Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение комплекса теоретических положений реформирования бухгалтерского учета в российских условиях, а также российской системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.

Содержание

Введение…………………….……………………………………………………….2
Глава 1.Сущность системы нормативного регулирования в Российской Федерации…………………………………………...................................................4
1.1Понятиенормативного регулирования…………...…….………………............4
1.2 Модели нормативного регулирование бухгалтерского учета……..………...6
Глава 2.Российская система нормативного регулирования бухгалтерского
учета ……..……………………………………………………..………...……….11
2.1. Методологические основы построения бухгалтерского учета в России.....11
2.2. Анализ и характеристика положения бухгалтерского учета.......….............18
2.3. Методический уровень……………….……………………................….…...21
2.4. Организационный уровень……………….…………......................................25
Глава 3. Организационный уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета на примере предприятия ОАО «РЖД»....................….....29
3.1 ОАО РЖД – как хозяйствующий субъект…………………………………...29
3.2. Порядок ведения бухгалтерского учета на ОАО «РЖД»………….....…....31
3.3 Потенциал учетной политики ОАО «РЖД» - как документ в формировании бухгалтерской отчетности………...…..………………………………………….32
Заключение………………………………………………………………..….........40
Список используемой литературы…….................................................................43
Приложение 1
Приложение 2

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ НОРМАТИВНОЕ РЕГ.doc

— 1.40 Мб (Скачать документ)

                    Методическое руководство и координация деятельности подразделений аппарата управления ОАО "РЖД", его филиалов, представительств, других структурных подразделений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

                    Контроль за состоянием расчетов ОАО "РЖД" с бюджетами, государственными внебюджетными фондами, поставщиками, подрядчиками и другими контрагентами.

                    Формирование и реализация учетной политики бухгалтерского учета ОАО "РЖД" с целью обеспечения рационального ведения бухгалтерского учета, полноты отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности.

                    Формирование налоговых баз и своевременное представление в налоговые органы и в государственные внебюджетные фонды налоговых расчетов и деклараций.

                    Осуществление контроля за своевременным представлением налоговых расчетов и деклараций филиалами и другими структурными подразделениями ОАО "РЖД".

3.3 Учетная политика ОАО «РЖД»

Финансовая отчётность является своего рода техдокументацией на компанию. Она ориентирована на широкий круг пользователей, однако для того, чтобы её читать и, что главное, понимать, необходимы серьёзные знания в области современного бухгалтерского учёта, который включает в себя даже элементы высшей математики. Кроме того, отчётность, как блюдо на столе, должна быть свежей. Например, вряд ли можно назвать оправданным решение о привлечении заёмного финансирования, если оно принято на основе информации, бывшей актуальной несколько месяцев назад. Сегодня всё могло принципиально измениться.

Решения, принимаемые инвесторами в отношении той или иной компании, в значительной мере базируются на финансовой отчётности. Ни один аспект её подготовки не уходит из-под пристального внимания инвесторов. Именно поэтому так высока цена подготовки финансовой отчётности и аудита.

В настоящее время холдинг ОАО «РЖД» активно трансформируется. Изменения происходят не только вширь (материнская компания – дочерние общества), но и вглубь (появление финансовых вложений у дочерних обществ). Кроме того, в соответствии с требованиями федерального законодательства об акционерных обществах компания обязана представлять акционерам годовой отчёт, который включает в себя отчёт о результатах работы компании за год. Годовой отчёт утверждается советом директоров. Год назад президентом Дмитрием Медведевым был подписан федеральный закон «О консолидированной финансовой отчётности» № 208-ФЗ. Согласно документу теперь консолидированная финансовая отчётность составляется в единственном формате – в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности, при этом срок её представления не должен превышать 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчётность. Обязательный переход на МСФО компаний-эмитентов, облигации которых публично обращаются (а к таковым относится и ОАО «РЖД» с рядом ДЗО), установлен с 2015 года.

Выход этого закона – поворотный момент в бухгалтерской отрасли всего холдинга. Он дал мощнейший импульс революционным преобразованиям, происходящим в бухгалтерском учёте РЖД. В настоящее время компания проводит значительную работу по постановке учёта основных средств в соответствии с МСФО. На протяжении двух лет Бухгалтерской службой была проделана огромная работа по сбору, анализу, систематизации информации по стоимостным и техническим характеристикам основных средств. По итогам работы в декабре 2010 года впервые в истории ОАО «РЖД» был сформирован пообъектный перечень объектов основных средств по справедливой стоимости на 01.01.2009, включающий в себя более 3,5 млн объектов.

Вторым этапом этой работы являются формирование пообъектного регистра основных средств за 2009–2011 годы.Это позволит сформировать достоверные данные о стоимости основных средств, включая требования по компонентному учёту, и, как следствие, выпустить прозрачную и достоверную консолидированную финансовую отчётность без замечаний аудитора.

Кроме того, увеличивается круг дочерних и зависимых обществ (ДЗО), формирующих индивидуальную отчётность по МСФО и проводящих её аудит. В частности, определены международные аудиторы по МСФО для ОАО «ТрансКредитБанк», ОАО «Росжелдорстрой», ОАО «ПГК», ОАО «ВГК», ОАО «ФПК», ОАО «ТрансКонтейнер», ЗАО «Компания ТрансТелеКом», ЗАО «ЮКЖД», ОАО «КИТ Финанс Инвестиционный Банк», ОАО «Элтеза», ОАО «ТД РЖД», ОАО «Скоростные магистрали», ОАО «Росжелдорпроект».

И здесь большая ответственность ложится на руководителей ДЗО, которые должны точно и в срок предоставить корректные данные для формирования холдинговой отчётности. Решение этой задачи лежит в плоскости жёсткого администрирования, выстроенного на базе понятных и одинаково трактуемых регламентов.

Для этого в марте этого года вышел в свет переработанный Типовой регламент предоставления информации дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД» в Бухгалтерскую службу и департамент управления дочерними и зависимыми обществами (Центр по корпоративному управлению пригородным комплексом) ОАО «РЖД». Переработки в указанном регламенте коснулись прежде всего составности, сроков и порядка предоставления информации, необходимой для формирования консолидированной финансовой отчётности холдинга по МСФО. Выход регламента обеспечил гармонизацию и упорядочивание информационных потоков в компании, связанных с формированием отчётности.

Стоит упомянуть, что на все ДЗО распространяется единая учётная политика для целей бухгалтерского учёта, а также единое техническое задание на проведение аудита.

Учётная политика ОАО «РЖД» – это системообразующий документ. Принципы, заложенные в нём, являются руководством к действию для всех работников компании, связанных с оформлением и подписанием первичных учётных документов, ведением бухгалтерского учёта и подготовкой бухгалтерской отчётности. С момента образования ОАО «РЖД» в 2003 году в учётную политику вносилось множество дополнений и изменений, как связанных с изменением нормативных правовых актов по бухгалтерскому учёту Минфина, так и с разъяснением отдельных хозяйственных операций. В итоге к 2007 году учётная политика стала больше походить на учебник по бухгалтерскому учёту, что снижало эффективность её применения как локального нормативного акта ОАО «РЖД».

За последние четыре года Бухгалтерской службой компании проведена работа по оптимизации учётной политики. Объём документа сокращён вдвое за счёт исключения описаний различных хозяйственных ситуаций, а также обязательных для всех организаций требований ведения бухгалтерского учёта. В учётной политике отражены лишь те вопросы, в отношении которых в нормативных правовых актах Минфина содержится несколько возможных (альтернативных) вариантов решения, либо решения отсутствуют. В дополнение разработаны и утверждены корпоративные учётные принципы, определяющие порядок учёта в соответствии с бизнес-процессами ОАО «РЖД».

Существенные изменения внесены в учётную политику с 1 января 2011 года в связи с принятием Минфином России в конце 2010 года ряда поправок в действующие положения по бухгалтерскому учёту (приказ от 24.12.2010 № 186н), а также утверждением нового положения по учёту оценочных обязательств (ПБУ 8/2010). Уточнены нормы, касающиеся учёта объектов недвижимого имущества, доходов и расходов будущих периодов, резерва по сомнительным долгам, оценочных обязательств, а также изменён стоимостной лимит для учёта активов в составе основных средств (теперь свыше 40 тыс. руб.). Учитывая непрерывные и нарастающие изменения в законодательстве, Бухгалтерская служба регулярно проводит обучение своих работников. Обучение проходит дистанционно с использованием видеоклассов. Такая работа проводится с 2007 года, и к настоящему времени фактически сформирован корпоративный университет в области бухгалтерского учёта, где ежегодно повышают квалификацию 5 тыс. бухгалтеров.

Здесь также проходит обучние ключевых работников дочерних компаний принципам МСФО и порядку заполнения информационных пакетов. Все ДЗО, имеющие доступ к сети внутренней передачи данных компании, могут пользоваться единой электронной библиотекой всех методических документов ОАО «РЖД» в области бухгалтерского учёта и налогообложения: Система консультационного сопровождения – АС «СКС».

Вся отчётность в компании формируется с уровня первичного документа. Автоматизация учёта кадровых ресурсов компании, электронный документооборот с использованием электронной цифровой подписи, автоматизация отчётности по МСФО в параллельном режиме, а также построение единого регистра учёта основных средств – последние разработки в компании в области автоматизации процесса составления отчётности. Учитывая важность её формирования в рамках холдинга, все разработки осуществляются с учётом ориентации на формирование единого информационного пространства.

Массовый характер носит несвоевременное представление документов дочерними компаниями, что свидетельствует о низком качестве организации работы и контроля исполнения действующих регламентов внутри холдинга. Также надо отметить факты преднамеренного завышения/занижения показателей финансовой отчётности с целью соблюдения ранее установленных бюджетных показателей, а также улучшения ключевых показателей. Основная причина кроется в низкой культуре договорных отношений между материнской и дочерними компаниями.

В результате разногласия урегулируются задним числом в следующие отчётные периоды, в том числе с отнесением на убытки прошлых лет. Аналогичная ситуация иногда складывается и между филиалами ОАО «РЖД», когда в связи с отсутствием бюджета у филиала-заказчика фактически понесённые, но не принятые затраты филиала-подрядчика приходится списывать на убытки компании, также переплачивая налог на прибыль.

В конечном счёте такое положение вещей существенным образом замедляет сроки формирования отчётности (сверка расчётов растягивается на 3–4 месяца). Борьба с этим злом в настоящее время вышла в приоритет работы для всех бухгалтерских подразделений холдинга, ведь занижение объёмов закупок и расходов приводит к переплате налога на прибыль.

Согласно поручению президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина в ключевые показатели эффективности руководителей ДЗО при расчёте премий включены своевременность и качество предоставления информации для подготовки и аудита консолидированной отчётности холдинга ОАО «РЖД».

Хотелось бы напомнить, что в соответствии с действующей редакцией закона «О бухгалтерском учёте» ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учёта лежит на руководителе предприятия. В нашем случае руководители несут ответственность не только перед законом, но и перед холдингом, лично перед президентом ОАО «РЖД». Бухгалтерская служба ОАО «РЖД» в режиме нон-стоп ведёт контроль за положением вещей в ДЗО и при необходимости инициирует проведение корпоративных мероприятий в отношении руководителей тех компаний, которые срывают сроки подготовки отчётности.

На примере годового отчета 2009 года (Приложение 2)группа компаний ОАО "Российские железные дороги" в 2009 году увеличила чистую прибыль по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) практически в 2 раза по сравнению с 2008 годом – до 152,2 млн рублей.

Консолидированная финансовая отчетность группы ОАО "РЖД" по МСФО учитывает показатели всех дочерних и ассоциированных компаний, входящих в холдинг, - это более 170 предприятий.

"2009 год стал проверкой на прочность для ОАО "РЖД". В связи с падением погрузки доходы несколько сократились. Руководство компании приняло ряд мер по сокращению затрат, и эти мероприятия дали соответствующий позитивный результат. По итогам года группе удалось существенно снизить величину операционных расходов – на 8,2% до 999,788 млн рублей. В том числе на оплату труда – на 13%, на материалы, затраты на ремонт и обслуживание – на 24,5%, на топливо – на 32,5%. В итоге показатель EBITDA вернулся на докризисный уровень. Существенную роль сыграла и государственная поддержка компании в кризисный период", - заявил старший вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Михайлов, комментируя отчетность.

Размер выручки группы в 2009 году охарактеризовался незначительным снижением (на 4%) и составил 1154,460 млн рублей, в том числе выручка от грузовых перевозок снизилась на 6% и составила 833,36 млн рублей, выручка от пассажирских перевозок выросла на 3% и составила 166,656 млн рублей.

Показатель EBITDA в 2009 году зафиксирован в размере 329,94 млн рублей, что на 51% превышает соответствующий показатель 2008 года (218,78 млрд рублей). Рентабельность по EBITDA по итогам 2009 года составила 28,6% (18,2% в 2008 году). Рост рентабельности достигнут, в основном, за счет оптимизации и сокращения издержек, что свидетельствует о повышении эффективности операционной деятельности, а также увеличения размера субсидий из федерального и местных бюджетов, что связано с государственным регулированием железнодорожных тарифов.

В результате консолидированная чистая прибыль за отчетный период составила 152,2 млн рублей, что практически в 2 раза превышает чистую прибыль группы в 2008 году (76,4 млн рублей).

Группа компаний ОАО "РЖД" по-прежнему остается одним из крупнейших налогоплательщиков России: за 2009 год было начислено 40,8 млн рублей налога на прибыль (+2,5% к 2008 году, несмотря на снижение ставки по налогу на прибыль с 24% до 20%).

ОАО "РЖД" сегодня

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Это определяют следующие факторы:

                    огромные объемы грузовых и пассажирских перевозок;

                    высокие финансовые рейтинги;

                    квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожного транспорта;

                    большая научно-техническая база;

                    проектные и строительные мощности;

                    значительный опыт международного сотрудничества.

ОАО "РЖД" было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585. Создание компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384.

1 октября 2003 года – начало деятельности ОАО "РЖД".

Учредителем и единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации.

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации