Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в рассмотрении всего массива нормативно-правовых и прочих актов, связанных с бухгалтерским учетом, и выделении из него основных документов, образующих структуру всей системы российского бухгалтерского законодательства, рассмотрении этих документов в совокупности и по отдельности для определения их значения в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 1.27 Мб (Скачать документ)

Таким образом, первичные  документы, соответствующие этапу  сбора бухгалтерской информации, являются основой бухгалтерского учета.

Статья 10 Закона называется «Регистры бухгалтерского учета» и соответствует стадии регистрации бухгалтерской информации, которая происходит на основе принятых к учету первичных документах, правила составления и ведения которых описаны в статье 9 данного Закона. Регистрируемая информация о хозяйственных операциях отражается на регистрах бухгалтерского учета в хронологическом порядке по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Сами формы регистров  бухгалтерского учета в соответствии с пунктом 19 Положения по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов Российской Федерации и органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета.

На основе регистров  бухгалтерского учета, независимо от их формы, составляется баланс предприятия, то есть итоговая бухгалтерская отчетность предприятия.

Итоговой бухгалтерской отчетности предприятия посвящена глава 3, то есть именно в этой главе получил свое раскрытие третий этап бухгалтерского учета – обобщение бухгалтерской информации, который был зафиксирован в определении бухгалтерского учета.

Обобщение бухгалтерской информации и ее продукт в виде бухгалтерской отчетности являются отражением результатов деятельности всей организации, и по этому пристально контролируются всеми заинтересованными пользователями бухгалтерской информации. Следствием такой важности бухгалтерской отчетности явилось выделение под нее отдельной главы Закона, в которой описаны ее состав, сроки и адреса предоставления и условия публичности.

Так, обязанность составлять и предоставлять бухгалтерскую  отчетность согласно пункту 1 статьи 13 возложена на все организации. Хотя здесь и говорится обо всех организациях, следует учитывать, что Закон согласно пункту 3 статьи 4 не распространяется на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением ведения бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов). Соответственно обязанность составления бухгалтерской отчетности на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не распространяется.

В пункте 2 статьи 13 Закона четко прописан состав бухгалтерской отчетности организаций, в которую входят:

а) бухгалтерский баланс;

б) отчет о прибылях и убытках;

в) приложения к ним, предусмотренные  нормативными актами;

г) аудиторское заключение;

д) пояснительная записка.

Состав бухгалтерской  отчетности для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг) определен отдельно в пункте 4 статьи 15, и в него входят:

а) бухгалтерский баланс;

б) отчет о прибылях и убытках;

в) отчет о целевом  использовании полученных средств.

Помимо состава бухгалтерской  отчетности в законе прописаны и  сроки их предоставления: квартальная  бухгалтерская отчетность предоставляется  в течение 30 дней по окончании квартала, а годовая - в течение 90 дней по окончании года. Общественные организации предоставляют бухгалтерскую отчетность только раз в год.

Бухгалтерская отчетность подписывается главным бухгалтером  и руководителем организации.

Рассматривая вопрос об этапах бухгалтерского учета, необходимо заметить, что все этапы тесно связаны между собой. Так, например, этап сбора информации также является и этапом ее регистрации, так как любая информация, собираясь, регистрируется в первичных учетных документах. Этап регистрации может выступать в качестве этапа обобщения бухгалтерской информации, так как запись в регистры бухгалтерского учета представляет собой, по сути, обобщение информации на основе какого-либо признака.

Аналогичное отражение  имеют не только этапы учета, но все остальные категории, обозначенные в определении бухгалтерского учета.

Данный закон имеет  большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он:

а) повышает юридический  статус норм бухгалтерского учета для  коммерческих и некоммерческих организаций;

б) закрепляет обязанность  ведения бухгалтерского учета в  юридических лицах;

в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса  норм другого законодательства.

Особняком в первой группе документов стоит Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, появление которого связано с нормой Федерального закона "О бухгалтерском учете" в части осуществления Правительством Российской Федерации общего методологического руководства бухгалтерским учетом в Российской Федерации. На основе данного Положения были разработаны Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), в которых нормы Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности получили более подробное раскрытие.

2. Нормативный уровень

 

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), составленные на основе Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, разработка которых вменена в обязанность Законом о бухгалтерском учете Минфину РФ. В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

ПБУ представляет собой  элемент системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета в Российской Федерации и должно применяться  с учетом других Положений по бухгалтерскому учету в соответствии с действующим законодательством.

Разработка ПБУ базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами. Структура каждого стандарта включает:

- введение (общие положения);

- определения;

- содержание;

- необходимые пояснения  (предписания), регулирующие процедуру  практического применения отдельных  требований, составляющих основу  того или иного ПБУ;

- дату вступления в  действие.

В первой части ПБУ  — введении указывается, что данное ПБУ устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о сфере применения этого Положения. Определяются условия, на которых используется объект в учете организации (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, договора аренды и прочее). Приводится характеристика организации учета отдельных объектов, перечень которых регулируется данным ПБУ.

Во введении наряду с  раскрытием общего содержания ПБУ указываются  также его цели и задачи.

Во второй части Положения  даются определения основных понятий, что позволяет однозначно понимать термины, содержание соответствующих объектов учета и их показатели.

Основное содержание объекта и практика его применения раскрывается в последующих частях ПБУ.

Разработка и внедрение  в практику Положений по бухгалтерскому учету происходит в рамках «Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». В данной Программе прописано, что ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Таким образом, отечественные ПБУ разрабатываются в соответствии с МФСО.

Таблица 1

Положения по бухгалтерскому учёту

(в редакции действующей  на «01» января 2011 года)

№ п.п.

Название Положения по бухгалтерскому учету

Утверждено Приказом Минфина РФ

1

ПБУ 1/2008 - Учетная политика организации

№ 106н от 06.10.2008

2

ПБУ 2/2008 - Учет договоров строительного  подряда 

№ 116н от 24.10.2008

3

ПБУ 3/2006 - Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

№ 154н от 27.11.2006

4

ПБУ 4/99 - Бухгалтерская отчетность организации 

№ 43н от 06.07.1999

5

ПБУ 5/01 - Учет материально-производственных запасов 

№ 44н от 09.06.2001

6

ПБУ 6/01 - Учет основных средств 

№ 26н от 30.03.2001

7

ПБУ 7/98 - События после отчетной даты

№ 56н от 25.11.1998

8

ПБУ 8/01 - Условные факты хозяйственной  деятельности

№ 96н от 28.11.2001

9

ПБУ 9/99 - Доходы организации 

№ 32н от 06.05.1999

10

ПБУ 10/99 - Расходы организации 

№ 33н от 06.05.1999

11

ПБУ 11/2008 - Информация о связанных  сторонах

№ 48н от 29.04.2008

12

ПБУ 12/2010 - Информация по сегментам

№ 143н от 08.11.2010

13

ПБУ 13/2000 - Учет государственной помощи

№ 92н от 16.10.2000

14

ПБУ 14/2007 - Учет нематериальных активов

№ 153н от 27.12.2007

15

ПБУ 15/2008 - Учет расходов по займам и  кредитам

№ 107н от 06.10.2008

16

ПБУ 16/02 - Информация по прекращаемой деятельности

№ 66н от 02.07.2002

17

ПБУ 17/02 - Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

№ 115н от 19.11.2002

18

ПБУ 18/02 - Учет расчетов по налогу на прибыль 

№ 114н от 19.11.2002

19

ПБУ 19/02 - Учет финансовых вложений

№ 126н от 10.12.2002

20

ПБУ 20/03 - Информация об участии в  совместной деятельности

№ 105н от 24.11.2003

21

ПБУ 21/2008 - Изменения оценочных значений

№ 106н от 06.10.2008

22

ПБУ 22/2010 - Исправление ошибок в  бухгалтерском учете и отчетности

№ 63н от 28.06.2010


 

Из перечисленных положений  особенно важным является Положение  «Учетная политика организаций», так как в нем изложены основные принципы бухгалтерского учета, зафиксированные в виде требований и допущений. Остановимся на них более подробно.

Допущение имущественной  обособленности означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций

Допущение непрерывности  деятельности означает, что организация  будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у  нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.

Допущение последовательности применения учетной политики означает, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

Допущение временной  определенности факторов хозяйственной  деятельности означает, что факты  хозяйственной деятельности организации  относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Требование полноты  указывает на необходимость полноты  отражения в бухгалтерском учете  всех факторов хозяйственной деятельности.

Требование своевременности указывает на необходимость своевременного отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.

Требование осмотрительности указывает на большую готовность к признанию в бухгалтерском  учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

Требование приоритета содержания перед формой указывает  на необходимость отражать в бухгалтерском  учете факторы хозяйственной  деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

Требование непротиворечивости указывает на необходимость тождества  данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.

Требование рациональности указывает на необходимость рационального  ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

3. Методический уровень

 

Как было сказано в  предыдущем параграфе, ПБУ хотя и дают базовые правила бухгалтерского учета, основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, и возможные бухгалтерские приемы, но не раскрывают конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности