся акт приемки-передачи основных средств № 08 от 15.10.2007. К  акту прилагается вся техническая  документация, относящаяся к данному  объекту ОС. В акте указывается: время  поступления ОС в эксплуатацию, первоначальная стоимость, срок полезного использования  и сумма износа в части полного  восстановления.

При проведении аудита поступления  основных средств было установлено  следующее:

  • принятый к учету объект основных средств был приобретен за плату;
  • на предприятии были правильно оформлены все необходимые первичные документы;
  • приобретенное оборудование было правильно отражено в учете и представляет собой стоимость реального объекта, введенного в эксплуатацию;
  • первоначальная стоимость объекта основных средств сформирована правильно.

          Проверка правильности оценки инвентарных объектов основных средств занимает в аудиторской проверке особое место, так как от правильности оценки основных средств в конечном итоге зависит:

  • достоверность отражения финансовых результатов;
  • правильность расчетов с бюджетом по налогу на имущество (стоимость основных средств является одним из источников начисления налога на имущество);
  • достоверность составления бухгалтерской отчетности по основным средствам.

На основании первичных  бухгалтерских документов по приходу  инвентарных объектов основных средств  аудитору необходимо проверить правильность оценки основных средств.

При аудите оценки основных средств аудитору необходимо особое внимание обратить на:

  • наличие на предприятии комиссии по приемке объектов основных средств и оформлению соответствующих результатов;
  • наличие договоров на поступление объектов основных средств с указанием стоимости объекта;
  • наличие протоколов договорной цены, как неотъемлемой части соответствующих договоров, позволяющих передавать право собственности на объект основных средств;
  • соответствие первоначальной стоимости объектов основных средств в актах приемки-передачи основных средств стоимости, указанной в соответствующих договорах;
  • правильность и целесообразность произведенной переоценки основных средств;
  • правильность отражения первоначальной стоимости после достройки и дооборудования объектов, модернизации и реконструкции или частичной ликвидации объектов.

Особое внимание в ходе проверки аудитору следует обратить на наличие раздельного учета  затрат, формирующих инвентарную  стоимость основных средств и  увеличивающих таковую в случае осуществления капитального ремонта.

Учет движения основных средств  на предприятии должен оформляться  документами унифицированных форм. Порядок оформления этих документов подробно изложен в Положении  по бухгалтерскому учету основных средств (ПБУ 1/2001). В ходе аудиторской проверки особое внимание необходимо обратить на источники поступления инвентарных объектов основных средств. В зависимости от источника поступления в бухгалтерском учете предприятия должен быть тот или иной набор первичных бухгалтерских документов, подтверждающих законность поступления основных средств. Например, при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения основных средств, по которой их относят в счет взноса в уставный капитал. Одновременно должна быть передана вся техническая документация на эти объекты основных средств. При приобретении основных средств у физического лица должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения. При приобретении объектов основных средств в комплекте (например, набор офисной мебели или вычислительная техника) в инвентарной карточке учета основных средств должна быть обязательно приведена расшифровка предметов, входящих в комплект. При приобретении объектов основных средств за иностранную валюту аудитор должен пересчитать первоначальную стоимость объекта по соответствующему курсу в рублях на момент перехода права собственности.

Информация о работе Методика аудита основных средств