Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 12:24, контрольная работа
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Введение……………………………………………………………………………2-3
1. Необходимость и содержание финансового контроля……………………….4-8
2. Методы финансового контроля………………………………………………9-13
3. Внутренний контроль………………………………………………………..14-18
Заключение……………………………………………………………………...19-20
Список использованной литературы…………………………………………..21-22
Введение…………………………………………………………
1. Необходимость и содержание финансового контроля……………………….4-8
2. Методы финансового контроля………………………………………………9-13
3. Внутренний контроль……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..
Введение
Современный этап развития
Российской Федерации характеризуется
тенденциями укрепления государственной
власти, повышением роли государства
в системе управления экономикой,
усилением борьбы с коррупцией и
правонарушениями в экономической
сфере. В этой связи объективно возрастает
значение и роль финансового контроля.
Наличие финансового контроля объективно
обусловлено тем, что финансам как экономической
категории присущи не только распределительная,
но и контрольная функции. Поэтому использование
государством и муниципальными образованиями
для решения своих задач финансов обязательно
предполагает проведение с их помощью
контроля за ходом выполнения этих задач.
Финансовый контроль осуществляется в
установленном правовыми нормами порядке
всей системой органов государственной
власти и органов местного самоуправления.
Значение финансового контроля выражается
в том, что при его проведении проверяются,
во-первых, соблюдение установленного
правопорядка, в процессе финансовой деятельности
органами государственной власти и местного
самоуправления, учреждениями, организациями,
гражданами и, во-вторых, экономическая
обоснованность и эффективность осуществляемых
действий, соответствие их задачам государства
и муниципальных образований. Таким образом,
он служит важным способом обеспечения
законности и целесообразности проводимой
финансовой деятельности.
Требование соблюдения законности в деятельности
по образованию, распределению и использованию
денежных фондов государства и субъектов
местного самоуправления имеет конституционную
основу: органы государственной власти,
органы местного самоуправления, должностные
лица, граждане и их объединения обязаны
соблюдать Конституцию Российской Федерации
и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ)1.
1. Необходимость
и содержание финансового
Контроль за состоянием экономики,
развитием социально-экономических процессов
в обществе является важной сферой деятельности
по управлению народным хозяйством. Одним
из звеньев системы контроля выступает
финансовый контроль. Его назначение заключается
в содействии успешной реализации финансовой
политики государства, обеспечении формирования
и эффективного использования финансовых
ресурсов во всех сферах и звеньях народного
хозяйства.
Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет назначение и состояние финансового контроля. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положения государства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовых форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно обогащается.
Финансовый контроль – это
совокупность действий и операций по проверке
финансовых и связанных с ними вопросов
деятельности субъектов хозяйствования
и управления (государства, учреждений,
организаций) с применением специфических
форм и методов его организации. Он осуществляется
законодательными и исполнительными органами
власти всех уровней, а также специально
созданными учреждениями и включает: контроль
за соблюдением финансово-хозяйственного
законодательства в процессе формирования
и использования фондов денежных средств,
оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных
операций и целесообразности произведенных
расходов.
Финансовый контроль в отличие от других
видов контроля (экологического, санитарного,
административного и др.) связан с использованием
стоимостных категорий. Предметом проверок
выступают такие финансовые (стоимостные)
показатели, как отчисления на различные
цели и в фонды. Эти показатели носят синтетический
характер.
Конкретные формы и методы организации
финансового контроля - это практическое
воплощение объективно присущего финансам,
как экономической категории свойства
контроля. Поскольку финансовая система
государства охватывает все виды денежных
фондов (как на федеральном и региональном
уровне, так и на уровне отдельно хозяйствующих
субъектов), финансовый контроль является
многоуровневым и разносторонним.
Финансовый контроль призван обеспечивать
как интересы и права государства и его
учреждений, так и всех других экономических
субъектов; финансовые нарушения влекут
санкции и штрафы.
Государственный финансовый контроль
предназначен для реализации финансовой
политики государства, создания условий
для финансовой стабилизации. Это прежде
всего разработка, утверждение и исполнение
бюджетов всех уровней и внебюджетных
фондов, а также контроля за финансовой
деятельностью государственных организаций
и учреждений. Финансовый контроль со
стороны государства негосударственной
сферы экономики затрагивает лишь сферу
выполнения денежных обязательств перед
государством, включая налоги и другие
обязательные платежи, соблюдение законности
и целесообразности при расходовании
выделенных им бюджетных средств, а также
установленных правительством правил
организации денежных расчётов, ведение
учета и отчетности.
Следовательно, финансовый контроль – важный элемент системы управления финансами.
Экономические и политические преобразования в Российской Федерации в начале 90-х годов привели к существенной перестройке системы контрольных органов. В частности, в 1990 году были упразднены органы народного контроля; в связи с новой политической властью во главе с Президентом возник президентский контроль.
Появились новые органы финансового контроля: Федеральное Казначейство, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Счётная Палата, Федеральная служба налоговой полиции и другие. Перестроена структура Министерства финансов России, изменились его функции. Возник аудиторский контроль. Новые формы приобрёл общественный финансовый контроль.
Важную роль в осуществлении
финансового контроля играет уровень
организации учёта в стране – бухгалтерского,
бюджетного, налогового. Отчётная документация
– главный объект финансового контроля.
Дальнейшее развитие финансового контроля
и его эффективность во многом зависят
от создания новой концептуальной и законодательной
базы, обеспечивающей его проведение на
качественно новом уровне.
Итак, финансовый контроль — это контроль
за законностью и целесообразностью действий
в области образования, распределения
и использования денежных фондов государства
и муниципальных образований в целях эффективного
социально-экономического развития страны
и ее регионов.
Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым
институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых
норм, регулирующих организацию и порядок
проведения финансового контроля в целом,
имеются нормы, предусматривающие его
специфику в отдельных финансово-правовых
институтах и закрепленные соответствующим
законодательством (например, в Налоговом
или Бюджетном кодексах РФ).
В учебном пособии В.А. Привезенцева2 сказано, что основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:
- проверка выполнения органами
государственной власти и местного самоуправления
функций по аккумуляции, распределению
и использованию финансовых ресурсов
соответственно своей компетенции;
- проверка выполнения финансовых обязательств
перед государством и органами местного
самоуправления организациями и гражданами;
- проверка правильности использования
государственными и муниципальными учреждениями,
организациями находящихся в их хозяйственном
ведении или оперативном управлении денежных
ресурсов (бюджетных и собственных средств,
банковских ссуд, внебюджетных и других
средств);
- проверка соблюдения правил совершения
финансовых операций, расчетов и хранения
денежных средств организациями и учреждениями;
- устранение и предупреждение нарушений
финансовой дисциплины. В случае их выявления
в установленном порядке применяются
меры воздействия к организациям, должностным
лицам и гражданам, обеспечивается возмещение
материального ущерба государству, организациям,
гражданам.
В результате реализации задач финансового
контроля укрепляется финансовая дисциплина,
выражающая одну из сторон законности.
Финансовая дисциплина — это четкое соблюдение
установленных предписаний и порядка
образования, распределения и использования
денежных фондов государства, субъектов
местного самоуправления, организаций
и учреждений. Требования финансовой дисциплины
распространяются не только на организации
и учреждения, граждан, но и на органы государственной
власти и местного самоуправления, их
должностных лиц. Тем самым финансовый
контроль обеспечивает интересы государства,
муниципальных образований, а также способствует
соблюдению прав и интересов конкретных
граждан, учреждений (например, контроль
за соблюдением законодательства о предоставлении
льгот по платежам в бюджет, за правильностью
взимания налогов, за своевременностью
выделения бюджетных ассигнований и т.д.).
Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.
В учебнике А.А. Симоновой3 говорится, что эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качества работы проверяемых организации.
На современном этапе произошли изменения в организации финансового контроля, в его содержании.
В условиях перехода к рыночным
отношениям, хозяйственной самостоятельности
организаций и учреждений усиливается
значение повседневного внутрихозяйственного
самоконтроля, контроля собственников.
Более глубоким, неформальным стал контроль
со стороны представительных органов
государственной власти и органов местного
самоуправления за финансовой деятельностью
исполнительной власти, опирающийся на
создаваемые ими специальные контрольные
органы.
2. Методы финансового контроля.
Основными методами финансового контроля являются ревизия и проверка.
Цель любой ревизии – осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Ревизия представляет собой сплошную документальную и фактическую проверку всех финансовых и хозяйственных операций4, совершенных объектом контроля за определенный (как правило, за ранее не обревизованный) период времени. Конт-рольные действия при ревизии заключаются в документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.
Проверка, в свою очередь, являет собой единичное контрольное действие или исследование конкретного вопроса по одному или нескольким участкам деятельности. От ревизии проверка отличается тем, что носит выборочный характер и, следовательно, предполагает возможность пропуска, исключения из поля зрения субъекта контроля каких-либо фактов, способных повлиять как на результаты самой проверки, так и на оценку деятельности объекта контроля.
По своему содержанию проверки делятся на:
- оперативные (направлены на улучшение финансово-хозяйственной деятельности объекта учета);
- тематические (направлены на один или несколько конкретных вопросов финансово-хозяйственной деятельности – проверка правильности учета объектов основных средств, начисления заработной платы, уплаты налогов и др.);
- углубленные (охватывают широкий спектр проверяемых вопросов, определяемых планом проверки);
- в рамках проведения проверки вышестоящего учреждения (проводятся по отдельным вопросам, а результаты проверки включаются в акт проверки вышестоящего учреждения).
Следует согласить с Н.Т. Белуха5, что организуемые ревизии и проверки можно классифицировать по некоторым признакам:
- полноте (широте) охвата – полные (проверяются все направления и стороны деятельности учреждения) и частичные (отдельные направления и стороны деятельности), комплексные и тематические;
- глубине проведения – сквозные (проводятся одновременно в вышестоящих и нижестоящих учреждениях по одинаковым или взаимосвязанным вопросам) и локальные (проводятся на одном объекте контроля или на нескольких, но по различным вопросам);
- отношению к плану – плановые и внеплановые (проводятся при выявлении фактов допущенных нарушений или по требованию правоохранительных и других уполномоченных структур);
- месту проведения – камеральные (без выезда к месту нахождения объекта контроля) и выездные (проводятся непосредственно в учреждении или органе, являющихся объектами контроля);
- очередности исследования одних и тех же вопросов – первичные (проводятся по определенным вопросам впервые), дополнительные и повторные (при выявлении факта неполного проведения ревизии или проверки, допущенных при проведении контрольных мероприятий нарушений, по требованию следственных и иных уполномоченных органов);
- характеру проверяемого материала – документальные (на основе первичных учетных документов, регистров учета и др.) и фактические.
Основной задачей ревизии6 (проверки) является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
- соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
- обоснованность расчетов сметных назначений;
- исполнение смет расходов;
- использование бюджетных средств по целевому назначению;
- обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;