Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:20, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение комплекса теоретических положений реформирования бухгалтерского учета в российских условиях, а также российской системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.
Введение…………………….……………………………………………………….2
Глава 1.Сущность системы нормативного регулирования в Российской Федерации…………………………………………...................................................4
1.1Понятиенормативного регулирования…………...…….………………............4
1.2 Модели нормативного регулирование бухгалтерского учета……..………...6
Глава 2.Российская система нормативного регулирования бухгалтерского
учета ……..……………………………………………………..………...……….11
2.1. Методологические основы построения бухгалтерского учета в России.....11
2.2. Анализ и характеристика положения бухгалтерского учета.......….............18
2.3. Методический уровень……………….……………………................….…...21
2.4. Организационный уровень……………….…………......................................25
Глава 3. Организационный уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета на примере предприятия ОАО «РЖД»....................….....29
3.1 ОАО РЖД – как хозяйствующий субъект…………………………………...29
3.2. Порядок ведения бухгалтерского учета на ОАО «РЖД»………….....…....31
3.3 Потенциал учетной политики ОАО «РЖД» - как документ в формировании бухгалтерской отчетности………...…..………………………………………….32
Заключение………………………………………………………………..….........40
Список используемой литературы…….................................................................43
Приложение 1
Приложение 2
Все синтетические счета имеют двузначный шифр (от 01 до 99). Счета разбиты на 8 разделов: «Внеоборотные активы», «Производственные запасы», «Затраты на производство»; «Готовая продукция и товары», «Денежные средства», «Расчеты», «Капитал», «Финансовые результаты» и 11 забалансовых счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности организации в рыночной экономике. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить, исключать или объединять дополнительные субсчета.
Аналитические счета (счета третьего порядка) открываются в зависимости от поставленных целей и специфики деятельности организации в рыночной экономике.
В Инструкции по применению плана счетов приводится краткая характеристика синтетических счетов и субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, рассмотрен порядок учета наиболее распространенных операций, дана типовая корреспонденция счетов с другими счетами бухгалтерского учета.
Следует отметить, что План счетов и Инструкция по его применению не являются полным описанием содержания счетов и способов ведения учета на них, а лишь устанавливают общий порядок отражения фактов хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Таким образом, третий, методический уровень занимает важное место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета. Трудно точно назвать необходимое число методических указаний по бухгалтерскому учету. Можно лишь констатировать, что в предложениях по разработке первоочередных положений по бухгалтерскому учету в перечне оказалось около 30 тем, а по методическим указаниям — перспективы необозримы, поскольку они разрабатываются применительно к важнейшим отраслям народного хозяйства и видам деятельности (промышленность, капитальное строительство, наука, торговля, туризм, коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, бытовые услуги, финансовый рынок и др.), их число может достигнуть 300.
2.4 Организационный уровень
Внутренние документы организации относятся к четвертому уровню системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и утверждаются в рамках принятой учетной политики.
В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета учетная политика предприятия трактуется как выбранная им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определяет первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности, то есть составляющие содержания метода бухгалтерского учета.
В МСФО 1 «Раскрытие учетной политики» и в соответствующем ему ПБУ 1/99 «Учетная политика организаций» установлено, что учетная политика охватывает принципы, основы, обычаи, правила и процедуры, принятые руководством для подготовки и представления финансовой отчетности, то есть данный стандарт, в первую очередь, ориентирован на внешних пользователей учетной информации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона о бухгалтерском учете организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Согласно пункту 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете учетная политика оформляется приказом или распоряжением; при этом утверждаются:
1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
3) порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
4) правила документооборота и технология обработки учетной информации;
5) порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Формирует учетную политику предприятия ее главный бухгалтер. При этом он исходит из обязательного соблюдения допущений и требований, зафиксированных в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, составляющих его базовые принципы. Содержание учетной политики должно включать методологический, технический и организационный аспекты.
Методологический аспект раскрывает природу отдельных объектов учета, исходя из действующей нормативной базы. Способы ведения бухгалтерского учета, оказывающие существенное влияние на оценку и принятие управленческих решений пользователями бухгалтерской отчетности, должны получить отражение в учетной политике организации. Поэтому признак существенности рассматривается как совокупность этих способов, игнорирование которых создаст сложности для пользователей бухгалтерской отчетности, последствием которых может явиться неправильная интерпретация фактов хозяйственной деятельности предприятия и невозможность дать объективную оценку о его финансовой устойчивости на соответствующем сегменте рынка. Способы ведения бухгалтерского учета, зафиксированные в приказе об учетной политике, применяются с 1 января года, следующего за годом его издания. В течение всего года они не должны изменяться, за исключением следующих случаев:
а) изменения законодательства Российской Федерации или нормативных документов по бухгалтерскому учету;
б) разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
в) существенного изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение вида деятельности и т. д.).
Технический аспект учетной политики предусматривает рабочие инструменты реализации методологического аспекта. Он включает разработку и утверждение:
1. рабочего плана счетов бухгалтерского учета на базе общепринятого Плана счетов;
2. форм первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;
3. форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
4. форм бухгалтерского учета;
5. порядка проведения инвентаризации;
6. методов оценки отдельных видов имущества и обязательств;
7. правил документооборота и технологии обработки учетной информации;
8. продолжительности первого отчетного года, если предприятие приобрело права юридического лица после 1 октября.
Рабочий план счетов формируется из перечня счетов, необходимость в которых устанавливается по каждому объекту учета. Он включает в себя счета разной степени детализации и обобщения в пределах действующего Плана счетов, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации.
Технический аспект учетной политики включает также разработку различных вариантов распределения расходов по управлению производством и его обслуживанию, форму ведения бухгалтерского учета, определение состава внутрипроизводственной отчетности для аппарата управления.
Организационным аспектом учетной политики является форма управления бухгалтерской службы. Соблюдение законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия и ответственность за постановку бухгалтерского учета возложены на руководителя организации. Согласно статьи 6 Закона о бухгалтерском учете руководитель организации в зависимости от объема учетной работы может учредить бухгалтерию как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично.
Таким образом, документы четвертого, организационного, уровня системы регулирования бухгалтерского учета формируются непосредственно на месте возникновения бухгалтерской информации – в организациях.
Глава 3.Организационный уровень регулирования Бухгалтерского учета на примере ОАО «РЖД»
3.1 ОАО РЖД – как хозяйствующий субъект
Полное наименование Компании: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги».
ОАО «РЖД» учреждено постановлением правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. №585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Хозяйственная деятельность Компании началась 1 октября 2003 г. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» ОАО «РЖД» включено в перечень открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
Высшим органом управления ОАО «РЖД» является Общее собрание акционеров. Единственным акционером Компании является Российская Федерация, от имени которой полномочия осуществляются правительством Российской Федерации (ст. 47 Федерального закона «Об акционерных обществах») [2].
Решения акционера оформляются в форме распоряжения правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации единолично принимает решение и оформляет письменно численный и персональный состав Совета директоров ОАО «РЖД». Состав Совета директоров ОАО «РЖД», избранный в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. №930-р утвержден в количестве 11 человек (должности указаны на момент избрания) из наиболее квалифицированных и компетентных специалистов. В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. №864-р количественный состав Совета директоров увеличен на одного человека.о
Председателем Совета директоров ОАО «РЖД» выбран заместитель председателя правительства Российской Федерации. Членом Совета директоров президент ОАО «РЖД».Из всего можно сделать вывод:
1.Разделены функции государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью на федеральном железнодорожном транспорте (постановление Правительства Российской Федерации об учреждении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"). Функции хозяйственного управления на железнодорожном транспорте полностью перешли к единому хозяйствующему субъекту – ОАО "РЖД", что позволило:
реструктуризировать кредиторскую задолженность предприятий и организаций железнодорожного транспорта;
провести инвентаризацию земли и имущества предприятий железнодорожного транспорта;
привести в соответствие с основными принципами гражданского законодательства Российской Федерации документы, регламентирующие работу отрасли.
2. Создан эффективный механизм государственного регулирования, стимулирующего развитие конкуренции в области грузовых и пассажирских перевозок и в неосновных видах деятельности.
Подготовлены следующие документы:
Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации";
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации;
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях";
Федеральный закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта";
изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации;
изменения нормативные акты Правительства Российской Федерации, обеспечивающие дальнейшую реализацию Программы структурной реформы;
Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования;
Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования";
прейскурант № 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами".
Внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и в нормативные акты Правительства Российской Федерации, обеспечивающие дальнейшую реализацию Программы структурной реформы;
3. Завершен подготовительный этап формирования на базе отдельных видов хозяйственной деятельности самостоятельных структурных образований.
4. Проведено управленческое и финансовое структурирование хозяйственной деятельности по видам деятельности.
5. Внедрена технология управления инвестиционной политикой ОАО "РЖД".
3.2. Порядок ведения бухгалтерского учета на ОАО «РЖД»
Основные задачи регулирования бухгалтерского учета ОАО «РЖД» являются:
Обеспечение ведения бухгалтерского и налогового учета, формирование налоговых деклараций и контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации