Нормативное и государственное регулирование учета труда и заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:36, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы исследования объясняется зависимостью величины заработной платы от уровня жизни населения любой страны. Для подавляющего большинства людей заработная плата является основным источником дохода. Поэтому вопросы, связанные с заработной платой (ее величиной, формой начисления и выплаты и другие), являются одними из наиболее актуальных как для работников, так и для работодателей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1 Формы и системы оплаты труда…………………………………………........5
1.1 Повременная оплата труда…………………………………………………..5
1.2 Сдельная оплата труда……………………………………………………….6
1.3 Тарифная система оплаты труда…………………………………………….7
1.4 Трудовое соглашение………………………………………………………...8
2 Принцип организации оплаты труда ………………………………………10
3 Документы по учету труда и его оплате …………………………………….13
4 Нормативное и государственное регулирование учета труда и заработной платы ……….....................................................................................................18
Заключение ……………………………………………………………………...25
Глоссарий ………………………………………………………………………..28
Список использованных источников …

Работа состоит из  1 файл

Документы по учету труда и зарплате.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)
>      Этим законом рассматриваются  общие положения по ведению  бухгалтерского учета. Законодательство  РФ состоит из Федерального  закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ.

    Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском  учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимых пользователям бухгалтерской отчетности.

    5. Постановление Правительства РФ  от 18.07.1996 г. № 841 ” О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей”.                                                                                                       

      Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы, со всех видов пенсий и компенсационных выплат к ним, с ежемесячных доплат к пенсиям, со стипендий, с пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице (только по решению суда). Удержание алиментов также производится с денежного довольствия, получаемого военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел и другими приравненными к ним категориями лиц.

Взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода производится после удержания из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством.

6. Постановление  Правительства Российской Федерации  от 02.10.2003г. №609 ”О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы”.

     Тарифная ставка первого разряда по ЕТС в соответствии с данным законом составляет 600 рублей.

    Второй  уровень системы составляют российские стандарты – Положения по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках. На этом уровне регулирующим органом выступает только Министерство финансов РФ. Нормативная база второго уровня включает в себя следующие нормативные акты.

  1. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности РФ. Утверждено     приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н. (в редакции Минфина РФ от 24.03.2000 г. №31н.). Раскрывает общие положения, правила ведения бухгалтерского учета и отчетности, документирование хозяйственных операций, основные правила оценки статей бухгалтерской отчетности, взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.
  2. Положение по бухгалтерскому учету ”Доходы организации”. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г.№32н. Стандарт включает пять разделов: общие положения, доходы от обычных видов деятельности, прочие поступления, признание доходов, раскрытие информации в бухгалтерской отчетности. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

    3. Положение по бухгалтерскому  учету ”Расходы организации”. Утверждено  приказом Минфина РФ от 06.05.99 г.  №33н. Стандарт включает пять разделов: общие положения, расходы по обычным видам деятельности, прочие расходы, признание расходов, раскрытие информации в бухгалтерской отчетности. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

    Третий  уровень составляют рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в  том числе инструкции, указания и  т.п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации  и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней. Примерами таких документов являются :

  1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

      По плану счетов бухгалтерского  учета и в соответствии с  инструкцией организация утверждает  рабочий план  счетов бухгалтерского  учета, содержащий полный перечень  синтетических и аналитических  счетов.

  1. Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера при заполнении организациями форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 24.11.2000 г. № 116
  2. Инструкция по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 07.12.1998 г. №121.
  3. Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденные приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 05.07.2002 г. № БГ-3-05/334.

    Четвертый уровень составляют рабочие документы  организации, в которых на основе общеустановленных правил и принципов  они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах. К документам этого уровня можно отнести приказ об учетной политике, устав организации, рабочий план счетов, график документооборота и другие.

    Все четыре уровня  документов определяют общие правила организации и ведения учета труда и заработной платы и распространяются на все предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от подчиненности, форм собственности и видов деятельности, поэтому их следует рассматривать как нормативы.

    В организациях в целях регулирования взаимоотношений между работодателем и работниками трудовой деятельности коллектива, оплаты труда и материального поощрения, работающих на основе законодательных актов разрабатывают и принимают внутренние нормативные документы. К важнейшим из них относятся: коллективный договор, трудовой договор (контракт), положение о системе оплаты труда, положение о премировании, положение о вознаграждении по итогам работы за год, положение о вознаграждении за выслугу лет, штатное расписание и должностные инструкции.

    Контроль  за своевременность, правильность и полнотой  осуществляется компетентными государственными органами.            Регулирование оплаты труда осуществляется на основе сочетания мер государственного воздействия с системой договоров.     

      Государство, как участник трудовых отношений, в их рамках согласно  Трудовому кодексу (ТК) устанавливает и гарантирует:

  • величину минимального размера оплаты труда;
  • величину минимального размера тарифной ставки работников организаций бюджетной сферы;
  • ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы;
  • недопущение оплаты труда в натуральной форме;
  • обеспечение получения работниками заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с законами;
  • государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
  • ответственность работодателей за нарушение требований законов, иных нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений;

    Все остальные условия оплаты труда  принимаются по согласованию сторон трудовых отношений, но с соблюдением  требований законодательных актов.

  Государственное регулирование оплаты труда включает:

  • законодательное установление и изменение минимального  размера оплаты труда;
  • налоговое регулирование средств, направляемых на оплату  труда предприятиями, а также  доходов физических лиц,
  • установление государственных гарантий по оплате труда.

    Регулирование оплаты труда на основе договоров  и соглашений обеспечивается: коллективными  и индивидуальными договорами (контрактами).

    Элементы  политики государства в области  доходов и заработной платы. Но при чрезмерной дифференциации заработков, наличие денежных доходов централизованная политика в области оплаты труда вряд ли даст положительные результаты. Ориентация на налоговое регулирование доходов может стимулировать черный рынок.  Потому главная надежда  видимо, в политике переговоров, в частности, по поводу утверждения уровней заработной платы, обеспечивающих гибкую и справедливую оплату труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    В соответствии с изменениями в  экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на предприятия, которые самостоятельно устанавливают формы, системы оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных видов премии, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных формах, включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и тому подобное).

    Рыночные  отношения вызвали к жизни  новые источники получения денежных доходов в виде сумм, начисленных к выплате по акциям и вкладов членов трудового коллектива в имущество предприятия (дивиденды, проценты).

    Таким образом, трудовые доходы каждого работника определяются его личным вкладом, с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируется налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Минимальная   оплата труда работников всех организационно-правовых форм устанавливаются законодательством. Одним из важнейших направлений деятельности бухгалтерии любого предприятия, и за рубежом, является учет заработной платы работников  предприятия. Так как он  является одним из наиболее трудоёмких и ответственных участков работы бухгалтера, и  должен обеспечить оперативный контроль над количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплат социального характера. Основными задачами учета труда и его оплаты являются:                                                                                                                                          - точный учет личного состава работников, отработанного ими времени и объёма выполняемых работ;                                                                                                            - правильное исчисление сумм оплаты труда и удержания из неё;                                      - учет расчетов с работниками организации, бюджетом, органами социального страхования, фондами обязательного медицинского страхования и  Пенсионным фондом;

- контроль над рациональным использованием трудовых ресурсов;                                        - правильное отнесение начисленной оплаты труда и отчисления на социальные нужды на счета издержек производства и обращения и на счета целевых источников.

    Проблема оплаты труда - одна из ключевых в экономике. От её успешного решения во многом зависят как повышение эффективности  производства, так и рост благосостояния  людей, благоприятный социально-психологический климат в обществе.

    В новых условиях решение проблем  в области оплаты труда невозможно без развитых механизмов социального  партнёрства. В плоскости реформирования заработной платы находится и  проблема государственных социальных стандартов, представляющих нормативные показатели уровня жизни и социального развития и используемых в качестве целевых ориентиров в практике государственного управления процессами экономического и социального развития.

    В настоящее время уставной юридической формой регулирования трудовых отношений, в том числе в области оплаты труда работников, становится коллективный договор предприятия, в котором фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию предприятия. Предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходя из специфики и задач, стоящих перед предприятием.

    Новые системы организации труда и  заработной платы должны обеспечить сотрудникам материальные стимулы. Эти стимулы могут быть задействованы  наиболее эффективно при жесткой индивидуализации заработной платы каждого  работника. При внедрении бестарифной, гибкой модели оплаты труда, при  которой заработок работника находится в прямой зависимости от спроса на  производимую им продукцию и выполняемые информационные услуги.

От качества и конкурентоспособности выполняемых работ и, конечно, от  финансового положения предприятия, на котором он работает.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глоссарий

  
  № п/п  
  
  Новое понятие   Содержание 
  1   Бухгалтерский учет упорядоченная система сбора, регистрации и

 обобщения  информации в денежном выражении

 об  имуществе, обязательствах организации  и их

 движения  путем сплошного, непрерывного  и

 документального  учета всех хозяйственных

 операций.

    
  2 Нормирование  труда определение максимально  допустимого

 количества времени для выполнения конкретной

 работы  или операции в условиях данного

 производства (минимально допустимого

 количества  продукции, изготовляемой в

 единицу времени: час, смену).

  3 Оплата труда система отношений, связанных с обеспечением

 установления  и осуществления работодателем

 выплат работникам  за их труд в соответствии  с

 законами, иными  правовыми актами,

коллективными договорами, трудовыми 

договорами, соглашениями.

  4 План счетов систематизированный перечь счетов

бухгалтерского учета, позволяющий

идентифицировать  и осуществлять процессы

сбора, регистрации  и обобщения информации от

 микро до макро - уровня.

  5 Повременная оплата труда заработок работников начисляется в зависимости 

от количества проработанного времени и

 тарифной ставки (оклада).

  6 Повременно-премиальная  оплата труда работники дополнительно  получают премию,

которая, как  правило, устанавливается в

 процентах  к оплате труда, начисленной  за 

фактически отработанное время.

  7 Сдельная оплата труда заработная плата начисляется работникам за

 фактически  выполненную работу на основании

 действующих  расценок за единицу работы.

Информация о работе Нормативное и государственное регулирование учета труда и заработной платы