Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 08:16, контрольная работа

Описание

В современных условиях именно от знаний бухгалтера во многом зависит функционирование и благосостояние организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….Стр. 3
1. Законодательство РФ, регулирующее предпринимательскую
деятельность…………………………………………………………Стр. 4
2. Понятие и виды нормативных актов………………………………Стр. 6
3. Опубликование и вступление в силу нормативных актов……….Стр. 8
4. Система нормативного регулирования бухгалтерского
учета в России………………………………………………………Стр. 9
5. Закон о бухгалтерском учете……………………………………….Стр. 11
6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в РФ…………………………………………………….Стр.13
7. Положения по бухгалтерскому учету…………………………….Стр. 14
Заключение……………………………………………………………Стр. 17
Список литературы……………………………………………………Стр. 18

Работа состоит из  1 файл

Бух.учет-контрольная2.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

3. Опубликование и  вступление в силу нормативных актов

    Порядок опубликования и вступления в  силу федеральных законов урегулирован Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования  и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Согласно нормам Закона на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

    Федеральные законы принимаются Государственной  Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются Президентом России и публикуются в официальной  печати. Существует сложная процедура  принятия и отклонения законов, подробно изложенная в Конституции Российской Федерации.

    Официальным опубликованием федерального закона считается  первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если, конечно, в самом законе не установлен иной порядок вступления его в силу.

    Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти определен в настоящее время Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

    В течение десяти дней после дня  регистрации нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература". Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

    Нормативные акты Центрального банка имеют особый порядок опубликования и вступления в силу. Поскольку Центральный банк РФ не относится к федеральным органам исполнительной власти, то, следовательно, на него не распространяется Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763.

    Порядок опубликования и вступления в  силу нормативных актов ЦБ РФ определен в настоящее время Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", действующим в новой редакции от 26 апреля 1995 г. (Федеральный закон от 26 апреля 1995 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" с изменениями).  

4. Система нормативного  регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России

    Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон "О бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

    В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

    Первый  уровень системы составляют законодательные  акты (Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями), Гражданский кодекс Российской Федерации и т.д.), указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие прямо или косвенно порядок бухгалтерского учета в организациях. К этому же уровню относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (с изменениями и дополнениями).

    Второй  уровень составляют российские стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета по сферам деятельности организации и видам активов, а также составления и представления бухгалтерской отчетности.

    Третий  уровень - методические рекомендации (инструкции, указания и другие подобные документы) по учету имущества, затрат, составлению бухгалтерской отчетности и т.п., которые утверждаются Минфином России с учетом отраслевой специфики и видов деятельности организаций.

    Особое  место среди нормативных документов данного уровня отводится Плану счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, где определяется порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

    Четвертый уровень - это рабочие документы  организации. В их состав входят положение  об учетной политике организации (определяет способы и методы бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, включает рабочий план счетов бухгалтерского учета, составляемый на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета); рабочие документы по организации учета отдельных видов активов, затрат, собственного капитала и обязательств, иные документы, которые определяют, в частности, порядок организации первичного учета и документооборота.

    Основным  актом первого уровня является Федеральный  закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

    К первому уровню системы также  следует отнести Гражданский  кодекс РФ, Федеральные законы "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ, "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ, "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ, Постановление Правительства РФ "О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности" от 6 марта 1998 г. N 283 и др.

    Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок  учета и оценки определенного  объекта или их совокупности. Учетные  стандарты (в отечественном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 16 положений по бухгалтерскому учету и отчетности (см. п.2.4).

    На  втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Министерство финансов РФ.

    Методические  рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты  в соответствии с отраслевыми  и иными особенностями. Они разрабатываются  Министерством финансов РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).

    Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения  учета в нем. 

5. Закон о бухгалтерском  учете

    21 ноября 1996 г. впервые в истории России был принят специальный Федеральный закон "О бухгалтерском учете", который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.

    Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку:

    а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;

    б) закрепляет обязанность юридических  лицах вести бухгалтерский учет;

    в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.

    Закон "О бухгалтерском учете" состоит  из трех разделов и 19 статей.

    В первом разделе "Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество  организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).

    Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.

    Ответственность за организацию бухгалтерского учета  в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.

    Во  втором разделе "Основные правила  ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

    В третьем разделе "Основные правила  составления и представления  бухгалтерской отчетности" изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета. 

6. Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности

в Российской Федерации

    Данный  нормативный документ ввиду его  значимости подвергается постоянной переработке  и с учетом вносимых в него изменений  трижды утверждался Министерством финансов Российской Федерации: 20 марта 1992 г. Приказом N 10, 26 декабря 1994 г. Приказом N 170 и 29 июля 1998 г. Приказом N 34н.

    В дальнейшем в Положение внесены  изменения и дополнения Приказами  Министерства финансов от 30 декабря 1999 г. N 107 и от 24 марта 2000 г. N 31н.

    Положение включает шесть разделов.

    В разд. I "Общие положения" определены порядок организации и ведения  бухгалтерского учета, составления  и представления бухгалтерской  отчетности юридическими лицами, а  также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации. В этом же разделе определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются основные элементы приказа (распоряжения) по учетной политике.

    В разд. II "Основные правила ведения  бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на основе рабочего плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных допущений и требований, раздельного учета текущих затрат на производство и капитальных и финансовых вложений).

    В разд. III "Основные правила составления  и представления бухгалтерской  отчетности" указаны состав бухгалтерской  отчетности, порядок ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности (по незавершенным капитальным вложениям, финансовым вложениям, основным средствам, нематериальным активам, сырью, материалам, готовой продукции и товарам, незавершенному производству и расходам будущих периодов, капиталу и резервам, расчетам с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытку) организации).

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России