Налоговые системы стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:40, курсовая работа

Описание

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Фома Аквинский (1226-1274) определил налоги, как дозволенную форму грабежа. Шарль Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у поданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения Адам Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает – признак не рабства, а свободы.

Содержание

Введение.

Налоговая система Канады.

Уровни налоговой системы Канады

Модернизация налоговой системы

Влияние налоговой системы на экономические процессы в стране

Налоговая система Дании

Налоговая система Украины.

Характеристика отдельных видов общегосударственных налогов

Характеристика отдельных видов местных налогов и сборов

Контроль над уплатой налогов

Заключение.

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Налоги.doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)

Содержание.

 

Введение.

 

Налоговая система Канады.

 

Уровни налоговой системы Канады

 

Модернизация налоговой системы

 

Влияние налоговой системы на экономические  процессы в стране

 

Налоговая система Дании

 

Налоговая система Украины.

 

Характеристика отдельных видов общегосударственных налогов

 

Характеристика отдельных видов  местных налогов и сборов

 

Контроль над уплатой налогов

 

Заключение.

 

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 Обложение людей налогами  старо как мир. Оно существовало  уже в библейские времена и было не плохо организовано. Одним из самых известных тогда налогов была «десятина», десятую часть урожая крестьянин отдавал за пользование землей. Этот налог просуществовал почти до конца девятнадцатого столетия.

 В государствах классического древнего мира (Рим, Афины, Спарта) налоги, как правило, не взимались, потому что не было постоянных ведомств. Оказывая государству услуги. Граждане расходовали собственные средства. Однако сборы и пошлины с торговцев в портах, на рынках, у городских ворот существовали и тогда.

 Непосредственные сборщики  налогов не пользовались популярностью  в народе, хотя они лишь выполняли  волю правительства. Поскольку  сбор налогов – дело хлопотное,  требует содержание специального  аппарата, в некоторых странах,  чтобы сэкономить государственные средства, право взимать налоги выставлялось на торгах. Получал его тот, кто давал самую высокую цену. Он становился «откупщиком». Естественно, что такой сборщик налогов, чтобы покрыть затраты и получить прибыль, ответственно относился к выполнению своих обязанностей.

Проблемы налогообложения постоянно  занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых  разных эпох. Фома Аквинский (1226-1274) определил  налоги, как дозволенную форму  грабежа. Шарль Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у поданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения Адам Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает – признак не рабства, а свободы.

В настоящее время налоги и налоговая  система – это не только источники  бюджетных поступлений, но и важнейшие  структурные элементы экономики  рыночного типа. Очевидно, что без  формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики.

 Совокупность взимаемых в  государстве налогов и других  платежей (сборов, пошлин) и образуют налоговую систему. Это понятие охватывает и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют элементы налогов. Налоговая система включает также органы сбора и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции.

 

К основным понятиям элементов налоговой системы относятся:

 

Субъект налогообложения – юридическое  или физическое лицо, являющееся плательщиком налога. Существуют определенные механизмы  переложения налогового бремени  на других лиц, поэтому специально выделяется такое понятие, как носитель налога. Носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог.

Объект налогообложения – доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), цена товара или услуги, добавленная  стоимость, на которые начисляется  налог. В настоящее время общей  чертой большинства налоговых систем является материально – денежный, а не личностный характер объектов налогообложения. Использование в качестве объекта налогообложения физического лица (подушный налог) утратило свое значение, практически этот вид налога нигде не используется. Объект налогообложения не всегда совпадает с источником взимания налога, т.е. доходом из которого выплачивается налог.

Налоговая ставка (норма налогообложения) – это величина налога на единицу  обложения (доход, имущество и т.д.). Различают предельную ставку, ставку обложения налогом дополнительной единицы дохода и среднюю, соотношение суммы налогов к величине доходов. Если предельная ставка растет вместе с доходом, то и средняя растет по мере роста доходов. Налоговая ставка, устанавливаемая в процентах к доходу, называется налоговой квотой.

 

Налоговая льгота представляет собой  полное или частичное освобождение от налога.

 

Совокупность налоговых ставок и налоговых льгот составляет налоговый режим.

 

Рассмотрим налоговые системы  нескольких зарубежных стран, в частности Канады, Дании и Украины.

 

 Налоговая система Канады. Уровни  налоговой системы Канады 

 

Налоговая система Канады в современных  условиях представлена на трех основных уровнях:

 

Ø федеральном (48% государственных  доходов);

 

Ø провинциальном (42% государственных доходов);

 

Ø местном (10% государственных доходов).

 

Главную часть доходов федерального бюджета составляет подоходный налог  с населения, причем доля его постоянно  увеличивается. За 1985—1994 годы доля подоходного  налога увеличилась на 45% (с 56580 млн. до 101943 млн. канадских долларов). Значительны и поступления от налога на корпорации, налога на товары и услуги, акцизов, таможенных пошлин и налогов в фонды социального страхования.

 

Налоговые источники доходов провинций  складываются из:

 

-  подоходного налога с населения;

 

ü налога с продаж;

 

ü налога на прибыли корпораций;

 

ü акцизов;

 

ü налогов в фонды социального  страхования;

 

ü налогов на дарения;

 

ü рентных платежей;

 

ü различных регистрационных и  лицензионных сборов.

 

Основную долю поступлений дают подоходный налог с населения и косвенные налоги. Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налога на предпринимательство.

 

В стране сложилась четкая система  налогового регулирования. Налоговая  политика разрабатывается отделом бюджетной политики и экономического анализа Министерства финансов. Все проекты выносятся на обсуждение — прежде всего в Палату Общин. Сбором налогов занимается Министерство национального дохода. Все возникающие споры по вопросам налогообложения разрешает Налоговый суд.

 

Отдельным провинциям сделаны исключения. Например, Квебек самостоятельно собирает подоходный налог и налог на прибыль, Онтарио, Альберта — налог на прибыль.

 

Основополагающими актами в сфере  налогового законодательства служат: Закон о налоге на доход (регулирующий взимание подоходного налога и налога на прибыль корпораций) и Закон о страховании по безработице (системы социального обеспечения).

 Модернизация налоговой системы 

 

Первым этапом модернизации налоговой  системы Канады стала налоговая реформа, начатая в 1987 г. Она коснулась двух основных доходных статей бюджета: подоходного налога и налога на прибыль. В дальнейшем был проведен радикальный пересмотр системы косвенных налогов.

 

Подоходный налог

 

В соответствии с реформой 1987 г. в Канаде на федеральном уровне стали действовать три ставки подоходного налога вместо ранее существовавших десяти, и в каждом регионе — свои местные ставки подоходного налога (см. Таблица 1 и Таблица 2).

 

Были пересмотрены налоговые льготы, и часть из них отменена. Многие льготы переведены из налоговых скидок в разряд налогового кредита.

 

Таким образом, новая налоговая  система построена на одинаковом обложении доходов, независимо от их величины и формы вложения капитала, а также на обложении реальных величин доходов (индексация ставок и налоговых кредитов в соответствии с ростом потребительских цен).

 

Налог на прирост рыночной стоимости  активов

 

Большое значение в системе подоходного  налога с населения имеет налог  на прирост рыночной стоимости активов. Если ранее только половина этого дохода подпадала под налогообложение, причем реальная ставка совокупного федерально - провинциального налога равнялась 26%, то в настоящее время облагаемая доля расширилась до 75%, а реальная ставка налога на прирост рыночной стоимости возросла до 30%.

 

Налог на прибыль

 

Значимую роль играет налог на прибыль  и связанные с ним разнообразные  налоговые льготы, которые побуждают  компании к рациональному использованию  основных и оборотных средств, внедрению  НИОКР, развитию деятельности в определенных районах и другим общественно полезным мероприятиям.

 

Ставка налога на прибыль складывается из федеральной и провинциальной. Общая федеральная ставка — 28% (для  компаний обрабатывающей промышленности — 23%). Провинциальные ставки налога на прибыль представлены в Таблице 3.

 

Основные налоговые льготы

 

Основные налоговые льготы для  корпораций включают:

 

-   инвестиционный налоговый  кредит;

 

-   налоговый кредит на  расходы НИОКР;

 

-   ускоренные нормы амортизации;

 

-   льготные условия налогообложения стоимости активов;

 

-   скидки на истощение  недр и др.

 

Постоянно увеличивающийся дефицит  федерального бюджета привел к более  рациональному использованию налоговых  льгот, что прежде всего выразилось в сужении сфер их применения и в уменьшении размеров. В 1987 г. были отменены инвестиционный налоговый кредит и скидка на корректировку товарно-материальных запасов.

 

Снижены нормы амортизации для  пассивной части основного капитала в горнодобывающей промышленности для бурового оборудования, рабочих частей машин, рекламного оборудования.

 

Сохранены льготы на стимулирование регионального развития НИОКР. Инвестиционный кредит для атлантических провинций  составляет 15%, а для специально выделенной группы районов — 10%. Налоговый кредит на капиталовложения в НИОКР составляет 30% для всех компаний и 45% — для обрабатывающего сектора в отдельных районах.

 

Для стимулирования развития сельского  хозяйства и рыболовства также  предусмотрены меры налогового характера. Существуют три специальные льготы для компаний данных отраслей.

 

Цель одной из них — привлечь детей фермеров к работе в сельском хозяйстве. После смерти родителей  ферма, доля в семейной фермерской корпорации или семейном фермерском партнерстве  переходит к детям без необходимости  пожизненной уплаты налога на прирост рыночной стоимости активов. Его оплата откладывается до того момента, когда дети будут располагать какой-либо другой собственностью помимо данной семейной.

 

Другая льгота состоит в праве  усреднять доход за пятилетний период в целях защиты фермеров и рыбаков от резких колебаний доходов, свойственных данным отраслям.

 

Третья льгота связана с методом  исчисления дохода для фермеров и  рыбаков; дает возможность фермерам регулировать распределение доходов  по годам, уменьшать или увеличивать сумму, оставшуюся в их распоряжении после уплаты налога.

 

Большое внимание в Канаде уделяется  стимулированию деятельности малого бизнеса.

 

К малым относятся компании с  годовыми продажами от 2 до 20 млн. долл., с годовой прибылью меньше или  равной 200 тыс. долл., в которых занято меньше или 100 лиц наемного труда. Доля мелких фирм составляет 97% от числа всех компаний. Основные сферы их деятельности — услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли. После налоговой реформы ко всем компаниям малого бизнеса применяется единая ставка — 12%. Правительство Канады возлагает большие надежды на малый бизнес как на возможность повысить уровень занятости в стране.

 

В налоговой системе преобладает  прямое налогообложение, в котором  основную долю занимает подоходный налог с населения. Наибольшее регулирующее воздействие на экономику оказывает налог на прибыль компаний.

 

Последние тенденции в развитии налоговой системы связаны с  расширением базы налогообложения  и снижением размеров ставок налогов  и направлены на сокращение дефицита федерального бюджета при сохранении возможностей воздействовать на экономические процессы.

 

 

 

Налог с продаж

 

Налог с продаж по своей природе  — это более удобный механизм сбора доходов, чем подоходный налог. Действующий налог с продаж имеет две характерные черты:

 

-   распространяется только  на потребление, освобождая от  налогов сам производственный  процесс и тем самым не угрожая  внутреннему производству;

 

-   опирается на более широкую  базу.

 

До 1991 г. федеральное правительство полагалось на единую ставку федерального налога с продаж — 13,5%. Под этот налог попадали и производственные ресурсы. Эта ставка распространялась на производителей и ее эффективное значение существенно изменялось от продукта к продукту, завися от системы их распределения. Налог облагал внутреннее производство больше, чем импортные товары, примерно на одну треть. Половина доходов от этого налога полностью шла от налогообложения потребляемых в производстве ресурсов, увеличивая стоимость инвестиций в среднем на 4%. В небольшой открытой экономике, которая характерна для Канады, эти факторы стали основными препятствиями к росту.

 

Столкнувшись с недостатками федерального налога с продаж, федеральное правительство  в 1987 г. решило основные усилия направить  на реформу местного налога с продаж. Этот шаг правительства породил предложение развивать и взимать национальный налог с продаж по европейской модели налога на добавленную стоимость.

 

Налог на товары и услуги

 

В 1991 г. был принят налог на товары и услуги. В отличие от европейского налога на добавленную стоимость налог на товары и услуги в Канаде имеет преимущество, которое выражается в установленной единой ставке — 7%. В то же время основные продукты питания, лекарства, медицинские препараты и оборудование налогообложению не подвергаются, освобождаются от налогов услуги здравоохранения и образования.

Информация о работе Налоговые системы стран