Организационные аспекты бухгалтерского управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:11, курсовая работа

Описание

Цель написания данной курсовой работы заключается в изучении организационных аспектов бухгалтерского управленческого учета.
Из этой цели вытекают следующие основные задачи:
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику ЗАО «АВС-Инвест»;
проанализировать современную экономику и управленческий учет;
рассмотреть особенности организации управленческой бухгалтерии;
раскрыть функции бухгалтера-аналитика;
рассмотреть внутрипроизводственный учет и отчетность.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….4
1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «АВС Инвест»……6
2. Современная экономика и управленческий учет…………………………...16
3. Особенности организации управленческой бухгалтерии………………….20
4. Функции бухгалтера-аналитика……………………………………………...24
5. Система внутрипроизводственного учета и отчетности…………………...27
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК УУ.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

      Финансовый  учет охватывает информацию, которая  используется не только для внутреннего  управления, но и сообщается контрагентам, т.е. сторонним пользователям. Эта информация должна удовлетворять потребности, как фискальных государственных органов, так и акционеров компаний, держателей облигаций и других ценных бумаг, потенциальных инвесторов. Нормы и правила ведения финансового учета регулируются не только национальными, но и международными стандартами.

      Управленческий  же учет предназначается для решения  внутренних задач управления предприятием и является его "ноу-хау". В отличие  от финансового, управленческий учет субъективен и конфиденциален, но именно он несет основную нагрузку обеспечения качественного принятия управленческих решений и его реализуют профессионалы высокого уровня.

      На  отечественных предприятиях многие главные бухгалтера занимаются традиционным бухгалтерским учетом. Управленческий учет на большинстве предприятий не ведется. Так на ЗАО «АВС-Инвест» он развит очень слабо. Многие элементы управленческого учета входят в наш традиционный бухгалтерский и оперативный учет, экономический анализ. Вместе с тем, отечественная учетная практика еще не использует возможности маркетинга, и в ней не определяются отклонения фактических затрат от прогнозных, а также не используется такая категория, как будущий рубль и т.д.

      По  оценкам специалистов, в экономически развитых странах фирмы и компании 90% рабочего времени и ресурсов в области бухгалтерского учета тратят на постановку и ведение управленческого учета, в то время как на традиционный финансовый учет уходит только оставшаяся часть. На ЗАО «АВС-Инвест» это соотношение, к сожалению, выглядит с точностью наоборот. Такому положению во многом способствует отсутствие официального определения, признания понятий финансового и управленческого учета в законодательных и нормативных актах, регулирующих бухгалтерский учет в Российской Федерации. Так, в Законе "О бухгалтерском учете" дано определение только бухгалтерского учета, согласно которому "бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций" (ст.1, п.1).

      При этом никакого упоминания о финансовом и управленческом учете нет. Нет  его, к сожалению, и в Положении  по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. №34н).

      Между тем потребность в появлении  и функционировании обоих видов  бухгалтерского учета у нас в  стране - это не дань моде, а веление времени. Подтверждением этого может служить появление в последнее время множества учебников, учебных пособий, монографий и статей, посвященных проблемам организации как финансового, так и управленческого учета.

      Производственный  учет на предприятии ЗАО «АВС-Инвест» следит за издержками производства и доходами предприятия и выявляет возможные резервы повышения рентабельности производственно-коммерческой и финансовой деятельности. Он четко и детально отражает все процессы, связанные с производством и реализацией продукции на предприятии. Основными разделами современного производственного учета должны быть:

      - учет затрат и доходов по их видам;

      - учет затрат и доходов по центрам ответственности;

      - учет затрат и доходов по их носителям.

      Учет  затрат и доходов по их видам должен показать, какие группы затрат возникли на предприятии в процессе производства продукции (работ, услуг) в отчетном периоде и как они были возмещены в процессе реализации изделий (работ, услуг).

      Учет  затрат и доходов по центрам ответственности должен способствовать точному их распределению между отдельными подразделениями предприятия (центрами ответственности) для определения результатов в разрезе каждого центра ответственности.

      Наконец, учет затрат и доходов по их носителям  должен определить рентабельность каждого вида выпускаемой продукции (работ, услуг).

      Таким образом, только в рамках производственного  учета удается рассчитать себестоимость  и рентабельность единицы продукции  и выявить скрытые резервы  повышения эффективности производственной и коммерческой деятельности предприятия ЗАО «АВС-Инвест».

      Сегодняшний производственный учет помимо учета затрат на производство продукции и определения ее себестоимости также должен включать в свой состав учет готовой продукции (работ, услуг) и определение результатов от ее реализации. В этих условиях он в равной степени будет относиться и к управленческому и бухгалтерскому учету. Управленческий учет по своему составу безусловно шире, чем производственный, поскольку через функции управления он превращает производственный учет, по существу, в систему управления затратами и доходами предприятия.

      Управленческий учет можно определить как интегрированную систему внутрихозяйственного учета, предоставляющую информацию о затратах и результатах деятельности как всего предприятия, так и его отдельных структурных подразделений, предназначенную для принятия тактических (оперативных) и стратегических (прогнозных) управленческих решений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Особенности организации управленческой  бухгалтерии 

     Под организацией управленческого учета  понимают систему условий и элементов  построения учетного процесса с целью  получения достоверной и своевременной  информации о хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью.

     Для обеспечения рациональной организации  управленческого учета большое  значение имеет разработка плана  организации, который включает в  себя следующие элементы:

     - план документации и документооборота;

     - план счетов и их корреспонденция;

     - план отчетности;

     - план технического оформления учета;

     - план организации труда работников бухгалтерии.

     В плане документации указывается  перечень документов для учета хозяйственных  операций и составляется расчет потребности в бланках. При этом предприятие ЗАО «АВС-Инвест» использует типовые формы первичных учетных документов. Организации также могут применять формы документов, разработанные самостоятельно. После того, как была определена потребность организации в бланках, заказывают их печатание в типографии или делают заявку на их приобретение.

     График  документооборота — это основа организации  первичного учета в организации, представляющий собой путь, который  проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указывается порядок, место и время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.

     При разработке плана счетов для управленческого учета необходимо иметь ввиду, что действующий в настоящее время план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 18.09.2006 г. № 115н, 116н позволяет осуществлять учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции одновременно для целей бухгалтерского и управленческого учета.

     План  отчетности состоит из двух частей. В первой части содержаться необходимые  сведения по отчетности, представляемой вышестоящим пользователям, т. е. внешняя  отчетность, во второй — по отчетности, получаемой от нижестоящих подразделений организации, т. е. внутренняя отчетность.

     В плане технического оформления учета  указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства будут  использованы организацией ЗАО «АВС-Инвест».

     В плане организации труда работников бухгалтерии определяется структура  данной службы, ее штат, должностная  характеристика каждому работнику, составляются графики учетных работ.

     Служба  управленческого учета в организации ЗАО «АВС-Инвест» состоит из следующих групп: планирования, материальная, учета затрат труда и его оплаты, производственно-калькуляционная, учета продажи продукции, аналитическая.

     Задачей группы планирования является составление  различных видов бюджета, например главного бюджета, охватывающего основную деятельность организации; бюджеты структурных подразделений и другие частные бюджеты; операционный бюджет; финансовый бюджет; специальные бюджеты для отдельных видов деятельности.

     Материальная  группа:

     - осуществляет выбор поставщиков материальных ресурсов, контроль за поступлением, хранением и использованием этих ресурсов;

     - разрабатывает нормы расхода сырья и материалов на осуществление производственной деятельности, нормы запасов сырья и материалов на складах;

     - принимает участие в выборе типовых и разработке новых форм первичных документов и учетных регистров для учета поступления, наличия и отпуска всех видов сырья и материалов; разрабатывает формы отчетов о расходе сырья и материалов; осуществляет выбор цен для оприходования и расхода сырья и материалов.

     Группа  учет затрат труда и его оплаты осуществляет:

     - нормирование труда;

     - определяет расценки оплаты труда;

     - ведет учет затрат труда по установленным объектам учета;

     - принимает участие в разработке форм первичных документов, учетных регистров и отчетов по труду и заработной плате.

     Производственно-калькуляционная  группа определяет:

     - перечень центров затрат и центров ответственности;

     - устанавливает статьи затрат по каждому центру затрет;

     - разрабатывает формы учетных регистров и отчетов по затратам и выпуску продукции;

     - осуществляет калькулирование себестоимости продукции по центрам затрат и по организации в целом и контроль за эффективным использованием производственных ресурсов.

     Группа  учета продажи продукции определяет:

     - порядок учета выпуска и продажи продукции;

     - состав покупателей;

     - фактические затраты по продаже продукции;

     - себестоимость проданной продукции по ее видам, зонам продажи;

     - прибыль и рентабельность по продаже отдельных видов продукции, структурным подразделениям, организации в целом.

     Аналитическая группа осуществляет анализ эффективности  деятельности по каждому центру затрат, структурному подразделению и организации  в целом, выявляет резервы повышения  эффективности использования всех видов ресурсов по всем подразделениям организации, принимает участие в разработке бюджетов организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4. Функции бухгалтера-аналитика 

     Бухгалтеры, наделенные управленческими функциями, называются бухгалтерами-аналитиками (бухгалтерами-менеджерами). В организационной структуре любого предприятия между его отдельными подразделениями возможны линейные и нелинейные (штабные) производственные отношения. Линейные отношения предполагают дачу указаний подчиненным лицам. Например, начальники цехов подчинены руководителю производства, что свидетельствует о наличии линейных отношений. В организации ЗАО «АВС-Инвест» присутствуют линейные отношения, главный бухгалтер-аналитик отвечает за работу всей бухгалтерской службы. Нелинейные (штабные) производственные отношения возникают тогда, когда один отдел предоставляет услуги другим отделам (например, отделы кадров, снабжения, проектирования, финансового обеспечения). В этом смысле функции бухгалтера-аналитика также носят штабной характер, так как подчиненная ему бухгалтерская служба консультирует, обслуживает и координирует остальные подразделения предприятия. Остановимся подробнее на функциях бухгалтера-аналитика на предприятии ЗАО «АВС-Инвест». Как известно, управление складывается из планирования, контроля и стимулирования.

Информация о работе Организационные аспекты бухгалтерского управленческого учета