Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:11, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы заключается в изучении организационных аспектов бухгалтерского управленческого учета.
Из этой цели вытекают следующие основные задачи:
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику ЗАО «АВС-Инвест»;
проанализировать современную экономику и управленческий учет;
рассмотреть особенности организации управленческой бухгалтерии;
раскрыть функции бухгалтера-аналитика;
рассмотреть внутрипроизводственный учет и отчетность.
Введение………………………………………………………………….……….4
1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «АВС Инвест»……6
2. Современная экономика и управленческий учет…………………………...16
3. Особенности организации управленческой бухгалтерии………………….20
4. Функции бухгалтера-аналитика……………………………………………...24
5. Система внутрипроизводственного учета и отчетности…………………...27
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………
Финансовый учет охватывает информацию, которая используется не только для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам, т.е. сторонним пользователям. Эта информация должна удовлетворять потребности, как фискальных государственных органов, так и акционеров компаний, держателей облигаций и других ценных бумаг, потенциальных инвесторов. Нормы и правила ведения финансового учета регулируются не только национальными, но и международными стандартами.
Управленческий же учет предназначается для решения внутренних задач управления предприятием и является его "ноу-хау". В отличие от финансового, управленческий учет субъективен и конфиденциален, но именно он несет основную нагрузку обеспечения качественного принятия управленческих решений и его реализуют профессионалы высокого уровня.
На отечественных предприятиях многие главные бухгалтера занимаются традиционным бухгалтерским учетом. Управленческий учет на большинстве предприятий не ведется. Так на ЗАО «АВС-Инвест» он развит очень слабо. Многие элементы управленческого учета входят в наш традиционный бухгалтерский и оперативный учет, экономический анализ. Вместе с тем, отечественная учетная практика еще не использует возможности маркетинга, и в ней не определяются отклонения фактических затрат от прогнозных, а также не используется такая категория, как будущий рубль и т.д.
По оценкам специалистов, в экономически развитых странах фирмы и компании 90% рабочего времени и ресурсов в области бухгалтерского учета тратят на постановку и ведение управленческого учета, в то время как на традиционный финансовый учет уходит только оставшаяся часть. На ЗАО «АВС-Инвест» это соотношение, к сожалению, выглядит с точностью наоборот. Такому положению во многом способствует отсутствие официального определения, признания понятий финансового и управленческого учета в законодательных и нормативных актах, регулирующих бухгалтерский учет в Российской Федерации. Так, в Законе "О бухгалтерском учете" дано определение только бухгалтерского учета, согласно которому "бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций" (ст.1, п.1).
При этом никакого упоминания о финансовом и управленческом учете нет. Нет его, к сожалению, и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. №34н).
Между тем потребность в появлении и функционировании обоих видов бухгалтерского учета у нас в стране - это не дань моде, а веление времени. Подтверждением этого может служить появление в последнее время множества учебников, учебных пособий, монографий и статей, посвященных проблемам организации как финансового, так и управленческого учета.
Производственный учет на предприятии ЗАО «АВС-Инвест» следит за издержками производства и доходами предприятия и выявляет возможные резервы повышения рентабельности производственно-коммерческой и финансовой деятельности. Он четко и детально отражает все процессы, связанные с производством и реализацией продукции на предприятии. Основными разделами современного производственного учета должны быть:
- учет затрат и доходов по их видам;
- учет затрат и доходов по центрам ответственности;
- учет затрат и доходов по их носителям.
Учет затрат и доходов по их видам должен показать, какие группы затрат возникли на предприятии в процессе производства продукции (работ, услуг) в отчетном периоде и как они были возмещены в процессе реализации изделий (работ, услуг).
Учет затрат и доходов по центрам ответственности должен способствовать точному их распределению между отдельными подразделениями предприятия (центрами ответственности) для определения результатов в разрезе каждого центра ответственности.
Наконец, учет затрат и доходов по их носителям должен определить рентабельность каждого вида выпускаемой продукции (работ, услуг).
Таким образом, только в рамках производственного учета удается рассчитать себестоимость и рентабельность единицы продукции и выявить скрытые резервы повышения эффективности производственной и коммерческой деятельности предприятия ЗАО «АВС-Инвест».
Сегодняшний производственный учет помимо учета затрат на производство продукции и определения ее себестоимости также должен включать в свой состав учет готовой продукции (работ, услуг) и определение результатов от ее реализации. В этих условиях он в равной степени будет относиться и к управленческому и бухгалтерскому учету. Управленческий учет по своему составу безусловно шире, чем производственный, поскольку через функции управления он превращает производственный учет, по существу, в систему управления затратами и доходами предприятия.
Управленческий
учет можно определить как интегрированную
систему внутрихозяйственного учета,
предоставляющую информацию о затратах
и результатах деятельности как всего
предприятия, так и его отдельных структурных
подразделений, предназначенную для принятия
тактических (оперативных) и стратегических
(прогнозных) управленческих решений.
3.
Особенности организации
Под
организацией управленческого учета
понимают систему условий и элементов
построения учетного процесса с целью
получения достоверной и
Для обеспечения рациональной организации управленческого учета большое значение имеет разработка плана организации, который включает в себя следующие элементы:
- план документации и документооборота;
- план счетов и их корреспонденция;
- план отчетности;
- план технического оформления учета;
- план организации труда работников бухгалтерии.
В плане документации указывается перечень документов для учета хозяйственных операций и составляется расчет потребности в бланках. При этом предприятие ЗАО «АВС-Инвест» использует типовые формы первичных учетных документов. Организации также могут применять формы документов, разработанные самостоятельно. После того, как была определена потребность организации в бланках, заказывают их печатание в типографии или делают заявку на их приобретение.
График документооборота — это основа организации первичного учета в организации, представляющий собой путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указывается порядок, место и время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.
При разработке плана счетов для управленческого учета необходимо иметь ввиду, что действующий в настоящее время план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 18.09.2006 г. № 115н, 116н позволяет осуществлять учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции одновременно для целей бухгалтерского и управленческого учета.
План отчетности состоит из двух частей. В первой части содержаться необходимые сведения по отчетности, представляемой вышестоящим пользователям, т. е. внешняя отчетность, во второй — по отчетности, получаемой от нижестоящих подразделений организации, т. е. внутренняя отчетность.
В плане технического оформления учета указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства будут использованы организацией ЗАО «АВС-Инвест».
В
плане организации труда
Служба
управленческого учета в
Задачей группы планирования является составление различных видов бюджета, например главного бюджета, охватывающего основную деятельность организации; бюджеты структурных подразделений и другие частные бюджеты; операционный бюджет; финансовый бюджет; специальные бюджеты для отдельных видов деятельности.
Материальная группа:
- осуществляет выбор поставщиков материальных ресурсов, контроль за поступлением, хранением и использованием этих ресурсов;
- разрабатывает нормы расхода сырья и материалов на осуществление производственной деятельности, нормы запасов сырья и материалов на складах;
- принимает участие в выборе типовых и разработке новых форм первичных документов и учетных регистров для учета поступления, наличия и отпуска всех видов сырья и материалов; разрабатывает формы отчетов о расходе сырья и материалов; осуществляет выбор цен для оприходования и расхода сырья и материалов.
Группа учет затрат труда и его оплаты осуществляет:
- нормирование труда;
- определяет расценки оплаты труда;
- ведет учет затрат труда по установленным объектам учета;
- принимает участие в разработке форм первичных документов, учетных регистров и отчетов по труду и заработной плате.
Производственно-
- перечень центров затрат и центров ответственности;
- устанавливает статьи затрат по каждому центру затрет;
- разрабатывает формы учетных регистров и отчетов по затратам и выпуску продукции;
- осуществляет калькулирование себестоимости продукции по центрам затрат и по организации в целом и контроль за эффективным использованием производственных ресурсов.
Группа
учета продажи продукции
- порядок учета выпуска и продажи продукции;
- состав покупателей;
- фактические затраты по продаже продукции;
- себестоимость проданной продукции по ее видам, зонам продажи;
- прибыль и рентабельность по продаже отдельных видов продукции, структурным подразделениям, организации в целом.
Аналитическая
группа осуществляет анализ эффективности
деятельности по каждому центру затрат,
структурному подразделению и организации
в целом, выявляет резервы повышения
эффективности использования
4.
Функции бухгалтера-аналитика
Бухгалтеры, наделенные управленческими функциями, называются бухгалтерами-аналитиками (бухгалтерами-менеджерами). В организационной структуре любого предприятия между его отдельными подразделениями возможны линейные и нелинейные (штабные) производственные отношения. Линейные отношения предполагают дачу указаний подчиненным лицам. Например, начальники цехов подчинены руководителю производства, что свидетельствует о наличии линейных отношений. В организации ЗАО «АВС-Инвест» присутствуют линейные отношения, главный бухгалтер-аналитик отвечает за работу всей бухгалтерской службы. Нелинейные (штабные) производственные отношения возникают тогда, когда один отдел предоставляет услуги другим отделам (например, отделы кадров, снабжения, проектирования, финансового обеспечения). В этом смысле функции бухгалтера-аналитика также носят штабной характер, так как подчиненная ему бухгалтерская служба консультирует, обслуживает и координирует остальные подразделения предприятия. Остановимся подробнее на функциях бухгалтера-аналитика на предприятии ЗАО «АВС-Инвест». Как известно, управление складывается из планирования, контроля и стимулирования.
Информация о работе Организационные аспекты бухгалтерского управленческого учета