Общая характеристика бухучета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:32, реферат

Описание

Учет - установление наличия чего-либо, его измерение и регистрация с количественной и качественной стороны. В процессе исторического развития в учете выделилось направление - хозяйственный учет.
Хозяйственный учет - это количественное отображение и качественная характеристика явлений в обществе. Это единая система учета, включающая три взаимосвязанных элемента: оперативный, статистический, бухгалтерский учет.

Работа состоит из  1 файл

основы бухучета.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)
    1. Общая характеристика бухучета.

 

Учет - установление наличия чего-либо, его измерение и регистрация с количественной и качественной стороны. В процессе исторического развития в учете выделилось направление - хозяйственный учет.

Хозяйственный учет - это количественное отображение и качественная характеристика явлений в обществе. Это единая система учета, включающая три взаимосвязанных элемента: оперативный, статистический, бухгалтерский учет.

Оперативный учет - система регистрации определенной хозяйственной операции на месте и в момент ее совершения с целью получения систематической информации на отдельных участках хозяйственной деятельности.

Статистический учет - учет однородных массовых явлений и процессов в рамках всего общества.

 

Бухгалтерский учет - система документального сплошного и непрерывного наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятий. Существует три вида учетных измерителей:

а) натуральные - для определения  количества (кг, литры);

б) трудовые - для определения  затрат рабочего времени (человеко-дни, человеко-часы);

в) Денежные измерители (млн. руб.).

 

Объекты бухучета. К ним относятся:

а) хозяйственные средства как материальная основа деятельности;

б) хозяйственные средства как содержание деятельности;

в) расчеты с работниками, банками, финансовыми организациями;

г) результаты деятельности предприятия.

 

Бухучет делится на две части:

а) финансовый учет;

б) управленческий учет.

а) В финансовом учете  отображаются, обрабатываются и обобщаются показатели внешней бухгалтерской  отчетности, информация о хозяйственных отношениях предприятия с его партнерами.

б) Управленческий учет отражает, обрабатывает и обобщает показатели внутренней отчетности, информацию о  хозяйственных отношениях, складывающихся между подразделениями предприятия.

 

 

    1. Предмет бухгалтерского учета.

 

Главным является принцип  сбалансированности, основанный на том, что хозяйственные средства отражаются параллельно в двух формах, то есть по составу хозяйственных средств  и по источникам их образования. Состав хозяйственных средств в бухучете называется активом. Источники образования этих средств - пассив. Актив всегда должен быть равен пассиву - это основное положение бухучета. Из этого следует, что овладение основами бухучета должно начинаться с познания экономической классификации хозяйственных средств. По составу хозяйственные средства - активы подразделяются на группы:

    1. Основные средства и другие долгосрочные вложения.
    2. Запасы и затраты.
    3. Денежные средства и средства в расчетах.

Экономическим признаком, общим для 2-й и 3-й группы является то, что они находятся в текущем хозяйственном обороте предприятия – это оборотные средства. Средства 1-й группы участвуют в нескольких производственных циклах, поэтому их называют внеоборотными средствами.

1. Основные  средства:

    1. Основные средства – совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в процессе производства в качестве средств труда.
    2. Долгосрочные арендуемые основные средства – средства труда, договор аренды по которым предусматривает переход их собственности к арендатору по истечению срока аренды или после внесения всей выкупной цены.
    3. Нематериальные активы – хозяйственные средства, которые не имеют материальной субстанции, используются в течении длительного срока и приносят доход (это патенты, организационные затраты при создании фирмы, торговые марки).
    4. Долгосрочные финансовые вложения (инвестиции) – затраты предприятия на приобретение ценных бумаг с намерением держать их для получения доходов сроком более одного года, а также вложения в уставные капиталы других предприятий, средства, переданные другим предприятиям взаймы под вексель на срок более одного года.
    5. Незавершенные капитальные вложения – затраты застройщиков по возведению зданий, сооружений, приобретению оборудования и других объектов капитального строительства.
    6. Расчеты с учредителями – задолженность предприятию со стороны учредителей данного предприятия по вкладам в уставный капитал.

 

2. Запасы и  затраты:

  1. Производственные запасы – совокупность материальных вещественных ценностей и используемых в процессе производства в качестве предметов труда (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, запчасти, тара, инструмент и инвентарь со сроком службы менее одного года или стоимостью менее определенной суммы – малоценные и быстроизнашивающиеся предметы - мбп).
  2. Незавершенное производство – продукция или работы, не прошедшие весь технологический цикл обработки на предприятии, неукомплектованные изделия, не прошедшие испытаний и технической приемки.
  3. Готовая продукция – изделия, прошедшие весь технологический цикл обработки, изготовленные в соответствии с техническими условиями и принятые службой технического контроля.
  4. Товары – товарно-материальные ценности, приобретаемые для продажи.

 

3. Денежные  средства и средства обращения:

    1. Касса – наличные денежные средства, находящиеся в данный момент на предприятии.
    2. Расчетный счет – денежные средства на счете в учреждении банка, принадлежащие предприятию.
    3. Валютный счет – денежные средства в иностранной валюте, находящиеся в учреждении банка, как в пределах страны, так и за рубежом.
    4. Краткосрочные финансовые вложения – затраты на ценные бумаги, купленные на срок менее одного года, а также представления краткосрочных займов другим предприятиям.
    5. Дебиторская задолженность – средства предприятия, переданные другим юридическим или физическим лицам для хозяйственных действий.

По источникам образования – пассивы – средства подразделяются тоже на три группы:

      1. Источники собственных средств.
      2. Источники заемных средств.
      3. Обязательства по расчетам.

1. Источники собственных средств – уставный капитал – стоимостное отражение           совокупности вкладов учредителей в имущество предприятия при его создании:

    1. Добавочный капитал – стоимостное выражение средств, находящихся на балансе предприятия после их переоценки.
    2. Резервный фонд – образуется из прибыли предприятия до налогообложения (от балансовой прибыли). Используется на выплату доходов учредителям при недостатке прибыли или на покрытие убытков.
    3. Фонды накопления – часть прибыли, оставшаяся после уплаты налогов, которая направляется на расширение производства.
    4. Прибыль – финансовый результат деятельности предприятия, который определяется как разница между доходами и затратами. Показателями прибыли могут быть:

               а) прибыль отчетного года (балансовая прибыль), определяется нарастающим итогом с начала отчетного года;

б) использование прибыли  – сумма фактически произведенных  отчислений из прибыли в бюджет и  нужды предприятия;

в) нераспределенная прибыль  отчетного года – часть чистой прибыли после уплаты всех налогов и распределенной по фондам;

г) нераспределенная прибыль  прошлых лет – часть чистой прибыли, нераспределенная на первое число  отчетного года.

 

2. Источники  заемных средств:

    1. Краткосрочные кредиты банков – на срок менее одного года.
    2. Долгосрочные кредиты банков – банковские ссуды на срок более одного года.
    3. Краткосрочные или долгосрочные займы – ссуды других предприятий (не банков) на срок до года или свыше одного года.

 

3. Все виды  кредиторской задолженности – задолженность данного предприятия другим юридическим или физическим лицам (поставщикам и подрядчикам, персоналу по оплате труда, по расчетам с бюджетом, с внебюджетными фондами, по расчету с другими организациями).

 

Суть предмета бухгалтерского учета – средства предприятий и их источники постоянно изменяются – совершают кругооборот из 4-х стадий:

а)    заготовка  материальных ценностей;

б)    процесс производства продукции;

в)     процесс  реализации продукции, услуг;

   г) процесс обращения,  включающий расчеты с различными  кредиторами и дебиторами;

Кругооборот хозяйственных средств  и является предметом бухгалтерского учета на предприятии.

 

 

     3.  Метод бухучета.

Метод бухучета – совокупность специфических способов и приемов  для отражения хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Состоит из элементов:

  1. Документирование.
  2. Инвентаризация.
  3. Оценка.
  4. Калькуляция.
  5. Баланс.
  6. Счета.
  7. Двойная запись.
  8. Документирование – способ первичной регистрации хозяйственных операций, который осуществляется на основе правильно оформленных документов.

Документ – оформленное в установленном порядке свидетельство о совершенной хозяйственной операции. Составляется по установленной форме и должен иметь все необходимые реквизиты: название, наименование предприятия от лица которого составляется документ, дата составления, содержание хозяйственной операции и ее измерители в натуральном и денежном выражении, а также подписи с расшифровкой должностных ответственных лиц.

По назначению документы подразделяют на группы: распорядительные, исполнительные, комбинированные и документы бухгалтерского оформления.

С помощью распорядительных документов дается задание – распоряжение. Это – банковские чеки, платежные поручения, приказы о назначении на должность с установленными окладами.

С помощью исполнительных документов удостоверяется факт совершения хозяйственной операции: накладные, отчеты материально ответственных лиц и другие документы.

Комбинированные документы  сочетают элементы первых двух: приходный  кассовый ордер, расходный кассовый ордер, платежные ведомости по зарплате.

С помощью документов бухгалтерского оформления осуществляются расчеты по начислению износа, определению прибыли, исчислению налогов.

По степени обобщенности документы подразделяются на первичные и сводные.

Первичные документы позволяют осуществлять регистрацию хозяйственных операций, сводные предназначаются для группировки первичных документов. Все первичные документы подшиваются вместе со сводными, в которых они отражены. Главное правило бухучета – ни одной проводки без первичного документа.

Первичные документы  должны содержать полные и достоверные данные, создаваться своевременно и удовлетворять требованиям:

    1. Проверяться по форме арифметически и по содержанию.
    2. Ошибки в первичных документах могут быть исправлены таким образом, чтобы можно было прочитать то, что было написано до исправления.

 

2. Инвентаризация. Документальный учет дополняют периодической проверкой материальных ценностей, денежных средств и расчетов, то есть производится инвентаризация. Инвентаризация позволяет контролировать сохранность средств и обязательна для проведения в установленные сроки. Выявленные при инвентаризации расхождения с документарным учетом регулируются в следующем порядке: излишки приходуются и относятся на финансовый результат (прибыль), недостача списывается за счет чистой прибыли и относится на убытки, если виновные лица не определены.

 

3.  Оценка - способ денежного выражения хозяйственных средств и их источников. Основными принципами оценки средств предприятия является реальность и единство оценки:

Единство достигается  тем, что все предприятия в обязательном порядке осуществляют оценку своих средств на основе единых правил, установленных в положении о бухгалтерском учете и отчетности.

Реальность оценки определяется тем, что все хозяйственные средства отражаются в бухгалтерском балансе по фактической себестоимости их приобретения и изготовления – фактическая себестоимость. В текущем бухгалтерском оценка объектов учета по их фактической себестоимости на предприятии невозможна, так как полная информация о ней появляется только в конце отчетного периода. В текущем учете для оценки используются так называемые учетные цены. Это внутрихозяйственные фиксированные стоимостные нормативы.

Информация о работе Общая характеристика бухучета