Обязательный и инициативный аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:41, курсовая работа

Описание

Появление предприятий различных организационно-правовых форм и множества собственников выдвинуло на первый план проблему получения достоверной информации о деятельности предприятия и его партнеров, а также необходимость организации действенной защиты их имущественных интересов. В этих условиях аудит становится одной из функций управления.

Содержание

Введение
Глава I. Обязательный аудит
1.Характеристика обязательного аудита
2.Виды обязательного аудита и причины его проведения
3.Обязательства сторон-участников обязательного аудита
4.Особенности обязательного аудита по поручению государственных и правоохранительных органов
5.Ответственность экономических субъектов за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки
Глава II. Инициативный аудит
1.Характеристика инициативного аудита
2.Цели и задачи инициативного аудита
3.Виды инициативных аудиторских проверок
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

аудит курсовая.docx

— 35.38 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ  ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  И ПРАВА

Кафедра экономики и управления 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По  дисциплине: «Аудит»

На  тему: «Обязательный  и инициативный аудит» 
 

                                                                     Выполнила: студентка VI-го курса

                                                                      По специальности: «Бухгалтерский

                                              учет, анализ и аудит»

                                    

                                                       
 
 
 
 

МОСКВА 2011

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Обязательный аудит…………………………………………………..4

  1. Характеристика обязательного аудита………………………………...4
  2. Виды обязательного аудита и причины его проведения…………….6
  3. Обязательства сторон-участников обязательного аудита…………..7
  4. Особенности обязательного аудита по поручению государственных и правоохранительных органов………………………………………...9
  5. Ответственность экономических субъектов за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки…………………..11

Глава II. Инициативный аудит………………………………………………13

  1. Характеристика инициативного аудита……………………………...13
  2. Цели и задачи инициативного аудита………………………………...15
  3. Виды инициативных аудиторских проверок………………………...16

Заключение……………………………………………………………………...18

Список  используемой литературы…………………………………………...19 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Появление предприятий различных организационно-правовых форм и множества собственников выдвинуло на первый план проблему получения достоверной информации о деятельности предприятия и его партнеров, а также необходимость организации действенной защиты их имущественных интересов. В этих условиях аудит становится одной из функций управления. Аудит способствует осуществлению всех хозяйственных операций при соблюдении требований законодательства и обеспечивает рациональное использование ресурсов, предупреждая и снижая риск хозяйственной деятельности. Зарубежный и отечественный опыт убедительно подтверждает, что по мере становления и развития аудита возрастает необходимость использования в его организации принципа специализации. Отраслевые особенности сфер хозяйственной деятельности определяют конкретный перечень способов удовлетворения и защиты имущественных интересов, правовой статус и организационные формы хозяйствования, правовые регламенты деятельности, методы учета затрат и калькулирования себестоимости, обоснования стратегии развития и другие условия выгодного использования инвестированных средств. Практика управления и становления многоукладной экономики свидетельствует о неотложности организации аудита в промышленном комплексе на основе общих для всей хозяйственной деятельности правовых регламентов. Здесь действуют специфичные нормативные акты по исчислению и уплате налогов, финансированию и кредитованию и т.д. Практически все предприятия нуждаются в соответствующих их правовому статусу системах имущественной ответственности учредителей и должностных лиц, экономических регуляторах и регламентах хозяйственной деятельности. 
 

Глава I. Обязательный аудит

1. Характеристика обязательного аудита

Статья 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»  гласит:

1. Обязательный аудит - обязательная ежегодная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный  аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация  имеет организационно-правовую форму  открытого акционерного общества;

2) организация  является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой  организацией или обществом взаимного  страхования, товарной или фондовой  биржей, инвестиционным фондом, государственным  внебюджетным фондом, источником  образования средств которого  являются предусмотренные законодательством  Российской Федерации обязательные  отчисления, производимые физическими  и юридическими лицами, фондом, источниками  образования средств которого  являются добровольные отчисления  физических и юридических лиц; (в ред. Федеральных законов  от 14.12.2001 № 164-ФЗ, от 30.12.2004 № 219-ФЗ)

3) объем  выручки организации или индивидуального  предпринимателя от реализации  продукции (выполнения работ,  оказания услуг) за один год  превышает в 500 тысяч раз установленный  законодательством Российской Федерации  минимальный размер оплаты труда  или сумма активов баланса  превышает на конец отчетного  года в 200 тысяч раз установленный  законодательством Российской Федерации  минимальный размер оплаты труда;

4) организация  является государственным унитарным  предприятием, муниципальным унитарным  предприятием, основанным на праве  хозяйственного ведения, если  финансовые показатели его деятельности  соответствуют подпункту 3 пункта 1 настоящей статьи. Для муниципальных  унитарных предприятий законом  субъекта Российской Федерации  финансовые показатели могут  быть понижены;

5) обязательный  аудит в отношении этих организаций  или индивидуальных предпринимателей  предусмотрен федеральным законом.

2. Обязательный  аудит проводится аудиторскими  организациями. При проведении  обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах  которых доля государственной  собственности или собственности  субъекта Российской Федерации  составляет не менее 25 процентов,  заключение договоров оказания  аудиторских услуг должно осуществляться  по итогам размещения заказа  на оказание таких услуг в  порядке, предусмотренном Федеральным  законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на  поставки товаров, выполнение  работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд" (в ред.  Федеральных законов от 14.12.2001 №  164-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ)

3. Аудиторская  проверка аудируемых лиц, в  финансовой (бухгалтерской) документации  которых содержатся сведения, составляющие  государственную тайну, осуществляется  в соответствии с законодательством  Российской Федерации (п. 3 в ред.  Федерального закона от 14.12.2001 №  164-ФЗ). 
 
 

2. Виды обязательного аудита и причины его проведения

Обязательная  аудиторская проверка проводится в  случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации, инициативная аудиторская проверка - по решению экономического субъекта. Аудиторская проверка, проводимая по поручению государственных органов, также относится к обязательным аудиторским проверкам.

Необходимо  учесть, что обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах  которых доля государственной собственности  или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских  услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок  проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых  содержатся сведения, составляющие государственную  тайну, может производиться только аудиторскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых отсутствует  доля, принадлежащая иностранным  физическим и / или юридическим лицам, и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, полученный в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации.

При проведении обязательного аудита аудиторские  организации обязаны страховать риск ответственности за нарушение  договора.

Закон обязывает аудиторские организации  и индивидуальных аудиторов хранить  тайну об операциях аудируемых лиц  и лиц, которым оказывались сопутствующие  аудиту услуги.

Тот факт, что необходимость аудита в ряде случаев установлена актами законодательства, a не желанием руководителей экономических  субъектов, имеет как свои причины, так и определенные последствия  как для аудиторов, проводящих аудит, обязательный для экономических  субъектов, так и для этих экономических  субъектов.

Причины необходимости проведения обязательного аудита:

1) субъекты  обязательного аудита, как правило,  работают с денежными средствами  населения. Это банки, страховые  организации, негосударственные  пенсионные фонды, открытые акционерные  общества. Население не всегда  умеет квалифицированно читать  бухгалтерскую отчетность, анализировать  финансовые показатели, делать адекватные  выводы. Аудитор в случае аудита  таких экономических субъектов  выступает посредником между  проверяемым экономическим субъектом  и заинтересованным в его деятельности, но не квалифицированным пользователем  бухгалтерской отчетности;

2) устанавливая  обязательность подтверждения отчетности  предприятий, имеющих большие  объем выручки от реализации, размеры имущества, государство  в лице аудитора контролирует  деятельность этих предприятий  как крупных налогоплательщиков. 

3. Обязательства сторон-участников обязательного аудита

На  аудиторскую организацию, проводящую обязательную аудиторскую проверку, налагаются определенные обязательства:

1) обязательная  аудиторская проверка в отличие  от проверки по специальному  аудиторскому заданию может быть  только комплексной, охватывающей  все сферы деятельности предприятия,  все разделы и счета бyxгaлтерского  учета, все виды имущества,  оценку деятельности всех филиалов, подразделений и представительств  экономического субъекта;

2) обязательная  аудиторская проверка требует  от аудитора однозначности выводов  - можно ли и в какой степени  полагаться на информацию, содержащуюся  в представленной бухгалтерской  отчетности;

3) при  обязательной аудиторской проверке  необходимо применение (соблюдение) всех правил (стандартов) аудита, определяющих  действия аудиторов в конкретных  ситуациях, возникающих при проведении  аудита.

Обязательства, налагаемые на руководство  экономического субъекта, подлежащего обязательному  аудиту:

1) в  отличие от проверки по специальному  аудиторскому заданию, когда заказчик  в лице руководителя экономического  субъекта может сам определить  круг вопросов, по которым он  нуждается в помощи аудитора, при обязательной аудиторской  проверке не может быть никаких  ограничений тематики проверки;

2) получив  аудиторское заключение по результатам  обязательной аудиторской проверки, руководство экономического субъекта  не может не ознакомить c его  итоговой частью всех желающих;

3) получив  перечень ошибок и нарушений,  выявленных аудитором в ходе  проведения обязательной аудиторской  проверки, a также рекомендации по  их устранению, руководство экономического  субъекта не может ограничиться  принятием их к сведению, оно  обязано принять меры по их  исправлению. 
 

4. Особенности обязательного аудита по поручению государственных и правоохранительных органов

Орган дознания, следователь при наличии  санкции прокурора, прокурор, суд  и арбитражный, суд вправе в соответствии c процессуальным законодательством  Российской Федерации поручить аудитору или, аудиторской фирме провести аудиторскую проверку экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов:

· возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела;

· принятого  к производству (возобновленного  производством) гражданского дела;

· дела, подведомственного арбитражному суду.

Будут ли аудиторы содействовать  правоохранительным органам?

Использование аудита правоохранительными органами предполагает, прежде всего, оказание содействия судьям, органам дознания, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию  по конкретному делу, посредством  разрешения вопросов, требующих специальных  знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Это, в  частности, объясняется тем, что  одним из квалификационных требований к аудитору является наличие документа  о высшем экономическом и (или) юридическом  образовании и наличие стажа  по экономической или юридической  специальности (ч. 2 ст. 15 Закона № 119-ФЗ).

Привлечение правоохранительными органами аудитора в качестве специалиста обусловлено, прежде всего, наличием у него специальных  экономических знаний, т.к. юридическими знаниями и практическим стажем в  большей мере обладают сами дознаватели, следователи, прокуроры и судьи.

Несмотря  на то, что аудитор в соответствии со своей квалификацией может  приглашаться как специалист в области  бухгалтерского учета, его положение  не соответствует квалификации эксперта-бухгалтера, который проходит не только специальную  подготовку, получает соответствующую  квалификацию эксперта-бухгалтера, но и обладает более широкими познаниями в области как процессуального, так и специального законодательства. (Положение об организации подготовки и повышении квалификации государственных  судебных экспертов государственных  судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции РФ, утвержденное Приказом Минюста России от 15 июня 2004 г. № 112).

Информация о работе Обязательный и инициативный аудит