Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 12:24, контрольная работа
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Введение……………………………………………………………………………2-3
1. Необходимость и содержание финансового контроля……………………….4-8
2. Методы финансового контроля………………………………………………9-13
3. Внутренний контроль………………………………………………………..14-18
Заключение……………………………………………………………………...19-20
Список использованной литературы…………………………………………..21-22
- обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
- соблюдение финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности;
- полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
- операции с основными средствами и нематериальными активами;
- расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
Предварительный внутренний финансовый контроль осуществляется путем проверок сметно-плановых, расчетных и других документов в процессе финансового планирования, финансирования, начисления заработной платы, назначения пенсий, пособий, социальных и компенсационных выплат, регистрации штатных расписаний до совершения финансово-хозяйственных операций, проектов договоров на поставку материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг) и др.
В зависимости от темы ревизии (проверки) в ходе контрольных мероприятий проводится комплекс действий по изучению7:
соответствия деятельности учредительным документам;
- расчетов сметных назначений;
- исполнения смет доходов и расходов;
- использования средств бюджета, в т. ч. на приобретение товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд;
- исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с заключенными в установленном порядке соглашениями о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также контроля за их исполнением;
- использования средств государственных внебюджетных фондов;
- обеспечения сохранности материальных ценностей, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;
- использования государственного (муниципального) имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступления в федеральный бюджет доходов от использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
- ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
Срок проведения контрольных мероприятий не может превышать нормативного значения, определенного соответствующими нормативными правовыми актами. Как правило, срок ревизии (проверки) не превышает 45 дней.
В каждом конкретном случае срок ревизии (проверки), а также перечень проверяемых вопросов определяются графиком проверки (заданием на проверку), утверждаемым вышестоящим уполномоченным руководителем (начальником).
По результатам любой ревизии (проверки) оформляется акт проверки, один из экземпляров которого передается руководителю объекта контроля.
3. Внутренний финансовый контроль
В условиях рыночной конкуренции успешная деятельность коммерческой организации в общем и целом зависит от достижения поставленных перед ней целей, от следования принятым установкам и намеченным ориентирам, от ее устойчивости с финансово-экономической и правовой точек зрения, а также от устойчивости ее положения среди конкурентов на рынке. Обеспечение выполнения перечисленных требований является задачей управления организацией.
М.Г. Лапуста8 подчеркивает, что процесс управления организацией в самом упрощенном виде включает следующие основные стадии:
1) планирование – сбор, обработка, рассмотрение информации и выработка управленческого решения;
2) организация и регулирование реализации управленческого решения;
3) учет – сбор, измерение, регистрация и обработка информации о результатах выполнения управленческого решения;
4) анализ – разложение информации, полученной на стадии учета, на компоненты, изучение и оценка определенных сочетаний этих компонентов для принятия следующих управленческих решений.
При этом каждая
из стадий чередуется со
Затем следует новый
цикл этого непрерывного в
идеале процесса. Все циклы подчинены
стратегии организации, т.е.
Стадия контроля намеренно не включена в приведенное выше упрощенное описание процесса управления, так как внутренний контроль имеет двойственную роль в процессе управления организацией. С одной стороны, стадии контроля неизменно чередуются с остальными в процессе управления, поэтому, утрируя, можно говорить о присутствии (проникновении) элемента контроля на каждой из описанных стадий. C другой стороны, благодаря контролю обеспечивается оптимальный ход процесса управления на каждой стадии, и поэтому стадию контроля по отношению к остальным можно рассматривать как упорядочивающее звено. Эти моменты подробно будут раскрыты ниже.
В учебнике Зведнина А.Л.9 описывается что, на любой стадии процесса управления неизбежно возникают различные отклонения действительного состояния или действия объекта управления от требуемого. На самом деле, любая деятельность без отклонений может иметь место лишь при абсолютной неизменности субъекта и объекта действия и окружающих их условий, что, как известно из диалектики, противоречит способу существования объективной реальности – движению. В обобщенном виде все отклонения, возникающие в процессе управления организацией, можно разделить на отрицательные, т.е. отдаляющие от намеченных ориентиров и принятых установок, и положительные – приближающие к ним. Например, выпуск продукции сверх плана может быть как отрицательным, так и положительным отклонением, – все зависит от принятых установок, производственных и сбытовых возможностей, а также условий функционирования конкретной организации. Так, если организация ориентирована на расширение производства и освоение новых рынков, имеет потенциалы сбыта (развитая сбытовая сеть, продукция пользуется спросом), а дополнительные продажи обеспечивают получение дополнительной прибыли (т.е. имеет место превышение предельного дохода над предельными издержками), то указанное отклонение положительное. Если же выпуск продукции заранее задан жесткими рамками и сбыт излишне выпущенной продукции представляется невозможным, а также если дополнительные издержки (дополнительный расход ресурсов, дополнительные затраты на оплату труда рабочих, дополнительные затраты на обслуживание производственных мощностей и т.д.) превышают дополнительный доход от продажи сверхплановой продукции, то это отклонение является отрицательным. Итак, отклонения есть всегда и они всегда воздействуют на те или иные аспекты функционирования организации. Но воздействия большинства отклонений настолько малы, что не имеет смысла принимать по этому поводу какие-либо меры, необходимо лишь установить масштаб допустимых отклонений, в пределах которого не произойдет ощутимых для организации изменений. Чтобы своевременно располагать информацией об отклонениях, превышающих допустимый масштаб, необходим контроль. Дадим определение понятию “внутренний контроль организации”. Прежде всего, необходимо уточнить, что внутренний контроль можно рассматривать с двух позиций. Так, понятие внутреннего контроля можно трактовать в широком смысле как систему (входящую в систему управления организацией), состоящую из ряда элементов, что будет рассмотрено в следующих разделах настоящей работы. Также внутренний контроль можно рассматривать и в достаточно узком смысле как один из этапов процесса управления. В данной главе рассматривается узкая трактовка понятия внутреннего контроля.
По мнению Бровкиной В.Д. нутренний контроль организации10 в наиболее узком смысле – это осуществление субъектами организации, наделенными соответствующими полномочиями (субъекты внутреннего контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих действий:
а) определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);
б) сравнение фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации, либо заданной извне, либо основанной на рациональности;
в) оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, на предмет степени их влияния на аспекты функционирования организации;
г) выявление причин данных отклонений.
Интерпретируем понятие “цель внутреннего контроля” в соответствии с подходом в узком смысле.
Цель внутреннего контроля - информационная прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений.
Очевидно, необходимо
раскрыть содержание понятия
информационной прозрачности
В.З. Шевлоков11 дает следующее определение, что управление каким-либо объектом – это направленное воздействие на этот объект для его упорядочения, для сохранения, совершенствования и развития его структуры (строения и внутренней формы его организации), а также для поддержания требуемого состояния (существования) или действия, направленного на реализацию какой-либо цели.
Для возможности осуществления таких воздействий в течении определенного времени (периода управления) необходимо иметь представление о степени управляемости данного объекта, т.е. о том, в какой степени он поддается управлению или, иными словами, в какой степени в результате управления обеспечивается (обеспечивалось или будет обеспечиваться) поддержание требуемого состояния или действия объекта управления в соответствующий момент (период) времени. Информация о данной степени управляемости и отражена в понятии информационной прозрачности объекта управления.
Вполне очевидно, что
без предельной информационной
прозрачности объекта
1) знать требуемое (желаемое) состояние (действие) объекта управления, позволяющее им эффективно управлять;
2) установить фактическое состояние (действие);
3) сравнить эти два состояния (действия);
4) оценить их различие.
Только после выполнения всех этих действий можно считать, что цель контроля достигнута – получена информация о степени управляемости объекта, т.е. объект информационно прозрачен для управления. Дальнейшие управленческие решения зависят от конкретных обстоятельств. Могут быть приняты следующие решения:
1) не воздействовать на объект;
2) принять корректирующие меры для приближения фактического состояния (действия) объекта к требуемому;
3) изменить воздействие на объект, пересмотрев принятое ранее решение.
По мнению Л.Н. Овсянникова12, внутренний контроль, с одной стороны, обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений, а с другой стороны – в интеграции с процессами организации и регулирования обеспечивает исполнения принятых решений. Следует отметить, что эти стороны внутреннего контроля находятся в неразрывном единстве и динамическом взаимодействии в циклах управленческих процессов.
Заключение
Сегодня органы государственной власти
уделяют серьезное внимание вопросам
совершенствования системы финансового
контроля. Поскольку очевидно, что обязательным
условием эффективного функционирования
экономики и финансовой системы страны
является наличие развитой системы контроля.
Предпринят уже ряд шагов, направленных
на ее реформирование. Заметную роль в
совершенствовании финансового контроля
призвано сыграть принятию Бюджетного
Кодекса13.
В целях наиболее полного выполнения Указа Президента Российской Федерации от 03.03.98 № 224 г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита. Создание такого органа вызвано необходимостью организации аудиторской деятельности и соединением в единый блок всех подразделений МФ России, выполняющих контрольные функции.
В настоящее время в Минфине
активизирована работа по подготовке
проектов федеральных законов о государственном
контроле в Российской Федерации.
Для эффективного осуществления государственного
финансового контроля требуется не только
назвать органы государственного контроля,
что теперь сделано в Бюджетном Кодексе,
но и законодательно закрепить их задачи,
права, сферу действия.
Усилия органов власти, которым
поручено выполнять функции контроля,
не координируются и осуществляют они
его в основном в рамках своего ведомства,
что вызывает раздробленность финансовой
системы.
Таким образом, считаю, что сегодня,
когда вся бюджетная система России находится
в стадии становления, вопрос реформирования
системы финансового контроля, является
одним из наиболее важных.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Российская газета, №7 от 21.01.2009.
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 № 145-ФЗ (ред. от 04.08.2013) // "Российская газета", N 153-154, 12.08.1998.
3. Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» от 03.03.1998 № 224 (ред. от 25.07.2000) // "Российская газета" N 43, 05.03.1998.
4. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности» от 04.09.2007 №75н (ред. от 04.10.2010) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, №47, 19.11.2007.
5. Белуха Н.Т. Контроль
и ревизия в отраслях
6. Бровкина В.Д. Контроль и ревизия. // В.Д. Бровкин.- М.: ИНФРА-М, 2010.- 153 стр.
7. Звездин А.Л. Ревизия и контроль. // А.Л. Звездин. - М.: КноРус, 2010. – 194 стр.
8. Симонова Л.А. Эффективность государственного финансового контроля // Л.А. Симонова. – М.: Финансы, 2009. – 94 стр.
9. Овсянников Л. Н. Государственный финансовый контроль: подходы к стандартизации. // Л.Н. Овсянников. – М.: Финансы, 2010 – 127 стр.
10. Привезенцев В.А. Контроль и ревизия: Учебное пособие. // В.А. Привезенцев. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009 – 58 стр.
11. Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления. // В.З. Шевлоков. - М.: Финансы, 2010. – 115 стр.
12. Лапуста М.Г. Финансы организаций. // М.Г. Лапуста. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – 64 стр.