Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:20, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ 3
С января 1998 г. в Российской Федерации действует Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Цель реформирования состоит в приведении национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. Достижение данной цели будет означать возможность формирования системы информации для эффективного управления внутри предприятия. Одной из задач реформы является оказание методической помощи предприятиям в понимании и внедрении системы управленческого учета.
ВВЕДЕНИЕ
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
3 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
3.1 Цель и задачи бухгалтерского управленческого учета
3.2 Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета
3.3 Основные принципы организации аналитического и синтетического учета
3.4 Финансово-управленческая служба и функции бухгалтера-аналитика
3.5 Автоматизированная обработка информации бухгалтерского управленческого учета
4 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Продолжение таблицы 1
| Критерий | Финансовый учет | Управленческий учет |
8 | Периодичность отчетности | Полный финансовый отчет организация составляет по итогам года, менее детальные – поквартально. | Детализированные отчеты в управленческом учете большие организации составляют ежемесячно; отчеты по определенным видам деятельности могут составляться еженедельно, ежедневно, в некоторых случаях немедленно. |
9 | Сроки представления отчетов | Поскольку для выверки данных и проверки их внешними аудиторами требуется время, к которому надо добавить некоторый срок на печатание и распространение финансовых отчетов, последние попадают к пользователям только через несколько недель после окончания отчетного периода. | Отчеты по управленческому учету могут содержать информацию, требующую немедленных действий. Эти отчеты обычно составляются им представляются в течение нескольких дней по окончании отчетного месяца. |
10 | Объект отчетности | Ведется в целом по предприятию, рассматривает его как единый хозяйственный комплекс. | Ведется по секторам рынка, местам формирования затрат, центрам ответственности, причинам и виновникам отклонений и лишь при необходимости обобщается в целом по предприятию. |
11 | Ответственность за правильность ведения учета | Финансовый учет должен осуществляться в соответствии с нормативными документами Правительства РФ и органов, которым предоставлено право регулировать бухгалтерский учет. За нарушение методологии финансового учета предусмотрена ответственность по закону. | Методология управленческого учета законодательством не регламентируется, учет ведут по правилам, установленным самой организацией, учитывающим специфику ее деятельности, особенности решения тех или иных задач. |
Финансовый бухгалтерский учет – сложная информационная система учета и отчетности, требующая специальных знаний для профессионального суждения об оценках, признании, раскрытии информации. Главный бухгалтер как специалист по финансовому учету представляет собой самостоятельное подразделение любой организации. Активным субъектом управленческого учета выступает бухгалтер-менеджер, бухгалтер-управленец. От него требуются несколько иные знания, чем от бухгалтера, ведущего финансовый учет.
Управленческий учет – новая комплексная отрасль знания. Он объединяет несколько прикладных экономических наук: планирование, организацию и управление производством, нормирование, бухгалтерский и операционный учет, управленческий анализ, ряд других. В этом его большое преимущество, т.к. именно на стыке наук, при использовании разных научных методов, происходят существенные прорывы к новым знаниям и технологиям.
Можно сказать, что управленческий и финансовый учет находятся в одном информационном поле, а их взаимосвязь может быть различной.
Рис.1 - Взаимосвязь управленческого и финансового учета
финансовый и управленческий учет полностью независимы друг от друга (вариант 1);
часть данных в финансовом и управленческом учете совпадают, однако в целом это разные системы (вариант 2);
управленческий учет представляет собой комплексную систему, включающую в том числе и финансовый учет (вариант 3).
Последний вариант редко встречается в российских компаниях.[11]
Таким образом, примерная схема взаимодействия финансового и управленческого учета может выглядеть следующим образом.
Схема 1 - Взаимодействие финансового и управленческого учета
Синтетический учет производственных запасов ведется на счете 10 «Материалы». Этот счет имеет следующие субсчета:
10.1 «Сырье и материалы»;
10.2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
10.3 «Топливо»;
10.4 «Тара и тарные материалы»;
10.5 «Запасные части»;
10.6 «Прочие материалы»;
10.7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
10.8 «Строительные материалы»;
10.9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета синтетический учет производственных запасов на счете 10 «Материалы» разрешается вести двумя способами:
1) по фактической себестоимости;
2) по учетным ценам.
При первом способе на счете 10 «Материалы» отражаются все расходы по приобретению и заготовлению производственных запасов.
При втором способе дополнительно используют счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» и счет 16 «Отклонение в стоимости материалов».
Применение того или другого способа определяется предприятием самостоятельно и указывается в его учетной политике.
Традиционным и более упрощенным является первый способ учета материалов. В этом случае на поступившие материалы в бухгалтерском учете дебетуют счет 10 «Материалы» и кредитуют счета:
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным, водным) организациям, а также информационных и консультационных услуг, таможенных пошлин и др.;
71 «Расчеты с подотчетными лицами» — на стоимость сырья и материалов, приобретенных и оплаченных из подотчетных сумм;
23 «Вспомогательные производства» — на расходы по доставке материалов собственным транспортом и та фактическую себестоимость материалов собственного производства; 20 «Основное производство» — на стоимость полученных из производства возвратных отходов и др.
Если при приемке обнаруживается недостача или порча материалов, то эти операции на материальных счетах не отражаются. В случае, когда недостача сырья и материалов не превышает норму естественной убыли в пути, то она списывается на общехозяйственные расходы производственного предприятия. При обнаружении же недостачи и порчи сырья и материалов по вине поставщика последнему предъявляется претензия. Эта операция в учете отражается по дебету субсчета 76-2 «Расчеты по претензиям» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
При ведении синтетического учета материалов по фактической себестоимости в рамках счета 10 «Материалы» целесообразно открыть два аналитических счета:
1) материалы по учетным ценам;
2) транспортно-заготовительные расходы или отклонение в стоимости материалов.
Отпуск сырья и материалов из центральных складов в кладовые производственных цехов рассматривается как внутренние перемещение и в бухгалтерском учете отражается записью: дебет счета 10 «Материалы», аналитический счет «Центральный склад»; кредит счета 10 «Материалы», аналитический счет «Производственный цех».
Производственный расход сырья и материалов в бухгалтерском учете отражается путем списания с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счетов:
20 «Основное производство» — на стоимость сырья и материалов, израсходованных в основном производстве;
23 «Вспомогательные производства» — на стоимость материалов, израсходованных во вспомогательных производствах;
25 «Общепроизводственные расходы» — на стоимость материалов, израсходованных на общепроизводственные нужды;
26 «Общехозяйственные расходы» — на стоимость материалов, израсходованных на общехозяйственные нужды;
28 «Брак в производстве» — на стоимость материалов, израсходованных на исправление бракованной продукции, и др.
В течение месяца списание сырья и материалов производится по твердым учетным ценам. В конце месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по твердым учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по твердым учетным ценам. При этом если фактическая себестоимость выше твердой учетной цены, то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу — способом «сторно», т.е. отрицательными числами.
При втором способе учета материалов на их фактическую себестоимость на основе поступивших расчетных документе! поставщиков и других организаций дебетуется счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» и кредитуются счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; 71 »Расчеты с подотчетными лицами» и др. Записи на счетах производятся в зависимо от того, когда сырье и материалы поступили на склад производственного предприятия — до или после получения расчетных документов поставщиков и других организаций.
На учетную стоимость оприходованных материалов в бухгалтерском учете дебетуется счет 10 «Материалы» и кредитуют счета:
15 «Заготовление и приобретение материалов» — на фактическую стоимость сырья и материалов, если она ниже учетной стоимости;
16 «Отклонение в стоимости материалов» — на сумму разницы между стоимостью материалов по учетным це<| нам и их фактической себестоимостью.
Если фактическая себестоимость оприходованных материалов превышает стоимость по учетным ценам, то имеющуюся разницу в бухгалтерском учете дебетуют счет 16 «Отклонение в стоимости материалов» и кредитуют счет 15 «Заготовление и приобретение материалов».
Остаток счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» показывает стоимость оплаченных, но не поступивших от поставщиков на склад производственного предприятия материалов за отчетный месяц.
Учтенные в течение месяца на счете -16 «Отклонение в стоимости материалов» разницы между фактической себестоимостью приобретенньх материалов и стоимостью их по учетным ценам в конце месяца списываются на счета затрат пропорционально стоимости израсходованных материалов по учетным ценам. Если фактическая себестоимость материалов превышает стоимость по учетным ценам, то на имеющуюся разницу в бухгалтерском учете дебетуют счета затрат и кредитуют счет 16 «Отклонение в стоимости материалов». В противном случае в бухгалтерском учете делается сторнировочная запись.
При реализации материалов на сторону синтетический учет которых ведется по фактической себестоимости, в бухгалтерском учете производятся следующие записи: Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» - на фактическую себестоимость реализованных материалов;
Кредит счета 10 «Материалы»;
Дебет счета 61 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — на продажную стоимость материалов;
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»;
Дебет счета 91«Прочие доходы и расходы»— на сумму НДС по реализованным материалам;
Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Финансовый результат от реализации материалов списывается со счета 91 «Прочие доходы и расходы» на счет 99 «Прибыли и убытки».
В случае же реализации материалов на сторону, синтетический учет которых ведется по учетным ценам, списание учетной стоимости материалов отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 10 »Материалы». На сумму разницы между фактической себестоимостью материалов и стоимостью их по учетным ценам дебетуют счет 91 «Прочие доходы и расходы» и кредитуют счет 16 «Отклонение в стоимости материалов»- при этом производятся либо обыкновенная, либо сторнировочная запись.
В бухгалтерии производственного предприятия наряду с синтетическим учетом материалов параллельно ведется аналитический учет. Существуют разные варианты аналитического учета материалов: сортовой, партионный, оперативно-бухгалтерский и др.
Сортовой способ учета материалов предусматривает ведение учета в натурально-стоимостном выражении по видам и сортам материалов.
На каждый вид и сорт материалов в бухгалтерии открывают карточки аналитического учета, в которых на основании первичных документов записывают операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета материалов лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек по каждому складу и в целом по предприятию составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками синтетического счета 10 «Материалы» и данными карточек складского учета.
Информация о работе Общие принципы бухгалтерского управленческого учета