Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:46, реферат
Окружающая среда бизнеса любой организации представляет собой совокупность факторов и сил, внешних и оказывающих влияние на деятельность организации, но не поддающихся контролю с ее стороны. Эти факторы и силы обязательно должны учитываться при разработке комплекса маркетинга транспортных предприятий и организаций.
Различают микросреду и макросреду бизнеса организации.
Подходы в работе с данными четырьмя крупными сегментами принципиально различаются.
1. На сегменте крупных и средних грузовладельцев, вносящих ощутимый вклад в грузооборот, более уместен индивидуальный иод-ход. Основа подхода - взаимовыгодное сотрудничество АТП с такими предприятиями на долгосрочной основе. В зависимости от практической ситуации далее целесообразно выполнять второй этап сегментирования, на котором крупных и средних грузоотправителей делят на более мелкие подгруппы.
Критерием сегментации, прежде всего, служит наименование груза в соответствии с принятой номенклатурой грузов (уголь, наливные, железная руда и черные металлы, удобрения, химикаты, контейнеры, цемент, лес, бумага, импорт, промсырье). При необходимости для более полного учета требований грузоотправителей и экономии расходов на осуществление необходимых мероприятий маркетинга грузоотправителей допустимо разделить на более мелкие сегменты по одному или нескольким из следующих критериев:
Методы сбора информации и проведения аналитической работы на сегменте крупных грузоотправителей: анкетирование; личное общение маркетологов, закрепленных за данным предприятием или их группой, с руководством предприятия-грузоотправителя; анализ экономического состояния, хозяйственных, финансовых проблем грузоотправителя, ситуации в отрасли, где он работает, освоения инвестиций, внедрения новых технологий на грузообразующих предприятиях; изучение географии продаж, мониторинг цен на продукцию грузоотправителя в местах ее реализации и расчет транспортной составляющей в цене.
При исследованиях этих сегментов кроме анализа распределения грузов по родам и наименованиям, актуально выполнение анализа эластичности спроса на перевозки по цене и по ряду показателей качества (скорости и соблюдению сроков доставки, простоте и оперативности оформления документов и т.д.). При этом расчет коэффициентов эластичности следует проводить для выделенных подгрупп грузоотправителей в отдельности.
Возможен также и другой подход к сегментации транспортного рынка, например, по условиям качества перевозок и транспортного обслуживания грузовладельцев. Для этого все перевозимые грузы целесообразно разбить на 4 группы или сегмента:
Такая группировка грузов производится при углубленной разработке маркетинговых мероприятий по повышению качества транспортного обслуживания клиентуры.
В целом к сегментации рынка нельзя подходить формально. Ее глубина и широта зависит от целей и возможностей изучения и развития рынка.
Классическими критериями (признаками) сегментации рынка, как известно, являются группировки по типам потребителей, видам продукции и основным конкурентам. При этом выделяются географические, статусные, технологические, поведенческие и другие признаки. Однако по экономическим соображениям не рекомендуется создавать слишком большое количество сегментов, чтобы напрасно не увеличивать расходы на создание и реализацию комплекса маркетинга для каждого из многочисленных сегментов. Целесообразна разработка гибкой и дифференцированной рекламной продукции, средств стимулирования только по наиболее отличающейся небольшой группе сегментов транспортного рынка.
Для более полного использования возможностей АТП и выработки стратегических, организационных, экономических и технических мероприятий необходимо изучение условий работы конкурирующих видов транспорта и выявление базы конкуренции, т.е. тех сегментов грузоотправителей, за которые другие виды транспорта и АТП вступают в серьезное соперничество. Чтобы решить данную задачу можно рекомендовать известный SWOT-анализ (силы, слабости, возможностей и опасностей), который следует проводить до выбора стратегии маркетинга на каждом из выделенных сегментов грузоотправителей.
Пассажирские автомобильные перевозки подразделяются на пригородные (до 50 км), городские и междугородние (свыше 50 км). Необходимо выяснить, какие виды транспорта составляют конкуренцию транспортному предприятию, в чем их преимущества и недостатки.
В пригородных перевозках значительная часть поездок связана с поездками на работу (учебу), а также в период с весны до осени на пригородные садовые участки. Поэтому в данном виде сообщения подход транспортного предприятия, нацеленный на получение высокой прибыли, чаще всего невозможен. В связи с этим удорожание пригородных перевозок необходимо веско аргументировать и проводить периодически по возможности в период спада их объемов.
При перевозках пассажиров в междугороднем и местном сообщении имеет смысл выполнить сегментацию рынка пассажиров. Так, на междугородних перевозках выделяют четыре группы пассажиров: 1) те, кто едет в отпуск или на каникулы, т.е. в данном случае пользование автомобильным транспортом для поездок носит сезонный характер; 2) деловые поездки; 3) те, кто ездит часто (не менее одного раза в неделю); 4) групповые (туристические) поездки. К каждой из перечисленных групп пассажиров применяется свой метод стимулирования. Например, лицам, совершающим нечастые деловые поездки можно предложить поездки с повышенной комфортностью дополнительным набором услуг (предоставление информационных изданий, прохладительные напитки и т.д.) за дополнительную плату. Путешествующим группой, наоборот, допустимо предоставлять скидки.
Для повышения привлекательности поездок конкретным видом транспорта маркетологам транспортного предприятия необходимо периодически выяснять мнение пассажиров о качестве сервиса в поездке, их претензии, замечания и пожелания. Это можно сделать путем анкетирования или личных опросов пассажиров.
Особого внимания заслуживает изучение спроса на услуги городского пассажирского транспорта. Система транспортного обслуживания жителей города функционирует в условиях неопределенности, уровень которой не является постоянным. Неопределенность зависит от факторов, определяющих работу пассажирского транспорта, и от сложности связей между этими факторами. Большинство факторов являются нестабильными, и их влияние изменяется различным образом. Их динамизм и сложность вносят главный вклад в неопределенность условий функционирования системы транспортного обслуживания.
Определение сочетания факторов, влияющих на формирование пассажиропотоков, является главным в описании ситуаций. В зависимости от времени выполнения перевозок можно выделить некоторое стандартное множество таких факторов:
На все разнообразные ситуации, описываемые различными наборами стандартных исходных факторов, могут быть заблаговременно разработаны стандартные управленческие решения, предусматривающие изменение количества подвижного состава, маршрутов и режимов движения, графиков работы. Так же заблаговременно могут готовиться управленческие решения в случае массовых зрелищных мероприятии и других аналогичных случаев, поскольку их влияние на изменение пассажиропотоков может легко прогнозироваться.
В последние годы на транспортном рынке России наблюдается усиление конкуренции между видами транспорта и перевозчиками автотранспортной области, как в области грузовых, так и пассажирских перевозок. В целях получения преимущества перед конкурентами транспортным предприятиям следует активнее использовать маркетинговые принципы формирования спроса на перевозки, так как в соответствии с современной концепцией маркетинга активная, агрессивная политика предприятия является залогом успешности его деятельности.
Основными принципами формирования спроса на грузовые перевозки являются:
В соответствии с перечисленными принципами в целях формирования необходимых размеров спроса на грузовые перевозки работники автомобильного транспорта используют следующие методы и мероприятия:
Таким образом, маркетинговое формирование спроса на перевозки это, с одной стороны, процесс определения реальных потребностей клиентов (грузоотправителей) в перевозке и, с другой стороны, активное влияние на эти потребности, их создание. Транспортные предприятия, предоставляя скидки на перевозку партии груза, зачастую дают возможность промышленному предприятию повысить объем выпуска продукции, реализовать ее и получить прибыль.
Формирование спроса на перевозки грузов также осуществляется путем принятия совместных решений со смежными видами транспорта: железными дорогами, морскими или речными портами по тарифным и технологическим вопросам, касающимся согласованности их политики.
Основой рыночных отношений на автомобильном транспорте является конкуренция АТО как производителей «транспортной продукции» за рынок сбыта своей «продукции», т.е. за рынок перевозок, с целью получения финансовых результатов (доходов, прибыли).
Информация о работе Окружающая среда бизнеса транспортных предприятий